Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Пономарева Светлана Николаевна

v\:* {behavior:url(#default#VML);}

o\:* {behavior:url(#default#VML);}

w\:* {behavior:url(#default#VML);}

.shape {behavior:url(#default#VML);}

Normal

0

false

false

false

MicrosoftInternetExplorer4

st1\:*{behavior:url(#ieooui) }

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin:0cm;

mso-para-margin-bottom:.0001pt;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:10.0pt;

font-family:"Times New Roman";

mso-ansi-language:#0400;

mso-fareast-language:#0400;

mso-bidi-language:#0400;}

table.MsoTableGrid

{mso-style-name:"Сетка таблицы";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

border:solid black 1.0pt;

mso-border-alt:solid black .5pt;

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-border-insideh:.5pt solid black;

mso-border-insidev:.5pt solid black;

mso-para-margin:0cm;

mso-para-margin-bottom:.0001pt;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:10.0pt;

font-family:"Times New Roman";

mso-ansi-language:#0400;

mso-fareast-language:#0400;

mso-bidi-language:#0400;}

Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы

«Если вы мне расскажете, я это быстро забуду,

если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду,

 а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню»

Жан Жак Руссо

 Объект передового опыта

Образовательная деятельность педагога и учащихся по развитию критического мышления учащихся 5-11-х классов.

 Актуальность проблемы опыта

Мы живём в новое время – время информационных технологий  и высоких достижений. В связи с этим к образованию предъявляются совершенно новые социальные запросы. Новая действительность диктует иные, более прогрессивные цели. Целью всего обучения в основной школе становится овладение учениками умением учиться. Об этом нам говорит и Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, где на первое место выходят «Метапредметные результаты, включающие освоение обучающимися универсальных учебных действий

Современного ученика достаточно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути, к цели в современном поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала. Трудности  вызывает самостоятельный поиск, обработка , организация информации и создание своих информационных объектов. Русский язык не является исключением. 

 Причина этого кроется  в недостаточно высоком уровне развития мышления, особенно критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в новый 21 век с новым обликом познавательной культуры.

                Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? Как научить детей планировать свои действия?

          Ответить на многие вопросы очень помогает применение приёмов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Данная технология получила развитие в системе российского образования с 1997 года , ее авторы – американские ученые  Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл. Она развивалась при поддержке Консорциума Демократической педагогики и Международной читательской ассоциации. Совместная работа идеологов и технологии педагогов-практиков  и российских ученых позволила адаптировать предложенную модель для российской педагогики.

Использование приемов технологии развития критического мышления позволяет так организовать учебный процесс, что урок приносит и радость, и пользу, не превращаясь в то же время просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

                Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

 

Главной задачей образования становится сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие умения мыслить критически, то есть

·         Проявлять любознательность;

·         Использовать исследовательские методы;

·         Ставить перед собой проблемные вопросы;

·         Осуществлять планомерный поиск ответов;

·         Вскрывать причины и последствия фактов;

·         Сомневаться в общепринятых истинах;

·         Вырабатывать точку зрения и отстаивать ее логическими доводами;

·         Внимательно относиться к аргументам оппонента, и уметь логически переосмысливать их, для того чтобы более успешно адаптироваться в социуме.

 Условия функционирования опыта.

Образовательные учреждения, в которых обучаются дети с 5-го по 11-й класс .

Описание сущности опыта

Идея развития критического мышления является достаточно новой для российской дидактики. Заговорили о технологии критического мышления лишь в середине 90-х годов. Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто  не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.

Как же можно определить критическое мышление? Д. Клустер предлагает пять пунктов, определяющих данное понятие.

Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.

Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. В своей познавательной деятельности ученики и учителя, писатели и ученые подвергают каждый новый факт критическому обдумыванию. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.

В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Человеческие существа любопытны по своей природе. Мы замечаем что-то новое – и хотим узнать, что это такое. Однако подлинный познавательный процесс на любом его этапе характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей.

В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.

И, наконец, в-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию

  Формы урока в РКМЧП отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.

Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

? актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

? вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

? сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;

? побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Важнейшими функциями фазы вызова являются:

  • Информационная. Вызов уже имеющихся знаний , опыта, который имеется у учащихся по теме.
  • Мотивационная. «Свой опыт», «свои вопросы» всегда интересны учащемуся.
  • Целеполагание. Озвучивая свои вопросы(запросы) к изучаемой теме, систематизируя знания на стадии вызова, обучаемый выбирает направление изучения темы. Определяет собственные цели.
  • Систематизация.  Учитель помогает графически оформить материал еще до его изучения(«кластеры», линии сравнения, «сводные» таблицы и т.д.)

На этой стадии использую приемы «Лови ошибку», «Ромашка вопросов», «Закончи предложение», «составление списка известной информации», «рассказ-предположение на основе ключевых слов», графическая систематизация материала (кластер; таблица (Г,Х,У),«перепутанные цепочки», «верные и неверные утверждения».. и др. (см. Приложение)

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

? получить новую информацию;

? осмыслить ее;

? соотнести с уже имеющимися знаниями;

? искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

  На этой стадии возможно использование следующих приемов : «Шесть шляп»,  «Цветные шляпы» , «Таксономия Блума», «Мостик», маркировка текста,(«инсерт»,+,-,?), чтение с остановками, постепенное заполнение таблицы, двух- или трехчастный дневники др. (См. Приложение)

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

? целостное осмысление, обобщение полученной информации;

? присвоение нового знания, новой информации учеником;

? формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На этом этапе я применяю технологии «Психорисунок», « Синквейн»,  «Бусы», написание эссе, «Письмо по кругу» , заполнение кластеров, таблиц с установлением причинно-следственных связей между различными блоками информации , возвращение к началу и анализ ключевых слов, верных и неверных утверждений стадии вызова, организация дискуссии, написание творческих работ(пересказ от лица персонажа, стилизация и др.(См. Приложение)

Приемы могут использоваться и на других этапах урока по усмотрению учителя.

