Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие креативного мышления у школьников через искусство | Мой кабинет. Работа №346643

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Креативное мышление является одной из ключевых компетенций XXI века, и искусство играет важную роль в его развитии. В этой статье рассматриваются методы и подходы к интеграции художественного образования в школьную программу с целью формирования креативности у учащихся. Приводятся примеры эффективных практик, иллюстрирующих, как художественные занятия могут стимулировать воображение, критическое мышление и способность к самовыражению.

Ключевые слова: креативное мышление, искусство, школа, изобразительное искусство, методы преподавания, самовыражение.

Развитие креативного мышления у школьников через искусство

 

Усачева Ольга Александровна, учитель ИЗО

ГБОУ г. Москвы «Школа № 2070 имени Героя Советского Союза

Г.А. Вартаняна»

 

Аннотация. Креативное мышление является одной из ключевых компетенций XXI века, и искусство играет важную роль в его развитии. В этой статье рассматриваются методы и подходы к интеграции художественного образования в школьную программу с целью формирования креативности у учащихся. Приводятся примеры эффективных практик, иллюстрирующих, как художественные занятия могут стимулировать воображение, критическое мышление и способность к самовыражению.

Ключевые слова: креативное мышление, искусство, школа, изобразительное искусство, методы преподавания, самовыражение.

 

В условиях стремительных изменений в обществе и на рынке труда креативное мышление становится необходимым навыком для успешной жизни и работы. Искусство, как одна из самых выразительных форм человеческой деятельности, может служить мощным инструментом для развития этого навыка у школьников. Преподавание изобразительного искусства не только обогащает эмоциональный и культурный опыт учащихся, но и формирует у них способности, необходимые для решения сложных задач и поиска нестандартных решений.

Одним из основных способов развития креативного мышления через искусство является создание открытой и поддерживающей атмосферы в классе. Учителя могут стимулировать учащихся делиться своими идеями и подходами, даже если они отличаются от традиционных. Например, на занятиях по живописи ученикам можно предложить выбрать необычные материалы для работы, такие как песок, листья или ткань, и исследовать их текстуру и цвет. Такой эксперимент помогает учащимся выйти за рамки привычного восприятия искусства и позволяет им самостоятельно находить оригинальные способы самовыражения.

Кроме того, внедрение проектного обучения в художественное образование позволяет учащимся работать над собственными идеями и концепциями. Например, учитель может предложить класс создать коллективный арт-объект, отражающий важную социальную тему, такую как экология или равенство. Работая в группах, школьники должны обсуждать свои идеи, распределять роли и объединять разные подходы. Этот процесс не только развивает креативное мышление, но и учит учащихся работать в команде, слушать мнения других и находить компромиссы.

Важной частью развития креативности является также использование междисциплинарного подхода. Связывая изобразительное искусство с другими предметами, такими как литература, история или наука, учитель может помочь учащимся увидеть взаимосвязи между различными сферами знаний. Например, на уроке истории можно обсудить, как различные художественные движения отражали социальные и культурные изменения своего времени, а затем предложить учащимся создать свои работы в стиле выбранного направления. Это не только расширяет кругозор учащихся, но и вдохновляет их на создание уникальных проектов.

Также стоит обратить внимание на использование современных технологий в обучении искусству. Цифровые инструменты, такие как графические редакторы и приложения для создания анимации, открывают новые горизонты для креативности. Например, на занятии по цифровому искусству учащиеся могут создать анимацию, рассказывающую их собственную историю. Этот процесс требует не только художественных навыков, но и логического мышления, что способствует развитию комплексного подхода к творческому процессу.

 

Следует отметить и важность анализа произведений искусства. Учащиеся могут изучать работы известных художников, обращая внимание на их технику, стиль и тематику. Обсуждая, как художники выражают свои мысли и чувства через искусство, учащиеся развивают критическое мышление. Например, анализируя картины Эдварда Мунка, учащиеся могут обсудить, как эмоциональное состояние автора отражается в его работах. Это не только углубляет понимание искусства, но и вдохновляет их на создание собственных произведений, в которых они могут выразить свои эмоции.

Также важно учитывать, что не все ученики имеют одинаковые способности и интересы в области искусства. Учитывая это, учитель может предлагать различные форматы заданий, чтобы каждый учащийся смог найти свой способ самовыражения. Например, некоторые дети могут предпочитать рисование, в то время как другие могут быть более заинтересованы в скульптуре или графическом дизайне. Предоставляя свободу выбора, учитель создает условия для того, чтобы каждый учащийся мог реализовать свои идеи и таланты.

Не стоит забывать и о важности обратной связи в процессе обучения. Учитель должен создавать пространство, где ученики могут делиться своими работами и получать конструктивную критику от сверстников. Это помогает им видеть свои сильные стороны и области для улучшения, а также развивает умение воспринимать критику и использовать ее для своего роста. Например, на выставке работ класса учащиеся могут представить свои проекты и обсудить их с одноклассниками, получая ценные советы и идеи для дальнейшей работы.

Помимо этого, важно прививать учащимся уверенность в себе и своих способностях. Искусство — это не только результат, но и процесс, и каждый шаг на этом пути ценен. Учитель может подчеркивать, что ошибки и неудачи — это естественная часть творческого процесса, а не повод для разочарования. Например, рассказывая истории о том, как великие художники столкнулись с трудностями, учащиеся могут увидеть, что креативность требует времени и усилий.

В заключение, развитие креативного мышления у школьников через искусство — это многосторонний процесс, который требует от учителя гибкости, понимания и поддержки. Искусство открывает двери к самовыражению, помогает развивать критическое мышление и уверенность в своих силах. Используя разнообразные методы и подходы, педагог может создать вдохновляющую среду, где каждый учащийся сможет раскрыть свой творческий потенциал и научиться мыслить креативно. В конечном итоге это не только обогатит их образовательный опыт, но и подготовит к успешной жизни в современном мире.

 

 

Список литературы

 

1. Баткин, Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления / Л.М. Баткин. - М.: ЁЁ Медиа, 2019. - 659 c.

2. Развитие мышления. Творческие способности. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 549 c.

3. Кашапов, М.М. Психология творческого мышления. Учебное пособие. Гриф МО РФ / М.М. Кашапов. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 269 c.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×