Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА | Хмелькова Марина Леонидовна. Работа №299240

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Хмелькова Марина Леонидовна
Статья посвящена проблеме поиска путей и средств развития мыслительных способностей, связанных креативным мышлением, на уроках изобразительного искусства. Для активизации и усиления эффективности ученического процесса используются различные нетрадиционные техники рисования. Далее автором рассматриваются конкретные темы уроков и нетрадиционные техники, которые можно применить на этих уроках. Так, например, при прохождении в 6 классе раздела тем «Пейзаж – большой мир» возможно использование  техники "Тампонирование".

Хмелькова Марина Леонидовна,

Учитель изобразительного искусства

КОГОБУ СШ с УИОП пгт Юрья

 

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

В современное время, в 21 век бурно развивающихся технологий, все чаще появляется потребность в людях, которые могут нестандартно мыслить, принимать неординарные решения, могут нетрадиционно, нелогично, но качественно решать возникающие вопросы.

Появление данного опыта работы связано с тем, что на сегодняшний день проблема поиска путей и средств развития мыслительных способностей, связанных креативным мышлением,   в коллективной, а также и в индивидуальной форме обучения становится насущной и важной.

В требованиях стандартов нового поколения проблеме развития креативных и современных качеств личности уделяется большое внимание.

Самый актуальный вопрос на сегодняшний день, это такие новшества в обучении, которые заставляют учащегося думать нестандартно, и не шаблонно, меняют мышление, деятельность, заставляют ребенка искать индивидуальные, часто даже нелогичные, но интересные пути решения какой-либо проблемы или вопроса. Способствует этому такой инструмент, как креативные качества  личности, которые      помогают увидеть решение отдельных задач под новым  углом зрения, находить оригинальные идеи, мыслить нестандартно, а часто даже алогично.

Умение вглядываться в жизнь, искать особенные, часто не совсем стандартные пути решения, плюс активное воображение, помогает развивать креативные качества. На мой взгляд воображать, фантазировать, как художник, тоже можно научиться.

В практике работы массовой школы наблюдается устойчивое противоречие  между пониманием необходимости развития креативных качеств обучающихся,  и  недостаточным объемом программного времени, отведенного на изучение изобразительного искусства в основной школе с использованием нестандартных техник для развития этих качеств.    

Для активизации и усиления эффективности ученического процесса используются различные нетрадиционные техники рисования.

Учеными изучено и освоено более тридцати различных техник рисования:

флористика,

аппликация с использованием природного материала,

выполнение рисунков на бересте, дощечке,

точечный рисунок-пуантилизм,

тычкография

, тампонирование

набрызг

,

рисунки с использованием круп,

рисование пальчиками, ладошкой,

вилкой

,

оттиски с использован

ием природного материала, мятой бумаги

,

 

 различных материалов (поролоном, рисование воском,    

         цветными мелками),

монотипия (пейзажная, приоритетная)

,

кляксография

,

набрызг

,

рисование: нитками, солью

, ладошками,

на мокрой бумаге

и т.д.

Каждый  ребенок уникален и талантлив - это огромный мир нереализованных возможностей. В раннем детстве рисуют абсолютно все дети и на чем угодно.  Ребенок пытается осознать видимое вокруг и отобразить это. Конечно у кого-то сразу не все получается, но ведь нужно знать, как рисовать, с чего начать и что использовать и этому важно научить ребенка.

   Уроки, на которых используются нестандартные техники помогут более полно раскрыть творческие, индивидуальные и креативные  качества детей, потому что работа на уроках не ограничивается обычными инструментами для рисования. Поэтому учитель на своих уроках использует элементы природного материала (цветы и листья, и т.д.), ткань, дощечки, стекло, пластилин ватные палочки, крупу, как вспомогательный материал. Дети учатся рисовать в таких интересных техниках как процарапывание, точечный, фактурный оттиск,  аппликация, рисуют пальчиками, работают в технике набрызга, кляксографии и многих других.