"Мы почти не учим говорить", - высказал своё отношение о состоянии обучения ещё в начале века лингвист и методист В.И. Чернышёв. Эти слова, к сожалению, относятся и к нашему времени. О деятельности учителя судят главным образом по результатам контрольного диктанта, тестирования, а не потому, как дети умеют говорить или писать. Кстати, эти же знания проверяют и на государственной итоговой аттестации. А ведь жизнь требует и культуры общения в семье, коллективе, и культуры речевого поведения в обществе, и культуры профессионального общения. Именно эти наблюдения привели учителя к мысли использовать в своей работе технологию РКЧП.

Критическое мышление способствует  взаимоуважению партнеров , пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми; облегчает понимание различных взглядов на мир»  , развивая тем самым толерантность.

Приёмы технологии РКМЧП не подменяют, а дополняют другие методы и приёмы обучения.

Любой урок, а урок русского языка особенно довольно труден для детей, поэтому важно прибегать к различным способам познания. Перечисленные приёмы не только помогают сменить вид деятельности, но продолжают обучать в более интересной форме. Урок - это работа, она не должна быть лёгкой, но почему бы не сделать работу на уроке интересной и посильной для всех?

 Используемые приёмы не сделают отличниками всех учеников, но работать они на уроках будут с удовольствием.

Современный урок требует больших умственных и физических затрат от учителя и от ученика, но только добытое трудом и желанием усваивается на всю жизнь и особенно ценится.

   

 Результативность опыта

  В контексте внедрения ФГОС, используя технологию РКЧП, можно ожидать следующие результаты:

    • работа в паре и в малой группе удваивает, утраивает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяется их словарный запас;

    • совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;


    • есть возможность повторения, усвоения материала;


    • усиливается диалог по поводу смысла текста ;


    • вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;


    • появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;


    • обостряется любознательность, наблюдательность;


    • дети становятся более восприимчивы к опыту других : совместная работа выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;


    • письменная речь развивает в детях навыки чтения и наоборот;


    • в ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания, а это еще раз работает на понимание;


    • развивает активное слушание;


    • исчезает страх выступления перед аудиторией;


    • предоставляется случай заблистать в глазах одноклассников и учителей, развеять стереотипы восприятия того или иного ребенка, повысить самооценку.
    • Формируются коммуникативные, регулятивные и личностные УУД
    • В спорах применяются аргументы;
    • Старые идеи рассматриваются с новой точки зрения;
    • Факты отличаются от предположений;
    • Различаются обоснованные и необоснованные оценки;
    • Находятся причинно-следственные связи;
    • Вырабатывается умение видеть несообразности и ошибки в изучаемом материале

Учитель русского языка должен заботиться о том, чтобы выпускники школы хорошо владели как письменной, так и устной речью. А для этого нужно "открыть уста детей", предоставить им возможность свободно говорить и писать о том, что их волнует, интересует, поддержать стремление детей к самовыражению через слово.

 

 

 

Приложение

 

Практические материалы по теме «Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы».

 

1. Шесть шляп мышления

Красная шляпа. Красный цвет наводит на мысль об огне. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.

Вопросы:

Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

Желтая шляпа. Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы.

Вопросы:

Почему это стоит делать? Каковы преимущества? Почему это срабатывает?

Черная шляпа. Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться.

Вопросы:

Правда ли это? Срабатывает ли это?  В чем недостатки? Что здесь неправильно?

 

Зеленая шляпа. Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа - это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.

Вопросы:

Каковы возможные варианты решений и действий? Каковы альтернативы?

Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры.

Вопросы:

Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

Синяя шляпа. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).

Вопросы:

Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

 Правила использования шляп

1.       Надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает.

2.       Снимая шляпу конкретного цвета, мы уходим от этого типа мышления.

3.       При смене одной шляпы на другую происходит мгновенное переключение мышления. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.

Для обозначения своего мнения можно просто назвать шляпу и тем самым показать, какой тип мышления предполагается использовать. Например, просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею, не нападая на человека, предложившего ее.

 

 

Вопросы к уроку по рассказу Н.И. Куприна «Куст сирени» по методу шести шляп

Белая Выписать цитатные  характеристики  Веры и Николая Алмазовых.

Красная Какие чувства вызвал у вас поступок Веры?

Черная Выпишите цитаты, характеризующие Николая как слабовольную личность

Желтая Выпишите положительные характеристики Веры и Николая.

Зеленая. Какой выход еще можно было найти?

 

2. Прием «Цветная шляпа»

Прием, сходный с предыдущим. Требует составления вопросов в соответствии с одной из выбранных или назначенных ролей.

