Развитие креативности и творческого мышления в начальных классах | Горячева Елена Валентиновна. Работа №320946
Нынешнее качество жизни требует от молодых людей не столько умения выполнять указания, сколько решать проблемы самостоятельно. Все хотят, чтобы вчерашний выпускник школы обладал высокой креативностью. Благодаря такому мышлению человек может легко найти выход из затруднительной ситуации. Поэтому развитие креативности является важным пунктом для людей, желающих стать успешными. В статье описываются факторы, влияющие на развитие креативности и творческого мышления у школьников, приведены методы и приемы, позволяющие учителю развивать эти необходимые качества уже в начальной школе.
.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 г. Твери
«Развитие креативности и творческого мышления на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах»
Выполнила: учитель начальных классов МБОУ СОШ №17 г. Твери
Горячева Елена Валентиновна
г. Тверь
Слайд 1. Креативные приемы и методы на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах
Слайд 2. Ребенок, испытывающий радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, умеющий только подражать другим. (Б. Астафьев)
В последнее время образование сильно изменилось, и на первый план выходит инновационное обучение, что не случайно, поскольку нынешнее качество жизни требует от молодых людей не столько умения выполнять указания, сколько решать проблемы самостоятельно.
Слайд 3. Вчерашним выпускникам при приеме на работу предъявляются определенные трудовые и деловые требования:
- быть инициативным
- легко обучаться
- уметь быстро переучиваться
- быть творческой личностью
- быть компетентным
Т.е., все хотят, чтобы работник обладал высокой креативностью.
Слайд 4. Креативностью называется умение создавать что-то новое, отклоняясь от шаблонов и общепринятых схем. С помощью креативности появляются новые идеи, схемы действий, предметы и многое другое. Благодаря такому мышлению человек может легко найти выход из затруднительной ситуации. Поэтому развитие креативности является важным пунктом для людей, желающих стать успешными.
Слайд 5. Необходимо помнить, что существует разница между креативом и творчеством. Творчество – это процесс создания какого-либо предмета искусства, в то время как креативное мышление имеет более широкую направленность и действует в повседневной жизни при воплощении элементарных муторных задач.
Чтобы выпускники школы смогли самостоятельно принимать решения, устоять в новом темпе жизни, необходимо формировать в них умение мыслить креативно. И начинать этому учиться необходимо уже с начальной школы.
Слайд 6. «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». (Л.Н. Толстой)
Слайд 7. Ученый Д. Гилфорд определил 6 параметров креативности, которые выражаются какой-либо способностью:
1. Умение осознавать проблему.
2. Умение генерировать идеи – беглость.
3. Умение продуцировать различные идеи – гибкость.
4. Умение производить идеи, которые отличаются от общепринятых в обществе стандартов – оригинальность.
5. Умение усовершенствовать различные объекты путем добавления к ним деталей.
6. Умение искать пути решения проблем, анализировать ситуацию.
Слайд 8. Креативность – это, в первую очередь, умение человека проектировать различные идеи, уходить от общепринятых подходов и методов, подходить к решению проблем нестандартно. То есть это способность принимать новые и уникальные решения.
Слайд 9. Определенную актуальность имеет концепция четырёх уровней креативности:
- Мини-креативность
Этот уровень можно назвать элементарным, он доступен для каждого ученика общеобразовательной школы. Здесь имеется в виду субъективное переживание креативности, без которого не может обходиться ни один образовательный процесс. В качестве примера можно привести тот случай, когда на школьника будто находит озарение, и материал, который объясняет учитель, становится понятным.
Первый уровень развития креативности имеет ярко выраженное отличие от трех последующих: он носит характер открытий, каждое из которых является уникальным и играет важную роль для самого ученика, при этом для других они не имеют значения.
- Малая креативность
У этого уровня развития креативности есть еще одно название. Ее именуют «повседневной». Здесь речь идет не просто об индивидуальных открытиях, но и некоторых достижениях. Последнее подразумевает под собой признание со стороны окружающих людей. Приведу пример развития креативности второго уровня у школьника Даниила. Он готовил доклад по истории России, а учебника и школьной хрестоматии ему не хватило. Поэтому Дане пришлось изучить большое количество дополнительных источников по выбранной теме.