Урок в 5 классе на тему “Фасад избы можно выполнить в технике “Граттаж”. Достаточно сложным и трудоемким в выполнении этого задания, будет то, что необходимо выполнить предварительную работу. Необходимо погрузить учащихся в благоприятную среду. Можно представить классную комнату в виде творческой мастерской¸ где каждый занят своим делом. В процессе работы весь ученический коллектив класса можно разделить  на группы или выполнять всю работу индивидуально. На уроке это проходит таким образом. Учащиеся натирают лист бумаги воском. Гуашь смешивается с тушью или мылом, и в несколько слоев, лист закрашивается. Самым интересным является то, что рисовать узор потом необходимо сразу и исправить уже ничего нельзя. После такой работы ребята становятся более уверенными.

Другим вариантом организации работы на уроке будет объединение ребят в группы, с целью выполнения группового панно. Каждому ребенку дается свое задание: часть учащихся оформляют домики, ворота, или забор в технике бумагопластики. Возможно также выполнение работы с помощью аппликации из бумаги или природных материалов. Другая часть ребят выполняет общий фон на большом листе ватмана. В итоге получается красивая деревенская улица.

Один из принципов работы это «Корректная  педагогическая помощь ученику». Ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь, поможет детям в развитии их творческих способностей и качеств. При изучении в 6 классе раздела «Ритм пятен. Реальность и фантазия в творчестве художника» можно использовать техники кляксографии, хорошо использовать также технику рисования нитками.

Как из одного незначительного пятна получить целую композицию? На уроке в 6 классе “Пятно, как средство выражения” используем технику «Монотипия» и «Аппликация». Все изображения сначала из-за симметрии похожи на бабочек. На кисточку берем небольшое количество краски (лучше гуашь), и стряхиваем на чистый лист бумаги несколько капель. Так можно делать несколько раз, но желательно другим цветом. Затем учащиеся складывают лист пополам или под углом и хорошо проглаживают. Раскрыв лист, мы видим маленькое чудо: там уже готовая бабочка, детям только нужно дорисовать узоры на крыльях, а также окружающий пейзаж: цветочный луг, листики, травинки.

При изучении темы «Линия и её выразительные возможности» можно предложить детям готовый образец рисунка пейзажа, выполненный несколькими линиями. Но вот раскрасить рисунок предлагается каждому самостоятельно. В итоге при одном шаблоне пейзажа рисунки могут получиться абсолютно разные: одни дети рисуют яркий, малиновый закат, другие горячее, знойное, бежевое лето. У третьих получается яркий солнечный пейзаж начала лета, а кто-то может изобразить даже грозовое небо.

При прохождении в 6 классе раздела тем «Пейзаж – большой мир»-использую  технику “Тампонирование”. Для выполнения этой техники необходимо приготовить: природный материал (отжившие листья, ветви деревьев, разнотравье; тампон, можно приготовить самим; акварельные краски, альбом, заранее можно изготовить шаблон  какого- либо рисунка или выполнить рисунок самостоятельно. С помощью различных форм и видов листьев можно  нарисовать небо, траву (ближе – дальше), листья деревьев, животных.

Опустив тампон в краску, наносим на приготовленную бумагу продуманный рисунок.  

Последовательность и системность в развитии креативных качеств обучающихся можно проследить при изучении темы  в 6 классе « Картина-пейзаж» с использованием нестандартной техники рисования  «Набрызг». 