Задание1. После прочтения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» составьте вопросы, заполнив таблицу.(задание выполняется по группам)

шляпа

Соответствующая роль, характер вопросов

 вопрос

1

2

3

Белая

«Защитник, оптимист, примиритель» - выявляет яркие интересные моменты в тексте, оправдывает поступки героев

 

Черная

«Противник, пессимист, обвинитель» - вскрывает неблаговидные поступки героев, слабые места в рассуждении

 

Красная

«Активный, действующий» - рассматривает последовательность событий, характеризует эпоху, время протекания событий

 

Желтая

«Любознательный» - уточняет, конкретизирует мельчайшие подробности, частности

 

Зеленая

«Объясняющий» - определяет причины происходящего, устанавливает причинно-следственные связи

 

Синяя

«Мечтающий» - выходит за рамки описанного, прогнозируя возможные направления протекания событий в дальнейшем

 

Оранжевая

«Творческий» - нестандартно, неожиданно меняющий хронологию событий, предполагающий практическое применение описанной информации

 

 

Задание 2 Составьте  к роману М. Твена «Принц и нищий» вопросы, которые начинались бы следующим образом

шляпа

вопросы

1

2

Белая

«В чем заслуга…?»,  « Чем необычно…?», « Что самое интересное и важное…?, « За что можно благодарить…?»

Черная

«За что можно осудить…?»,  « Какое испытание можно считать самым тяжелым…?»

Красная

« В какой последовательности…?»,  « Чем для этой эпохи важны открытия…?» « Почему именно тогда они значимы…?

Желтая

« Как подавали сигналы…? , « Что спасло…?» « Какие следы…?

Зеленая

« Почему…?, « как объяснит причины…?», « Что стало причиной того, что…», « Какие последствия определялись…?»

Синяя

« Что было бы, если…?», « как могли развиваться события, если…?

Оранжевая

« Какие сведения… мы используем сейчас?»

 

3. Прием «Закончи предложение»

 Его цель - организовать диалог участника с авторитетным мнением.

Технология:

1.            Выписывается  из текста художественного произведения или критической статьи начало ключевого предложения или предложений, сохраняя последовательность развития мысли автора.

2.            В случае, если перед нами текст критической статьи, учащиеся знакомятся с текстом, по поводу которого рассуждает автор статьи. Если нет, сразу переходим к пункту №3.

3.            Закончить предложение.

4.            Познакомиться с версиями других учеников.

5.            Познакомиться с авторским вариантом.

6.           Проанализировать преимущества и недостатки.

К циклу уроков при изучении мифов Древней Греции.

  • Артемида заботится обо все, что живет (на земле, растет в лесу и поле)
  • Для совершения первого подвига Гераклу пришлось (убить Немейского льва)

Это были вопросы на знание текстов мифов.

·         Мифы в Древней Греции возникли, потому что…

·         У богов Древней Греции можно поучиться…

Это вопросы, которые требуют размышления

 

4. Таксономии Блума

ТАКСОНОМИИ БЛУМА ( ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО)

·         Таксономия - (гр. taxis расположение по порядку + nomos закон) - теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение. Таксономия Блюма разделяет процесс познания на три области: познавательная, эмоциональная и двигательная.

Познавательная сфера охватывают все, что связано с приобретением знаний и развитием умственных навыков. Эмоциональная сфера включает в себя все, связанное с формированием ценностей, отношений, развитием эмоционального самоконтроля обучаемых. К двигательной области относится развитие двигательных навыков, физической выносливости.  Познавательная, или когнитивная, область, это та сфера познания, в которой главное - интеллектуальные результаты. Эта область разделяется на категории, от самого низкого уровня мышления (просто помню) до самого высокого (создаю новые идеи).

Уровень 3 «Я интегрирую»

 

Творчество: скомбинировать полученные сведения по-другому, соединяя элементы по новому образцу или предлагая альтернативные решения

 

Оценивание: представить и защитить мнение, оценивая информацию, обоснованность идей или качество работы, по выработанным критериям

 

     

Уровень 2 «Я применяю»

 

 

Анализ: рассмотреть информацию и разделить ее на части, определяя мотивы и причины, делая выводы и приводя доказательства для подтверждения обобщений

Применение: перенести полученные знания, факты, приемы и правила на новые ситуации для решения задач и проблем

    

Уровень 1 «Я знаю»

 

Понимание: выделить факты и идеи через их организацию, сравнение, перевод, интерпретацию, описания, определяя главные мысли

Запоминание: мысленно зафиксировать факты, термины, базовые понятия в виде ответов

 Вопросы, которые можно использовать для любого урока литературы

УРОВЕНЬ МЫШЛЕНИЯ ПО БЛУМУ

ПРИМЕР ВОПРОСОВ/ЗАДАНИЙ

Знание

Что значит это слово? (дай определение) Опиши место действия. Кто главный герой/герои? Перечисли основные события хронологически. Расскажи, что происходит в тексте.

Понимание

Что случилось в конце? (подытожь) Поясни роль в сюжете. Объясни следующую цитату Предположи, что произойдет дальше. Перефразируй тему — о чем текст? Изложи краткое содержание отрывка или главы

Примене­ние

Как тема соотносится лично с тобой! Если бы все происходило в наше время, как бы это выглядело? Проиллюстрируй это на бумаге. Проведи интервью с одним из героев. Напиши свой рассказ на эту же тему.

Анализ

Почему герой действует и реагирует таким образом? (проана­лизируй) Сравни и противопоставь двух героев (темы, действия и др.) Схе­матически изобрази отношения между героями. Соотнеси чер­ты характера героев с их поступками. Почему важен контекст/ место действия? (исследуй)

Синтез

Придумай песню на тему прочитанного. Придумай новую концепцию — чем должна закончиться книга. Организуй группу для обсуждения темы. Придумай план, по которому должна происходить встреча. Что бы ты сделал на месте главного героя (представь). Перепиши финал.

