Развитие креативного мышления у детей через художественные и музыкальные занятия | Маханькова Татьяна Станиславовна. Работа №353175
Аннотация. В статье рассматривается значение художественных и музыкальных занятий как одного из ключевых инструментов для развития креативного мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Приводятся теоретические основы, раскрывающие природу креативности и её взаимосвязь с художественной деятельностью. Анализируются работы отечественных и зарубежных исследователей, предлагаются методические подходы и практические рекомендации для музыкальных руководителей.
Ключевые слова: креативное мышление, музыка, искусство, творчество, дошкольное воспитание.
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Маханькова Татьяна Станиславовна, музыкальный руководитель
ГКДОУ "Детский сад № 111 комбинированного вида
городского округа Донецк", ДНР
Аннотация. В статье рассматривается значение художественных и музыкальных занятий как одного из ключевых инструментов для развития креативного мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Приводятся теоретические основы, раскрывающие природу креативности и её взаимосвязь с художественной деятельностью. Анализируются работы отечественных и зарубежных исследователей, предлагаются методические подходы и практические рекомендации для музыкальных руководителей.
Ключевые слова: креативное мышление, музыка, искусство, творчество, дошкольное воспитание.
Современное образование направлено не только на передачу знаний, но и на развитие личности ребёнка, его творческих и интеллектуальных способностей. В этом контексте развитие креативного мышления становится одной из важнейших задач. Музыкальные и художественные занятия играют ключевую роль в этом процессе, так как они способствуют развитию воображения, способности к ассоциативному мышлению, нестандартному подходу к решению задач.
Дж. Гилфорд, изучавший природу креативности, подчёркивал, что творческое мышление тесно связано с эмоциональным восприятием, которое активно стимулируется искусством.
Креативность определяется как способность человека создавать новые идеи, подходы или продукты, отличающиеся оригинальностью. По Л. С. Выготскому, творчество — это процесс, связанный с использованием воображения для преобразования реальности.
Искусство, включая музыку и живопись, активизирует эмоционально-чувственное восприятие и стимулирует творческую активность. В музыкальной деятельности, например, сочинение мелодий или импровизация требуют от ребёнка поиска нестандартных решений.
Этапы развития креативного мышления у детей:
- Ассоциативное мышление. Дети учатся связывать звуки и образы, музыкальные темы с эмоциями или событиями.
- Воображение. Использование фантазии для создания новых мелодий или рисунков.
- Решение творческих задач. Применение музыкальных и художественных навыков для выражения собственных идей.
Исследователь Э. Торренс разрабатывал тесты на творческое мышление, которые показали, что дети, занимающиеся музыкой и искусством, демонстрируют более высокий уровень креативности.
Рассмотрим практическое значение художественных и музыкальных занятий.
Музыкальные занятия способствуют развитию креативного мышления через:
- Импровизацию. Создание мелодий, использование ритмов и тембров для выражения настроения.
- Слушание музыки. Анализ музыкальных произведений и поиск ассоциаций с окружающим миром.
- Сочинение. Композиция простых мелодий или текстов песен.
Пример: детям предлагается сочинить мелодию для персонажа сказки, отражающую его характер.
Рисование, лепка, аппликация развивают воображение и ассоциативное мышление.
- Свободное творчество. Создание рисунков под музыку.
- Задания с элементами импровизации. Дети рисуют воображаемый пейзаж, вдохновляясь звуками природы.
Соединение музыки и изобразительного искусства усиливает творческий эффект. Например, создание мультимедийных проектов, где дети сочиняют музыку для своего рисунка.
Методы и подходы к развитию креативного мышления:
1. Игровые методы. Игры на создание ассоциаций: педагог показывает рисунок, а дети подбирают музыкальный ритм, который ему соответствует.
2. Проблемные задания. Например, дети сочиняют продолжение музыкальной фразы или создают иллюстрацию для услышанной мелодии.
3. Коллективное творчество. Совместное сочинение музыкальной композиции или коллективный рисунок развивают навыки сотрудничества и стимулируют обмен идеями.
4. Использование современных технологий. Обучающие программы и приложения позволяют детям экспериментировать с музыкой и создавать цифровые произведения.
Согласно исследованию А. Н. Леонтьева, творческая деятельность стимулирует развитие высших психических функций у детей, таких как воображение и рефлексия.
В эксперименте, проведённом в детских садах, дети, регулярно занимающиеся музыкой и изобразительным искусством, продемонстрировали более высокий уровень дивергентного мышления (способности генерировать множество идей) по сравнению с контрольной группой.
Э. Торренс также доказал, что музыкальная импровизация особенно эффективно развивает способность находить оригинальные решения.
Рекомендации для музыкальных руководителей:
1. Организация регулярных музыкальных и художественных занятий с постепенным усложнением задач.
2. Учитывать уровень развития каждого ребёнка, его интересы и предпочтения.
3. Поощрение инициативы и экспериментов, отсутствие критики на этапе создания.
4. Проведение занятий, сочетающих музыку, рисование, театр.
5. Организация совместных проектов, где родители и дети вместе создают музыкальные или художественные работы.
В заключение отметим, что художественные и музыкальные занятия являются мощным инструментом для развития креативного мышления у детей. Они активизируют воображение, формируют ассоциативное и дивергентное мышление, способствуют эмоциональному развитию. Работа музыкального руководителя должна строиться на систематическом подходе, создании условий для творческой активности и интеграции различных видов искусства. Развитие креативности у детей через искусство является важным вкладом в формирование гармоничной личности.
Список литературы
1. Гогоберидзе А.Г. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» Учеб.: пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. [Текст] / 2019. – с.284.
2. Малахова Л.В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста/ Л.В. Малахова. – М.:Феникс. – 2019. – 144 с.
3. Образцова Т.Н. Музыкальные игры для детей [Текст] / Т.Н. Образцова. – Москва – Лада, 2020. – с .232.