Тщательное изучение материала позволило ему не только лучше узнать историю родной страны, но и сформулировать свое мнение в области указанного события. В итоге ученик во время выступления с докладом не просто пересказал своим одноклассникам исторические события, но и украсил выступление своими выводами, которые восхитили слушателей и вызвали интерес к истории.
- Про-креативность.
На третьем уровне не просто делается открытие и достигается какая-то цель. Здесь человек вносит вклад в какую-то сферу познания, который впоследствии будет очень полезным другим. Чаще всего такого уровня достигают те люди, которые находятся в зрелом возрасте, но из любых правил бывают исключения, возможно, и студент, и школьник сможет достичь его.
- Большая креативность.
Именно на этом уровне индивид имеет возможность добиться самых высоких достижений. Когда речь идет о нем, следует понимать, что человек, достигший такого мастерства, скорее всего, сделал настолько значительный вклад в какую-то из областей знаний, что получил мировое признание.
Слайд 10. Факторы, влияющие на развитие креативности у школьников
Взаимоотношения внутри семьи оказывают свое влияние на развитие креативности у младших школьников, а именно:
Гармония между отцом матерью
, а также между родителем и ребенком.
Высокий уровень креативности у родителей
, который воспринимается ребенком как образец для подражания.
Интеллектуальные интересы всех членов семьи
, которые находятся примерно на одном уровне.
Желание родителей
, чтобы их ребенок добился поставленных целей.
Слайд 11. Также на развитие креативности у школьников могут влиять и педагоги:
Использование в школьной программе методов
, приемов и упражнений, оказывающих влияние на развитие креативности у школьников.
Доверительные отношения
между одноклассниками.
Поощрение учеников
, которые принимают участие в решении вопросов.
Стимулирование понимания
собственной ответственности и независимости.
Усиленное внимание
к собственным разработкам.
Подкрепление творческого развития
с точки зрения социологии.
Слайд 12. Ученые пришли к выводу: чем старше становится человек, тем ниже опускается уровень креативности. Таким образом, упражнения по формированию креативности учеников младших классов должны выполняться на постоянной основе. Это даст возможность поддерживать творческий потенциал и развиваться согласно приведенной концепции.
Все приемы и методы для развития креативного мышления должны быть направлены на то, чтобы ученик учился отбрасывать общепринятые понятия и связи, а взамен строил нечто новое, раньше неизвестное даже ему. И, конечно, они сами должны быть креативными.
В повседневной жизни встречается близкое по значению понятие – смекалка. Чаще всего упражнения на развитие смекалки даются на уроках математики, я же в своей работе хочу показать такие приемы и методы, которые можно использовать на уроках русского языка и чтения.
Слайд 13. Прием постановки проблемного вопроса (создание проблемной ситуации). Как правило, проблемный вопрос содержит в себе противоречие и направлен на поиск причин и раскрытие причинно-следственных и других связей.
Например, при изучении темы «Знаки препинания между однородными членами предложения» в 3 классе ребята сами пытаются ответить на вопрос: «Нужно или нет ставить запятые между однородными членами?»
Можно дать следующее задание: «Сформулируйте проблему, представленную на слайде, в виде вопроса, на который мы должны будем дать ответ на уроке. В данном случае – это перед какими союзами ставим запятые, перед которыми – нет.
1) Под большим деревом сидели мальчики и девочки.
2) Петя держал голубя в руках а потом выпустил на волю.
3) Дедушка много лет ходил в лес за грибами но всё равно заблудился.
4) По улице ветер гнал перья стружки пыль.
5) Жёлтые красные и оранжевые листья лежали под ногами.
6) Все дети любят и конфеты и печенье и вафли.
Слайд 14. Задание «Помогите «вылечить» «заболевшие» предложения (объясните, в чем заключаются речевые ошибки, исправьте их).
- Петя быстро одел (нужно «надел») куртку.
- Бабушка сварила рыбий (рыбный) суп.
- На стройке работают бетонщики, штукатурщики (штукатуры), монтажники.