 

 

 

 

4.     «Ромашка вопросов»

(в основе приема таксономия целей Б. Блума)

Общий алгоритм работы

по данной стратегии

 Деятельность учащихся в терминах УУД (ФГОС)

1.       Вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам,

 обсуждение заглавия рассказа  и прогноз его содержания  и проблематики.

2.       Осмысление. Чтение текста  небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета.  Вопросы, задаваемые учителем,  должны охватывать все уровни вопросов Блума. Обязательным будет вопрос: «Что  будет дальше и почему?»

3.       Рефлексия. На этой стадии текст опять представляет собой единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы  работы могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск.

Художественное произведение рассматривается на уроке в контексте всего творчества писателя или одного  из этапов его творческого писателя или одного из этапов его творческого пути. Задача читателя, как минимум, выявить связь  отдельных элементов анализируемого текста(темы, образы, способы выражения авторской позиции) с художественным целым. Прием технологии с условным названием «Чтение с остановками» и используется, чтобы заинтересовать ребенка книгой, привлечь его к осмысленному чтению.

Ученик научится:

·         Основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса;

·         Учитывать разные мнения и стремиться к координации позиций в сотрудничестве;

·         Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке различных  общего решения в совместной деятельности; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

·         Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

·         Основам коммуникативной рефлексии;

·         Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств , мыслей, мотивов и потребностей;

·         Выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

·         Делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Познавательная деятельность

 

  Чтобы научить детей формулировать различные типы вопросов используется прием «Ромашка вопросов». Для этого нужно заранее познакомить с различными видами вопросов. Учащиеся формулируют вопросы по какой-либо теме и записывают их на соответствующие лепестки ромашки.

               Работа ведется над составлением таких типов вопросов:

Простые вопросы – вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.

Интерпретационные (уточняющие) вопросы – обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на установление причинно - следственных связей.

  Оценочные вопросы – эти вопросы на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.

  Творческие вопросы – если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.

Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы

Урок в 9 классе по роману «Герой нашего времени»

 Простой вопрос: Чем объдинены все повести(части романа) (образом главного героя)?

Уточняющий вопрос: Почему Печорин так страстно хотел, но не смог войти в круг контрабандистов?

Оценочный вопрос: Печорин герой или разрушитель человеческих судеб?

Теоретический вопрос: Каждая из новостей, составляющих роман, опирается на определённую литературную традицию. Соотнесите названия с соответствующими им жанровыми разновидностями:
1. светская повесть;
2.рассказ о "таинственном случае", характерный для фантастической прозы;
3.лирическая новелла со слабовыраженным сюжетом и атмосферой таинственности;
4.соеденение черт путевого очерка и романтической новеллы о любви! и их дополнительные варианты .
а) "Бэла",
б)"Княжна Мэри"
в)"Фаталист"
г)"Тамань"

Вопрос-интерпретация: Почему рассказ об истории любви Печорина и Бэлы ведётся от лица Максима Максимыча?

Практический вопрос: Чем интересен роман и его герой современному читателю?

6. «Лови ошибку»

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

  • явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
  • скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Урок по изучении темы «Правописание Не с существительными»

Найди ошибку при написании НЕ с существительными

  1. Домашние неурядицы
  2. Ужасная неразбериха
  3. Неправда, а ложь
  4. Нерешительность характера

  1. Устал с не привычки
  2. Явная неприязнь
  3. Пришел в негодность
  4. Не внимательность, а рассеянность

 

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

 

 

7.Психорисунок

Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.

( Можно использовать при подготовке к ГИА в 9классе – сочинение 15.3. («сочинение по понятиям») или  на уроках литературы, где анализируются такие черты характера героев как Советь, Жизнелюбие, Враждебность и т.д)

 

8. «Письмо по кругу»

Прием “Письмо по кругу” предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.

Например, при изучении «Собачьего сердца» Булгакова можно предложить следующие темы на выбор

«Может ли наука служить злу?»

«Каким должен быть настоящий учёный?»

«Будьте осторожны с наукой!»

«Учёные в ответе за будущее»

9. «Написание эссе»

Очень эффективная художественная форма письменной рефлексии - эссе. Это свободное письмо на заданную тему. Эссе - это произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам. Если работа проходит на уроке, заранее оговариваются временные границы ее выполнения: 5, 10, 15, 20 минут. В зависимости от цели написания отбирается автором и содержание. В любом случае эссе - художественная форма размышления, подталкивающая ученика обратиться к собственному, может быть и противоречивому, опыту. Можно использовать метод написания эссе на уроке литературы в 6 классе при изучении «Уроков французского» Валентина Распутина.

Примерные темы:

  • Хотел бы я учиться у Лидии Михайловны?
  • Правильно ли поступила Лидия Михайловна?

Модель написания эссе.

  1. Предварительный этап (инвентаризация): вычленение наиболее важных фактов, понятий и т.д.
  2. Работа над черновиком.
  3. Правка. Может осуществляться в паре.
  4. Редактирование. Исправление замечаний, сделанных в ходе правки.
  5. Публикация, т.е. чтение перед аудиторией.

Возможный алгоритм написания эссе.

