РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ | Пронин Сергей Павлович. Работа №357455
Аннотация: в данной статье рассматриваются инновационные технологии обучения как способ формирования компетенций в СПО, пришедшие на смену традиционным методам обучения. Выделены и охарактеризованы следующие интерактивные технологии обучения: технология проектного обучения, компьютерные технологии. Рассматриваются формы и методы технологий интерактивного обучения, в частности: индивидуальные проекты, проблемная лекция, семинар-диспут, учебная дискуссия.
Ключевые слова: креативность, технология проектного обучения, компьютерные технологии, профессиональная компетентность, креативные компетенции, дифференцированное обучение.
«Креативность - это значит копать глубже, смотреть лучше, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее». - Поль Торренс. Новизна работы состоит в том, что обоснована концепция проектирования креативной образовательной среды на основе ФГОС с учётом современного развития компьютеров, телекоммуникаций и программного обеспечения обоснованы структура, особенности преподавания истории. Нам ясно и понятно, как формировать и ставить цели, и задачи. Но успех зависит не только от знаний,но и от умений применить их на практике. Даже первичные знания и умения связаны с навыками, которыми обладает человек. Причем в первую очередь здесь важны базовые умения. Они необходимы в системе исторического образования, должна продолжить формирование и развитие исторических ориентиров самоидентификации молодых людей в современном мире, их гражданской
позиции, патриотизма как нравственного качества личности. В чем состоит актуальность данной проблемы?
1. Отсутствие культуры мышления и низкий культурный уровень обучающихся.
2. Во многих действующих УМК креативный аспект остается недостаточно разработанным.
3. Снижение интереса школьников и студентов к обучению, к чтению,
грамотности.
Возникают противоречия, которые формируются из следующих критериев:
1. Между отсутствием заинтересованности в изучении предмета отдельными обучающимися и высокими требованиями ФГОС.
2. Между низким уровнем творческих способностей многих обучающихся и требованиями к изучению истории.
3. Между снижением интереса к истории у обучающихся и требованиями
к знаниям и умениям по истории.
Значимость исторического знания в образовании обусловлена его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовнонравственное становление молодежи. Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ключевые процессы, явления, факты всемирной и российской истории представлены в контексте всемирно-исторического процесса, в его социально-экономическом, политическом, этнокультурном и духовном аспектах. Особое внимание уделено историческим реалиям, оказавшим существенное влияние на «облик современности» как в России, так и во всем мире.
Целью дисциплины история является формирование компетенций будущего у
обучающихся, необходимых для их успешной социализации. Одной из таких
компетенций является – креативность.
Креативные компетенции – это гибкость ума, отношение к противоречиям, не стандартность мышления. Я считаю, что формировать эти качества возможно через творчество самого педагога и развитие творческих способностей его обучающихся, поскольку творчество - это всегда новое, неизведанное, увлекательное многофакторный подход к истории, позволяющий показать всю сложность и многомерность предмета, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период. Для этого необходимо развивать направленность содержания на развитие патриотических чувств обучающихся, воспитание у них гражданских качеств, толерантности мышления. Акцентировать внимание к личностнопсихологическим аспектам истории, которые проявляются прежде всего в раскрытии влияния исторических деятелей на ход исторического процесса. Ориентация обучающихся на самостоятельный поиск ответов на важные вопросы истории, формирование собственной позиции при оценке ключевых исторических
проблем. Какими принципами я руководствуюсь в своей работе? Прежде всего,
принципами культуросообразности и креативности. Цель моих занятий - развитие владения навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания. Обучающиеся, заинтересованные в приобретении новых навыков, умений и знаний, при получении первого положительного результата, стремятся больше узнать о предмете, проникнуть в суть того, что им интересно, после чего они с желанием занимаются данным видом деятельности.
Рассмотрим некоторые формы и методы технологий интерактивного обучения. Так проблемная лекция предполагает постановку проблемы, проблемной
ситуации и их последующее разрешение. В проблемной лекции моделируются противоречия реальной жизни через их выражение в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции - приобретение знаний учащимися при непосредственном действенном их участии. Среди смоделированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала. Постановка проблемы побуждает обучающихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу. Коллективное обсуждение предполагает семинар-диспут. Семинардиспут проводится в форме диалогического общения его участников. Он пред-
полагает высокую умственную активность, прививает умение вести полемику,
обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно
излагать мысли. Функции действующих лиц на семинаре-диспуте могут быть
различными.