Также, например, в 5 классе при изучении темы «Народный праздничный костюм» можно использовать нестандартную технику рисования «Рисование с использованием круп» для украшения нарисованного народного костюма. На этом уроке можно использовать групповую работу в парах. На плотной основе (картоне) прорисовывается форма костюма простым карандашом. Далее из круп  (пшено, рис, гречка и другие) выполняется рисунок-аппликация. Сначала при помощи  кисти, клей наносится на шаблон-рисунок костюма, затем на клей наносится необходимая крупа для создания необходимого рисунка. Так получается красивый народный орнамент на костюме. Таким образом, создаются рукава народного костюма, кокошник, и другие элементы народного костюма. Рубаху, например, можно «собрать» из различных круп. В итоге получается готовый костюм. В ходе урока развиваются творческие способности,  ребята должны научиться сочетать в работе формы украшения народного праздничного костюма. Вторым вариантом работы может быть выполнение народного костюма в виде аппликации из ткани.

Перед знакомством с темой «Внутренний мир русской избы» в 5 классе обычно проводится урок-экскурсия в школьном музей. Для этого первоначально знакомим детей с бытом крестьян, с обликом русской избы. Учащиеся рассматривают экспозицию предметов быта, знакомятся с различными предметами, которые окружали крестьянина в быту. Это поможет им создать обстановку композиции «В русской избе». На данном уроке возможен вариант работы в группах, когда учащиеся распределяют обязанности и каждый рисует свою часть избы и её убранства (окна, печь, стол, посуда, домотканые дорожки и рушники, прялка и лавки), с последующим оформлением коллективной композиции.

Так при изучении тем, связанных с росписью (Гжель, Городец, Хохлома) рациональнее использовать роспись на деревянной основе (или на одноразовой картонной посуде) с использованием нестандартной техники рисования с помощью ватных палочек. Это придает работе дополнительный интерес и обучающиеся представляют себя в роли настоящих мастеров по росписи посуды и разделочных досок. Также можно посвятить этой теме несколько уроков и приготовить тарелочки самим, выполнив их в технике папье-маше.

Заключительный урок по теме «Связь времен в народном искусстве» -разделом, который знакомит учащихся с народными промыслами в 5 классе можно провести в виде урока –ярмарки. В начале урока мастера представляют свои промыслы- зазывают гостей, затем расписывают шаблоны в технике своих промыслов. В результате компонуется коллективное панно «Ярмарка». Вторым вариантом работы по данной теме будет роспись русских матрешек в техниках различных промыслов: Хохлома, Гжель, Городец, Жостово.

В 7 классе при работе над темой «Реальность фантазия в творчестве художника применяется нестандартная техника рисования «Флористика», так как дети уже взрослые, то работы  учащихся заслуживают особого внимания. Для развития кругозора на уроках совершаем заочные путешествия  в музеи мира. Где детям представляется возможность познакомится с работами великих художников,  и их работами. Рисунок образа девушки  углем можно изобразить на картоне по шаблону с использованием природного материала отживших (сухих  цветов, листьев) для работы по дополнению образа девушки. Из разнотравья можно выполнить волосы девушки и дополнить их заколкой из семян растений или крупы (фасоль белая и красная, кукуруза  т. д.)

 

 Список используемой литературы

1. Страунинг А.М. «Развитие творческого воображения школьников на занятиях по изобразительной деятельности».

2. Левицкая, И. Б. Развитие креативности школьников / И. Б. Левицкая, С. К. Турчак. – М.: Педагогика, 2007

3. Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. – 2013. – Современные научные исследования. Выпуск 1. –ART 53572. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm.

4.Утёмов В. В. Модель развития креативности учащихся на основе системы задач открытого типа // Концепт. – 2012. – №2 (Февраль). – ART 1210. – URL: http://e-koncept.ru/2012/1210.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.

5.Аванесов В.С. Социологические тесты. М., 1982 г

6.Изучение личности школьника учителем (Под ред. З. И. Васильевой и др. М., 1991. С.112-113.)

7.Макарова Т.Е. Творческое развитие личности воспитанника и педагогическое диагностирование его уровня в детском образовательном учреждении, Самара 2002.

8.Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.-176с., 16с.ил.:- (Б-ка учителя изобразительной деятельности).

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×