  1. Обсуждаемая тема (проблема).
  2. Собственная позиция.
  3. Краткое обоснование.
  4. Возможные возражения, выдвигаемые слушателями.
  5. Причина, по которой заявленная позиция остается прежней, объявляется правильной.
  6. Заключение.

Научить учеников написанию эссе и других видов письменной рефлексии - довольно трудная задача. Выделим основные правила обучения письменной рефлексии:

  1. Регулярная возможность писать.
  2. Выбор интересной темы для письма.
  3. Наличие образцов.
  4. Читательская аудитория. Ученики должны понимать, что написанный ими текст востребован другими.
  5. Привычка править - значит понимать, что любой текст в любое время может быть откорректирован пишущим.
  6. Помощь друзей. Возможность делиться написанным.

10.Прием « Мостик»

Можно использовать для подготовки к написанию любых сочинений.

Задание. : составьте связный текст, используя следующие разрозненные части, подберите к получившемуся тексту заголовок. Порядок частей можно менять.

  • Не все препятствия создают эхо. Некоторые предметы поглощают, а не отражают звук.  То есть звук не возвращается, эхо не слышно. Но обычно гладкие ровные поверхности, например, стены, скалы, препятствия, создают эхо.
  • Давным – давно жила прекрасная нимфа по имени Эхо. У нее был лишь один недостаток – она слишком много говорила. В наказание богиня Гера запретила ей говорить, если с ней заговорят. Нимфа могла лишь повторять то, что ей говорили. Однажды Эхо увидела молодого красивого Нарцисса и сразу влюбилась в него. Однако Нарцисс не замечал ее. Нимфу охватила такая печаль, что Эхо растворилась  в воздухе, оставив лишь свой голос. С тех пор мы слышим голос, который повторяет все, что мы говорим.
  • Звук движется в воздухе со скоростью 335 м/с . Он переносится волнами, наподобие того как появляются волны в воде от брошенного туда камешка. Звуковые волны распространяются во все стороны, как и свет от электрической лампочки.

При встрече с препятствием звуковая волна отражается наподобие света. При этом мы слышим эхо. Итак,            эхо – это отраженный звук.

·         Известно, что даже облака отражают звук и создают эхо. Когда мы слышим раскаты грома, это свидетельствует о том, что звук грома многократно отражается от облаков.

11. Прием «Построение сообщения по алгоритму».

Задание: Составить предложения по алгоритму. Каждое предложение записывается на отдельную карточку .Задание выполняется  индивидуально. Затем карточки перемешиваются . каждый получает набор карточек по алгоритму. необходимо составить связный рассказ.

Алгоритмы: 1) факт( что именно произошло) – причина – повод- аналогии и сравнения – последствия

                       2) кто – что – чем- зачем – как – когда – в конце концов

12. Прием «Творческий диктант»

Задание: используя 15 слов  на определенную орфограмму или на заданную букву из словаря составить связный текст.

13.    Прием «Бусы».

Задание: используя набор словосочетания, сохраняя форму слов составить небольшой текст, нанизывая их друг на друга, как бусы.

Набор словосочетаний:  голубые незабудки, с первыми лучами солнца, огненно-красный восход, вальс цветов, заметить на рассвете, дождаться расцвета, музыка цветов, радуга оттенков.

14.    Прием « Меняем финал»

Для работы берется сказка, история или стихотворение, содержание пересказывается, а финал меняется на неожиданный, отличающийся от традиционного..

15.    Прием «Меняем стиль»

Задание: Придумать меняя научный стиль на художественный любое правило из учебника русского языка.

16.    Прием « Составляем сюжетную таблицу»

Что?

 Кто?

 Когда?

Как?

Почему?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17.    Прием « Сочинение-миниатюра»

Задание1 Познакомьтесь с описанием внешности, составленного полицейским для описания внешности преступника; составьте самостоятельно такие описания внешности известных литературных героев, которые позволили бы в случае необходимости оперативно их разыскать.

Н-р, Приметы Владимира Дубровского, составленные по сказкам его дворовых людей: От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось.

Задание 2. Познакомьтесь с афоризмами, выберите один из них и составьте текст, который бы начинался либо завершался данным афоризмом, выражая тем самым главную идею содержания текста.

·         « Кто расставляет сети, сам в них попадется; кто роет яму, сам в нее свалится; кто точит меч, сам от меча и погибнет» (неизвестный древнеегипетский автор)

·         «Нет столь великой  вещи, которую не превзошла бы величиною еще большая. Нет вещи столь малой, в которую не вмещалась бы еще меньшая» (Прутков Козьма)

·         «Все точное коротко» (Жосеф Жубер, французский писатель)

·         «Будем кратки. Мир перенаселен словами» ( Станислав Ежи Лец, польский поэт афорист)

·         «Кто ясно мыслит, ясно излагает» ( Никола Буало, французский поэт)

·         « Чтобы доказать  свою талантливость, надо быть очень способным» ( Владилен Прудовский, автор « Литературной газеты»)

18.    Прием « Составляем сценарий»

Можно использовать при изучении темы « Назывные предложения»

Задание. Представьте себя в роли кинооператора, разделите текст на такие смысловые отрезки, которые можно было бы представить в виде статичного кадра, напишите небольшой сценарий в виде таблицы.