Один из методов проблемного обучения - учебная дискуссия. Она используется при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предполагаются альтернативные ответы.
Технология дифференцированного обучения - это форма организации
учебного процесса, при которой преподаватель работает с группой обучающихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного
процесса общих качеств. Одним из основных видов дифференциация является
индивидуальное обучение, поэтому понятие «дифференциация обучения» связано с понятием «индивидуализации». Дифференцированное обучение позволяет достичь следующих целей:
- создание оптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностей каждого обучающегося при изучении истории;
- удовлетворение познавательных потребностей, совершенствование
мыслительной деятельности, развитие интересов обучающихся, выявление способностей и задатков, формирование профессиональных качеств.
Таким образом, применяя инновационные обучающие технологии в инновационном образовательном процессе, каждый педагог делает процесс образования более полным, интересным, насыщенным.
В числе наиболее адекватных современным требованиям компетентностного обучения называется метод проектов. Проектную деятельность можно
рассматривать как один из немногих видов работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт обучающихся.
Можно сделать следующие выводы.
1. Благодаря этим методам и формам повышается самооценка обучающихся, обогащается их социальный и духовный опыт, приобщаются к творчеству, развивая свою личность.
2. Помогают решить проблему мотивации, формируют и совершенствуют
общую культуру общения и социального поведения в целом.
3. Позволяют повысить успеваемость за счет обобщения, закрепления и
повторения учебного материала, организации его практического применения,
Индивидуальный проект, с точки зрения обучающегося, — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это - деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими обучающимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и,что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Таким образом, эти формы и методы позволяют обучающимся не только выполнять основные программные цели обучения, но и способствовать фактическому формированию ключевых компетенций обучающихся.
Список использованных источников
1.Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2016. -№ 4
2.Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования
// Народное образование. 2013. № 5.;
3. Зверева Н. А. Применение современных педагогических технологий в
среднем профессиональном образовании // Инновационные педагогические
технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 161-164.
4.Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности// Народное образование. 2000, № 8-9.
5.Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ,
2013. (Методическая библиотека)
6.Учительский портал: презентации, уроки, тесты учителю - [Электронный ресурс]. - URL:// http://uchportal.ru/
7.Лаборатория методики и информационной поддержки развития образования МИОО. - [Электронный ресурс].-Режим доступа: www.URL://
http://schools.keldysh.ru/labmro
8.VCT – проекты (Virtual Classroom Tour) -[Электронный ресурс].-Режим
доступа: www.URL:/ http://www.it-n.ru/
Аннотация: в данной статье рассматриваются инновационные технологии обучения как способ формирования компетенций в СПО, пришедшие на смену традиционным методам обучения. Выделены и охарактеризованы следующие интерактивные технологии обучения: технология проектного обучения, компьютерные технологии. Рассматриваются формы и методы технологий интерактивного обучения, в частности: индивидуальные проекты, проблемная лекция, семинар-диспут, учебная дискуссия.
Ключевые слова: креативность, технология проектного обучения, компьютерные технологии, профессиональная компетентность, креативные компетенции, дифференцированное обучение.
«Креативность - это значит копать глубже, смотреть лучше, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее». - Поль Торренс. Новизна работы состоит в том, что обоснована концепция проектирования креативной образовательной среды на основе ФГОС с учётом современного развития компьютеров, телекоммуникаций и программного обеспечения обоснованы структура, особенности преподавания истории. Нам ясно и понятно, как формировать и ставить цели, и задачи. Но успех зависит не только от знаний,но и от умений применить их на практике. Даже первичные знания и умения связаны с навыками, которыми обладает человек. Причем в первую очередь здесь важны базовые умения. Они необходимы в системе исторического образования, должна продолжить формирование и развитие исторических ориентиров самоидентификации молодых людей в современном мире, их гражданской
позиции, патриотизма как нравственного качества личности. В чем состоит актуальность данной проблемы?
1. Отсутствие культуры мышления и низкий культурный уровень обучающихся.
2. Во многих действующих УМК креативный аспект остается недостаточно разработанным.
3. Снижение интереса школьников и студентов к обучению, к чтению,
грамотности.
Возникают противоречия, которые формируются из следующих критериев:
1. Между отсутствием заинтересованности в изучении предмета отдельными обучающимися и высокими требованиями ФГОС.