- Детей возле школы ждали ихние (их) мамы.
Слайд 15. Приём «Жокей и лошадь»
Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения.
Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игра применима даже на уроках изучения нового материала.
Слайд 16. Приём «Морфемный конструктор»
Учитель спрашивает: «Какое получится слово, если от слова подрос взять приставку, от слова снежинка взять корень, от слова будильник взять суффикс, от слова день взять окончание?» (Подснежник)
Слайд 17. Упражнение «Составь предложение».
Тавтограмма – это текст, где каждое слово начинается на одну букву.
Учитель дает задание составить предложение, в котором все слова начинаются с одной и той же буквы. Нужно использовать как можно больше слов, можно употреблять предлоги.
Петя пошёл провожать папу к поезду.
Слайд 18. Прием «Мозаика»
Этот приём основан на хорошо известных заданиях: составить из слов предложение, восстановить деформированный текст (расставить предложения в нужной последовательности). Креативность этого задания в том, что в конце даётся задание - составить предложение, завершающее этот текст.
Варя просила его петь.
Чиж жил в клетке и ни разу не пел.
У Вари был чиж.
Но чиж хотел на волю.
----
У Вари был чиж.
Чиж жил в клетке и ни разу не пел.
Варя просила его петь.
Но чиж хотел на волю.
Там он будет весь день петь.
Слайд 19. Прием «Нарисуй фразеологизм, восстанови фразеологизм по рисунку»
Дети делятся на группы или пары, одной части детей предлагается нарисовать фразеологизмы, другой – восстановить их по рисункам.
Слайд 20. Приём «Тонкий и Толстый вопрос» используется для организации взаимоопроса. Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ (Кто? Что? Когда? и т.д). Толстый вопрос – развёрнутый ответ (Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы считаете…? В чём различие…?) После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом.
Слайд 21. Составление синквейна
Правила составления синквейна:
1. В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).
2. Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)
3. Третья строка – описание действия тремя словами (глаголы)
4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)
5. Пятая строка – одно слово, синоним темы.
Слайд 22. Составим синквейн по были Л.Н. Толстого «Лев и собачка»:
Лев
Страшный, большой
Пугает, рычит, подружился
Лев полюбил маленькую собачку
Друзья
Слайд 23. Дети с интересом работают с текстами в котором есть помехи: читать через решётку, с пропущенными буквами, с наполовину закрытыми строками, с добавленными буквами, перевернутые тексты.
Слайд 24. Прием «Чтение с остановками»
Текст читается дозированно. После каждой смысловой части делается остановка, во время которой идет или обсуждение проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается задание, которое выполняется в группах или индивидуально.
Слайд 25. «Осмысленное чтение с отвлекающим эффектом». Учащиеся получают различные печатные тексты. Хорошо читающий ученик читает данный текст. В это время все ребята вычёркивают заданные буквы в своих текстах, строго двигаясь по строке слева направо. Одновременно они внимательно слушают ученика, чтобы затем ответить на вопросы. Затем проводится взаимопроверка вычеркнутых букв и фронтально производится проверка осмысления текста по вопросам.
Слайд 26. «Ловушка». Читается текст и пропускается одно слово или заменяются некоторые слова. Дети должны услышать и вставить слово, или подобрать слова, подходящие по смыслу.
Слайд 27. Таким образом, важную роль при формировании креативного мышления учащихся играют:
- тщательный отбор содержания учебного материала;
- серьёзная работа над формулировкой заданий;
- профессионализм учителя, постоянно поддерживаемый нетрадиционным и необычным уроком.
Слайд 28. Закончить свое выступление я хочу притчей.
Бабочка, которой человек помог выбраться из кокона, так и не смогла летать.
А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, которое бабочка прилагает для выхода через узкую щель кокона, ей необходимо для того, чтобы жидкость из тела перешла в крылья, и тогда она смогла бы летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покинуть эту оболочку, чтобы в дальнейшем она могла расти и развиваться.
Иногда именно усилие необходимо нам в жизни.
Слайд 29. Использованные ресурсы.
Слайд 30. Спасибо за внимание.