Общий план

Средний план

Крупный план

 

 

 

Темный еловый лес стоял, нахмурившись, по обоим берегам скованной льдом реки. Недавно пронесшийся ветер сорвал с деревьев белый покров инея, и они, черные, зловешие, клонились друг к другу в надвигающихся сумерках. Глубокое безмолвие царило вокруг. Весь этот край, лишенный признаков жизни с ее движением, был так пустынен и холоден, что дух, витающий над ним, нельзя было назвать даже духом скорби.

        И все же что-то живое двигалось в ней и бросало ей вызов. По замерзшей реке пробиралась упряжка ездовых собак. Взъерошенная шерсть их заиндевела на морозе, дыхание застывало в воздухе и кристаллами оседало на шкуре.  Собаки были в кожаной упряжи, и кожаные постромки шли от нее к волочившимся сзади саням .Сани без полозьев, из толстой березовой коры, всей поверхностью ложились на снег. Передок их был загнут кверху, как свиток, чтобы приминать мягкие снежные волны, встававшие им навстречу.    Впереди собак на широких лыжах с трудом ступал человек. За санями шел второй. На санях, в ящике лежал третий, для которого с земными трудами было покончено, ибо Северная глушь одолела, сломила его, так что он не мог больше ни двигаться ,  ни бороться, а Северная глушь не любит движения .Она ополчается на жизнь, ибо жизнь есть движение, а Северная глушь стремится  остановить то, что движется. Она замораживает…(Лондон Дж.. Белый клык)

 19. Прием « Меняем финал»

Для работы берется сказка, история или стихотворение, содержание пересказывается, а финал меняется на неожиданный, отличающийся от традиционного..

Например, можно поменять сюжет повести «Дубровский» «Последняя встреча Маши и Дубровского»

20. Прием «Снежный ком»

Для работы берется какая-то история, сказка.  К доске вызывается 5-6 человек. Первый человек называет предложение, Второй повторяет предложение, которое  назвал первый ученик и добавляет свое. Третий повторяет два предыдущий стихотворения и добавляет свое и т.д. Последний человек повторяет все сказанное и завешает рассказ.

Примером может быть рассказ Платонова «Неизвестный цветок» или Астафьева «Васюткино озеро».

21. Прием «Шапка вопросов».

При чтении рассказа ученики составляют вопросы, записывают их на отдельных карточках и складывают их в шапку. После прочтения рассказа по цепочке вытягивают их и отвечают

Н-р, вопросы по рассказу «Бежин луг»

·         Кто из мальчиков первым рассказал страшную историю ?

·         .В каком месяце происходили события в рассказе «Бежин луг»?

  • Почему автор оказался в лесу ночью?
  • Как звали собаку автора?
  • Скольких  мальчиков встретил у костра охотник, герой рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»?
  • .
  • Что делали мальчишки ночью на лугу?
  • Как звали  старшего мальчика?
  • Кто в рассказе произносит пословицу: «Своей судьбы не минуешь?

22. Прием «Верные-Неверные утверждения» («Верите ли вы?»)

 

Деятельность учителя и учащихся в терминах технологии

 Деятельность учащихся в терминах УУД (ФГОС)

Учитель записывает на доске  ряд вопросов и просит учащихся (индивидуально или в группах) попробовать на них ответить, аргументируя свои предположения. После того , как прозвучат ответы на данные вопросы , учащимся предлагается прочитать  текст параграфа или текст литературного произведения, найти подтверждения своим предположениям и ответы на вопросы.

Ученик научится:

  • Выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов и явлений;
  • Подтверждать гипотезы на основе изученной информации.

Познавательная деятельность

 

 

 

1) тема «Обобщение изученного о предлогах и союзах» 7 класс. Необходимо отметить верные и неверные утверждения

1. Здесь написаны только союзы: чтобы, тоже, да, через, зато.

2. В предложении союзы не являются членами предложения.

3. В предложении предлоги являются тем же членом предложения, что и слово, к которому они относятся.

4. Предлоги бывают простыми, составными, сложными.

5. Союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

6. В предложении « Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» есть два союза.

2) Тема «Жизнь и творчество Чехова» 10 класс. Отметить верные и неверные утверждения

• А.П.Чехов пользовался псевдонимами «Человек без селезенки», «Антоша Чехонте».

• Ему принадлежит афоризм «Красота спасет мир».

• А.П.Чехов по образованию был врачом.

• Первая удачная постановка пьесы Чехова принадлежит К.С.Станиславскому.

• Главное действующее лицо пьесы «Вишневый сад» - Фирс.

• Разница между суммой цифр года рождения и суммой цифр года смерти писателя равна единице.

23. Прием «Предположение»

 Тема «Чувство сострадания братьям нашим меньшим» (Рассказ Л.Андреева «Кусака» 7 класс

По названию предположите, о чем будет рассказ

? Какие события могут произойти в описанной обстановке?

? Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?

? Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

? Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы закончили его?

? Что будет с героем после событий рассказа?

24. Прием « Прогнозирование по фотографии, портрету». При изучении поэмы Н. А. Некрасова «Княгиня Трубецкая» можно предложить поработать с портретом княгини Трубецкой, сделать предположения об этой женщине по её внешности, а после краткого рассказа о ней соотнести реальное лицо с героиней поэмы, носившей такую известную фамилию. Составление психологического портрета развивает психологическую зоркость, погружает во внутренний мир другого человека.

 

25. Прием  «Толстые и тонкие вопросы»

 

Деятельность учителя и учащихся в терминах технологии

Деятельность учащихся в терминах УУД(ФГОС)

По ходу работы с таблицей  в левую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В правой колонке – вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. Может быть использована на любой из трех фаз урока .Если пользоваться этим приемом на стадии вызова, то это вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы.