2. Между низким уровнем творческих способностей многих обучающихся и требованиями к изучению истории.
3. Между снижением интереса к истории у обучающихся и требованиями
к знаниям и умениям по истории.
Значимость исторического знания в образовании обусловлена его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовнонравственное становление молодежи. Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ключевые процессы, явления, факты всемирной и российской истории представлены в контексте всемирно-исторического процесса, в его социально-экономическом, политическом, этнокультурном и духовном аспектах. Особое внимание уделено историческим реалиям, оказавшим существенное влияние на «облик современности» как в России, так и во всем мире.
Целью дисциплины история является формирование компетенций будущего у
обучающихся, необходимых для их успешной социализации. Одной из таких
компетенций является – креативность.
Креативные компетенции – это гибкость ума, отношение к противоречиям, не стандартность мышления. Я считаю, что формировать эти качества возможно через творчество самого педагога и развитие творческих способностей его обучающихся, поскольку творчество - это всегда новое, неизведанное, увлекательное многофакторный подход к истории, позволяющий показать всю сложность и многомерность предмета, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период. Для этого необходимо развивать направленность содержания на развитие патриотических чувств обучающихся, воспитание у них гражданских качеств, толерантности мышления. Акцентировать внимание к личностнопсихологическим аспектам истории, которые проявляются прежде всего в раскрытии влияния исторических деятелей на ход исторического процесса. Ориентация обучающихся на самостоятельный поиск ответов на важные вопросы истории, формирование собственной позиции при оценке ключевых исторических
проблем. Какими принципами я руководствуюсь в своей работе? Прежде всего,
принципами культуросообразности и креативности. Цель моих занятий - развитие владения навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания. Обучающиеся, заинтересованные в приобретении новых навыков, умений и знаний, при получении первого положительного результата, стремятся больше узнать о предмете, проникнуть в суть того, что им интересно, после чего они с желанием занимаются данным видом деятельности.
Рассмотрим некоторые формы и методы технологий интерактивного обучения. Так проблемная лекция предполагает постановку проблемы, проблемной
ситуации и их последующее разрешение. В проблемной лекции моделируются противоречия реальной жизни через их выражение в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции - приобретение знаний учащимися при непосредственном действенном их участии. Среди смоделированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала. Постановка проблемы побуждает обучающихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу. Коллективное обсуждение предполагает семинар-диспут. Семинардиспут проводится в форме диалогического общения его участников. Он пред-
полагает высокую умственную активность, прививает умение вести полемику,
обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно
излагать мысли. Функции действующих лиц на семинаре-диспуте могут быть
различными.
Один из методов проблемного обучения - учебная дискуссия. Она используется при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предполагаются альтернативные ответы.
Технология дифференцированного обучения - это форма организации
учебного процесса, при которой преподаватель работает с группой обучающихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного
процесса общих качеств. Одним из основных видов дифференциация является
индивидуальное обучение, поэтому понятие «дифференциация обучения» связано с понятием «индивидуализации». Дифференцированное обучение позволяет достичь следующих целей:
- создание оптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностей каждого обучающегося при изучении истории;
- удовлетворение познавательных потребностей, совершенствование
мыслительной деятельности, развитие интересов обучающихся, выявление способностей и задатков, формирование профессиональных качеств.
Таким образом, применяя инновационные обучающие технологии в инновационном образовательном процессе, каждый педагог делает процесс образования более полным, интересным, насыщенным.
В числе наиболее адекватных современным требованиям компетентностного обучения называется метод проектов. Проектную деятельность можно
рассматривать как один из немногих видов работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт обучающихся.
Можно сделать следующие выводы.
1. Благодаря этим методам и формам повышается самооценка обучающихся, обогащается их социальный и духовный опыт, приобщаются к творчеству, развивая свою личность.
2. Помогают решить проблему мотивации, формируют и совершенствуют
общую культуру общения и социального поведения в целом.
3. Позволяют повысить успеваемость за счет обобщения, закрепления и
повторения учебного материала, организации его практического применения,
Индивидуальный проект, с точки зрения обучающегося, — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это - деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими обучающимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и,что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Таким образом, эти формы и методы позволяют обучающимся не только выполнять основные программные цели обучения, но и способствовать фактическому формированию ключевых компетенций обучающихся.