Ученик научится :

  • Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Коммуникативная деятельность

 

 

«Очарованный странник» Н.С.Лескова 10 класс

- Составить вопросы по произведению, используя начала.

Тонкие

Толстые

вопросы

вопросы

Кто...?

Дайте три объяснения,

Что...?

почему...?

Когда...?

Объясните, почему...?

Как звать...?

Почему, вы думаете...?

Было ли...?

В чём различие ...?

 

Предположите, что

 

будет, если...?

 

Согласны ли вы...?

 

Верно ли ...?

26. Прием «Письмо»

Напишите письмо

от имени главной героини рассказа Паустовского «Телеграмма»,

адресованное матери, в котором она могла бы, например, попросить прощение за свое равнодушие.

27. Прием « Синквейн»

Деятельность учителя и учащихся в терминах технологии

Деятельность учащихся в терминах УУД(ФГОС)

Отражение сущности темы(понятия) в пяти строках по определенным правилам индивидуально или в паре.

Правила написания синквейна.

  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
  2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах(двумя прилагательными)
  3. Третья строчка –это описание действия в рамках этой темы тремя словами(глаголами)
  4. Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
  5. Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Ученик научится:

  • Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
  • Развитию способностей к анализу, обобщению и целостному восприятию темы при письме;
  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
  • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • Эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивная, познавательная, личностная деятельность

 

Н.С.Лесков «Очарованный странник» 10 класс

Кто? Что?

1

существительное

Флягин

Какой?

2

прилагательных

непокорный дерзкий.

Что

делает?

3

глагола

Убивает,

влюбляется,

служит

Что автор думает      о теме?

Фраза из 4 слов

Русский человек     все может

Кто? Что?

Новое

звучание

1

существительное

Праведник

темы

 

 

 

28.  Прием «Диаманта»

Диаманта - стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых -понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению

• 1,7 строчки - существительные антонимы;

• 2 - два прилагательных к первому существительному;

• 3 - три глагола к первому существительному;

• 4 - два словосочетания с существительными;

• 5 - три глагола ко второму существительному;

• 6 - два прилагательных ко второму существительному.

При  изучении рассказа С-Щедрина «Премудрый пескарь»

Составить диаманту:

Мудрость

Внушенная, нелепая

Осмысливается, применяется, принимается

 Мудрость по наследству, глупость в результате

Преобладает, затягивает, отталкивает  

Неописуемая, чрезмерная

Глупость

29. Прием «Эссе»

 Темы эссе:

По понравившейся пословице;

• Поучение своим одноклассникам;

• Мое отношение к героям «Повести о Петре и Февроньи»

• Кто в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» является настоящим героем и почему?

• Удобно ли жить людям-хамелеонам? А тем, кто рядом с ними?

• Жестокое ли наказание - одиночество?

• Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?

• Зачем нам нужны животные?

• Лучший подарок в моей жизни

• Для чего нужны ревизоры?

• Не устарели ли понятия долга, чести и совести?

• Счастлива ли Вера Алмазова? (по рассказу Куприна «Куст сирени»?

30.  Прием «Телеграмма»

 Тема: Л.Андреев «Кусака»

Телеграмма девочки Лели

Я уже в городе очень скучаю по Кусаке

31. Прием «Таблица вопросов»

Можно использовать при изучении художественных и публицистических текстов при подготовке к ЕГЭ и ГИА

Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?

 

 

 

 

 

32.Прием «ИДЕАЛ»(решение проблем при чтении текста) Дж. Бремсфорд.; адаптация И.О. Загашева)

Расшифровывается она следующим образом:

·  И ? Идентифицируйте проблему (Проблема определяется в общем виде)

·  Д ? Доберитесь до её сути (Сформулировать её в виде вопроса).

·  Е ? Есть варианты решения! (Как можно больше)

·  А ? А теперь за работу! (Выбрать из всех лучший вариант)

           ·  Л ? Логические выводы (Анализ проделанной работы)

 

Деятельность учителя и учащихся в терминах технологии

Деятельность учащихся в терминах УУД(ФГОС)

Алгоритм работы со стратегией:

I. Выделите в тексте проблему.

D. Опишите ее. (выявите ее суть).

E. Определите варианты подходов к решению проблемы.

A. Действуйте. Решайте.

L. Сделайте вывод(научитесь), проведите рефлексию своей работы

 

Ученик получит возможность научиться :

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы;
  • Ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
  • Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; уметь  конструктивно разрешать конфликты.

Познавательная, коммуникативная деятельность

 

33.Приём «Как вы думаете?»

Игра осуществляется в следующем порядке:

1) в тетради вычерчивается таблица с тремя колонками – “никогда”, “иногда”, “всегда” или на доске вывешивается игровое поле с соответствующими разделами;

2) учащиеся получают карточки с информацией, каждая карточка может быть разного цвета;

3)учащиеся читают карточки и кладут их на определённое место, при этом может получиться, что одни и те же карточки окажутся в разных местах, каждый объясняет свой выбор, но разногласия остаются.

34. Прием « Мудрые совы»

Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Рассмотрим примеры таких заданий:

Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке.

Что не ждали?  Выберите из текста новую информацию, которая является для вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.

Ты уже знаешь, последние новости?   Запишите ту информацию, которая является для вас новой.

Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?