Список использованных источников
1.Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2016. -№ 4
2.Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования
// Народное образование. 2013. № 5.;
3. Зверева Н. А. Применение современных педагогических технологий в
среднем профессиональном образовании // Инновационные педагогические
технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 161-164.
4.Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности// Народное образование. 2000, № 8-9.
5.Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ,
2013. (Методическая библиотека)
6.Учительский портал: презентации, уроки, тесты учителю - [Электронный ресурс]. - URL:// http://uchportal.ru/
7.Лаборатория методики и информационной поддержки развития образования МИОО. - [Электронный ресурс].-Режим доступа: www.URL://
http://schools.keldysh.ru/labmro
8.VCT – проекты (Virtual Classroom Tour) -[Электронный ресурс].-Режим
доступа: www.URL:/ http://www.it-n.ru/
Развитие креативности студентов колледжа сферы культуры и искусства в процессе проектной деятельности................................ 189
Петрова Т.А. Формирование креативного мышления студентов для профессиональной ориентации....................................................................... 196 7
Пронин С.П. Развитие креативных компетенций через разнообразные формы и методы на уроках истории......................................................................
198 Ребенок К.Г. Кейс-метод как способ формирования профессиональной компетентности будущих педагогов дополнительного образования ...............
. 203 Савельева А.П. Развитие общих компетенций обучающихся через применение технологии смешанного обучения на занятиях по истории ..........................................................................................
206 Симакова Т.Е. Методы и приемы мотивации учащихся на уроках
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация: в данной статье рассматривается значимость интерактивного метода современного обучения – метода проектирования. Ключевые слова: педагогические технологии, проект. Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Что является приоритетом в современной методике преподавания? Уровень воспитанности личности студента, также повышение качества обучения – вот главный критерий оценки. В концепции модернизации образования способность студентов к самостоятельному решению проблем в различных сферах жизнедеятельности названа одним из важнейших результатов и показателей нового качества образования, отражающих современные международные тенденции в области общего образования. Этот показатель и ещё такие, как функциональная грамотность, владение социальными и когнитивными компетенциями, способность к широким обобщениям и умение решать практические задачи на основе интуиции и здравого смысла, входят в состав критериев международных сравнительных исследований уровня подготовки обучающихся. Задача, стоящая перед учебными заведениями, заключается в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новой педагогической технологии [4]. Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т.е. их надпредметный характер.
Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Под методом проектов понимается система обучения, при которой подросток приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий - проектов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности [6]. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительноориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практикоориентированный, творческий); - Предметно-содержательная область: моно-проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов). - Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира). - Количество участников проекта. Продолжительность проекта. Современная классификация учебных проектов базируется на основе доминирующей (преобладающей) деятельности обучающихся [5]: • практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны) - предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем, этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.). Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.
Исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования; предполагает четкое определение предмета и методов исследования. Данные проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются экзаменационной работой обучающихся или конкурсной внеурочной работой.
Информационный проект - сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет); направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить: а) объект сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться студенты (нужно также решить, предоставляются ли эти источники обучающимся или они сами занимаются их поиском); в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты - от письменного сообщения, с которым знакомится только преподаватель, до публичного сообщения или выступления перед аудиторией. Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции преподавателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих обучаемых. Изменяется и психологический климат в классе, так как преподавателю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу студентов на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Главная миссия проектов - вводить обучающихся в деятельность проектирования. Эта задача трудная, поскольку она предполагает хорошее овладение деятельностным подходом и отличается от других типов деятельности, например, от педагогической мастерской, тем, что студент не защищает, а представляет результат деятельности, не получая за него отметку. Но студентам необходимо вселить мысль о том, что делая свое дело надо не думать о результате, а о том, как его лучше сделать. Результат придёт сам по себе. Но если он всё сделал как следует, а результата нет, всё равно нужно быть довольным собой и спокойным, даже если не получилось всё как надо (принцип гуманистической педагогики). Они должны пропитаться мыслью, что не всё зависит от них. Соответственно, в современном информационном обществе особую роль играет способность педагога решать широкий круг профессиональных, познавательных, бытовых и иных задач с использованием компьютера, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Структура проекта включает в себя: 1. выбор темы проекта, его типа, количества участников. 2. вариативность проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Студентами с подачи преподавателя выдвигают проблемы при помощи наводящих вопросов, ситуаций, способствующих определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.) с последующим коллективным обсуждением. 3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений. 4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам 5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.). 6. Защита проектов, оппонирование. 7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы. Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) предполагает изменение подходов к профессиональному образованию ФГОС СПО требуют овладение студентами общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК). И если ПК мы сформируем через содержание обучения, то ОК крайне редко можно сформировать через содержание, в основном через методы обучения. Формирование самостоятельности в учебном познании у студентов младших курсов создает возможности для адаптации студентов к особенностям обучения в высшей школе и преодоления ряда социально-психологических, дидактических, информационных противоречий, свойственных данному возрасту.
Таким образом, в результате анализа литературы, а также практического применения метода проектов, мы выяснили, что проектное обучение является эффективным средством для адаптации и развития самостоятельности студентов младших курсов.
Список использованных источников
1. Васильев В. Проектно-исследователькая технология: развитие мотивации/ В. Васильев// Народное образование. - 2008. - №9. - С. 177-180.
2. Гребенюк, О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профучилищ/О.С. Гребенюк. - М.: Педагогика, 1985. - 156 с.
3. Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология/ В.В. Гузеев. М.: Народное образование, 2000. - 240 с. 25
4. Кириллова, Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения: учеб. пособие/ Г.Д. Кириллова. - М.: Просвещение, 1989. - 159 с.
5. Колесникова, И.А, Горчакова-Сибирская, М.П. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений/ И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. - М.: Академия, 2007. - 288 с.
6. Масленникова, А.В. Педагогические и образовательные технологии: определение и классификация/ А.В. Масленникова// Директор школы. - 2004. - № 7. - С. 50-56. 7. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений/ И.С. Сергеев. - М.: АРКТИ, 2005. - 80 с
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
ЧЕРЕЗ РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ
НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Аннотация: в данной статье рассматриваются инновационные технологии обучения как способ формирования компетенций в СПО, пришедшие на смену традиционным методам обучения. Выделены и охарактеризованы следующие интерактивные технологии обучения: технология проектного обучения, компьютерные технологии. Рассматриваются формы и методы технологий интерактивного обучения, в частности: индивидуальные проекты, проблемная лекция, семинар-диспут, учебная дискуссия.
Ключевые слова: креативность, технология проектного обучения, компьютерные технологии, профессиональная компетентность, креативные компетенции, дифференцированное обучение.
«Креативность - это значит копать глубже, смотреть лучше, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее». - Поль Торренс. Новизна работы состоит в том, что обоснована концепция проектирования креативной образовательной среды на основе ФГОС с учётом современного развития компьютеров, телекоммуникаций и программного обеспечения обоснованы структура, особенности преподавания истории. Нам ясно и понятно, как формировать и ставить цели, и задачи. Но успех зависит не только от знаний,но и от умений применить их на практике. Даже первичные знания и умения связаны с навыками, которыми обладает человек. Причем в первую очередь здесь важны базовые умения. Они необходимы в системе исторического образования, должна продолжить формирование и развитие исторических ориентиров самоидентификации молодых людей в современном мире, их гражданской
позиции, патриотизма как нравственного качества личности. В чем состоит актуальность данной проблемы?
1. Отсутствие культуры мышления и низкий культурный уровень обучающихся.
2. Во многих действующих УМК креативный аспект остается недостаточно разработанным.
3. Снижение интереса школьников и студентов к обучению, к чтению,
грамотности.
Возникают противоречия, которые формируются из следующих критериев:
1. Между отсутствием заинтересованности в изучении предмета отдельными обучающимися и высокими требованиями ФГОС.
2. Между низким уровнем творческих способностей многих обучающихся и требованиями к изучению истории.
3. Между снижением интереса к истории у обучающихся и требованиями
к знаниям и умениям по истории.
Значимость исторического знания в образовании обусловлена его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовнонравственное становление молодежи. Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ключевые процессы, явления, факты всемирной и российской истории представлены в контексте всемирно-исторического процесса, в его социально-экономическом, политическом, этнокультурном и духовном аспектах. Особое внимание уделено историческим реалиям, оказавшим существенное влияние на «облик современности» как в России, так и во всем мире.
Целью дисциплины история является формирование компетенций будущего у
обучающихся, необходимых для их успешной социализации. Одной из таких
компетенций является – креативность.
Креативные компетенции – это гибкость ума, отношение к противоречиям, не стандартность мышления. Я считаю, что формировать эти качества возможно через творчество самого педагога и развитие творческих способностей его обучающихся, поскольку творчество - это всегда новое, неизведанное, увлекательное многофакторный подход к истории, позволяющий показать всю сложность и многомерность предмета, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период. Для этого необходимо развивать направленность содержания на развитие патриотических чувств обучающихся, воспитание у них гражданских качеств, толерантности мышления. Акцентировать внимание к личностнопсихологическим аспектам истории, которые проявляются прежде всего в раскрытии влияния исторических деятелей на ход исторического процесса. Ориентация обучающихся на самостоятельный поиск ответов на важные вопросы истории, формирование собственной позиции при оценке ключевых исторических
проблем. Какими принципами я руководствуюсь в своей работе? Прежде всего,
принципами культуросообразности и креативности. Цель моих занятий - развитие владения навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания. Обучающиеся, заинтересованные в приобретении новых навыков, умений и знаний, при получении первого положительного результата, стремятся больше узнать о предмете, проникнуть в суть того, что им интересно, после чего они с желанием занимаются данным видом деятельности.
Рассмотрим некоторые формы и методы технологий интерактивного обучения. Так проблемная лекция предполагает постановку проблемы, проблемной
ситуации и их последующее разрешение. В проблемной лекции моделируются противоречия реальной жизни через их выражение в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции - приобретение знаний учащимися при непосредственном действенном их участии. Среди смоделированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала. Постановка проблемы побуждает обучающихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу. Коллективное обсуждение предполагает семинар-диспут. Семинардиспут проводится в форме диалогического общения его участников. Он пред-
полагает высокую умственную активность, прививает умение вести полемику,
обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно
излагать мысли. Функции действующих лиц на семинаре-диспуте могут быть
различными.
Один из методов проблемного обучения - учебная дискуссия. Она используется при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предполагаются альтернативные ответы.
Технология дифференцированного обучения - это форма организации
учебного процесса, при которой преподаватель работает с группой обучающихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного
процесса общих качеств. Одним из основных видов дифференциация является
индивидуальное обучение, поэтому понятие «дифференциация обучения» связано с понятием «индивидуализации». Дифференцированное обучение позволяет достичь следующих целей:
- создание оптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностей каждого обучающегося при изучении истории;
- удовлетворение познавательных потребностей, совершенствование
мыслительной деятельности, развитие интересов обучающихся, выявление способностей и задатков, формирование профессиональных качеств.
Таким образом, применяя инновационные обучающие технологии в инновационном образовательном процессе, каждый педагог делает процесс образования более полным, интересным, насыщенным.
В числе наиболее адекватных современным требованиям компетентностного обучения называется метод проектов. Проектную деятельность можно
рассматривать как один из немногих видов работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт обучающихся.
Можно сделать следующие выводы.
1. Благодаря этим методам и формам повышается самооценка обучающихся, обогащается их социальный и духовный опыт, приобщаются к творчеству, развивая свою личность.
2. Помогают решить проблему мотивации, формируют и совершенствуют
общую культуру общения и социального поведения в целом.
3. Позволяют повысить успеваемость за счет обобщения, закрепления и
повторения учебного материала, организации его практического применения,
Индивидуальный проект, с точки зрения обучающегося, — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это - деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими обучающимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и,что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Таким образом, эти формы и методы позволяют обучающимся не только выполнять основные программные цели обучения, но и способствовать фактическому формированию ключевых компетенций обучающихся.
Список использованных источников
1.Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2016. -№ 4
2.Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования
// Народное образование. 2013. № 5.;
3. Зверева Н. А. Применение современных педагогических технологий в
среднем профессиональном образовании // Инновационные педагогические
технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 161-164.
4.Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности// Народное образование. 2000, № 8-9.
5.Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ,
2013. (Методическая библиотека)
6.Учительский портал: презентации, уроки, тесты учителю - [Электронный ресурс]. - URL:// http://uchportal.ru/
7.Лаборатория методики и информационной поддержки развития образования МИОО. - [Электронный ресурс].-Режим доступа: www.URL://
http://schools.keldysh.ru/labmro
8.VCT – проекты (Virtual Classroom Tour) -[Электронный ресурс].-Режим
доступа: www.URL:/ http://www.it-n.ru/