Известное и неизвестное.  Найдите в тексте ту информацию, которая является для вас известной, и ту информацию, которая была ранее известной.

Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.

Поучительный вывод.  Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?

Важные темы для обсуждения.  Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.

    Далее организуется обсуждение результатов работы. При этом могут быть намечены следующие шаги: поиск дополнительной информации, домашние задания для отдельных учащихся или групп детей; выделение нерешенных проблем, определение последующих этапов работы. 

35. Прием  «Плюс-минус- Интересно» или «плюс-минус-вопрос»

(Э.де Боно)

П+

М-

Интересно?

Факты, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом хорошего?

Факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого»

Записи различных интересующих  фактов и мыслей « Что в этом интересного»

 

Деятельность учителя и учащихся в терминах технологии

Деятельность учащихся в терминах УУД(ФГОС)

По ходу чтения параграфа или текста, прослушивания лекции новая информация заносится в таблицу: заполняются соответствующие графы. Фиксируется информация, отражающая положительные стороны  - П+, отрицательные стороны – М -, а также информацию, которая просто заинтересовала И. Или возникающие по ходу чтения вопросы ? Этот прием можно использовать на стадии рефлексии. Данный прием нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи м текстом.

Ученик научится:

  • Основам ознакомительного , изучающего, усвавивающего  и поискового чтения;
  • Структуировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
  • Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей и их иерархиезации, понимать конвенциональный характер морали.

Личностная, познавательная деятельность

 

Возможно применение для подготовки задания 25 ЕГЭ по русскому языку.

 

36.  Прием «Тур по галерее»

Это своеобразная форма публикации письменных работ. Они вывешиваются на стенах класса. Участники свободно перемещаются по классу и читают по выбору письменные работы, вносят в них свои замечания. Таким образом, на всеобщее обозрение выносятся идеи, выраженные в письменной форме.

37.Прием « Вопросы к автору произведения,  или  Интервью с главным героем»

Примеры вопросов  интервью с Григорием Печориным:

  • Почему Вы украли Бэлу?
  • Для чего Вам нужно было разоблачать  контрабандистов?
  • Вы любите Веру?
  • Почему Вы сделали вид, что не узнали Максима Максимыча?

38. Прием «Взаимоопрос»

Один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления». Технология применения: два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.

39. Прием «Джигсо».

Можно использовать при работе над текстами при подготовке ОГЭ и ЕГЭ Метод предназначен для того, чтобы обучающие помогали друг другу учиться. Каждая группа  получает  одинаковое задание: прочитать свой микротекст, продумать, как, какими способами запомнить его и пересказать, составить вопросы, направленные на понимание сущности текста. Учащиеся могут записать опорные слова, начертить рисунки, схемы или кластеры. После работы с текстом группы перераспределяются таким образом, чтобы в каждой оказались представители всех трех групп. Затем по команде учителя они по очереди объясняют свой вопрос, используя записи и графический материал.  Объяснив и обсудив три микротемы в группе, все возвращаются на свои места и ещё раз обсуждают общую тему, состоящую из трех микротем.

40.Прием «6 W» это первая буква вопросительного? слова «Why?», которое переводится с английского языка не только как «Почему?», но и как «Зачем?», «По какой причине?» и т.д.  Прием «6 W» позволяет научиться так? сформулировать вопрос, чтобы определить неизвестную область в рамках вроде бы уже полностью изученной темы. Все вопросы и ответы следует записывать. Одно условие — ответы не должны повторяться.

Н-р:

  • Почему поэма М.Ю.Лермонтова называется “Мцыри”? В грузинском языке слово «мцыри» имеет двойное значение: в первом — «послушник», а во втором — «пришелец».
  • Почему русский генерал оставил пленного ребенка в мужском монастыре? (Ребенок был болен)
  • Что обещал себе пленник? (Убежать из монастыря и возвратиться домой)
  • По какой причине Мцыри бежал из монастыря? (Ощущение свободы, чувство независимости)
  • Сколько дней пробыл на свободе Мцыри, какие события произошли за эти три дня? (Он видит картины могучей кавказской природы, прекрасную грузинку, наполняющую у потока кувшин водой, и наконец, беспощадно сражается с могучим барсом)

41.Прием «Чтение с остановками»

Чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется, делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Материалом для использования приёма служит повествовательный текст, содержащий проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки. Использование этого приёма открывает возможности для прогнозирования, целостного видения произведения, развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

По названию предположите, о чем будет рассказ?

? Какие события могут произойти в описанной обстановке?

? Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?

? Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?

? Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

? Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы закончили его?

? Что будет с героем после событий рассказа?

42. Прием «Сбор ассоциаций»

                      Всадник              Илья Муромец                             Древняя Русь

 

      
 Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы
  Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы
 

 

Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературыРазвитие критического мышления на уроках русского языка и литературы

         Богатырь

 

              Меч               Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы                                                     

 

 

Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы                                                                                                                                                   Кольчуга

Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы         Палица

 

        
  Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы
 Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы
 
 
 
 

                                                                                                                                           Картина

                               Сила

                                                       Мужество                   Поединок

Приём используется при изучении тем, связанных с раскрытием лексического значения слова, при работе с текстом и словарём.

43.Прием «Кластер»

Деятельность учителя и учащихся в терминах технологии

Деятельность учащихся в терминах УУД(ФГОС)

Выделение смысловых единиц текста (составление развернутого плана); развитие аналитических умений.

Прием заключается в  выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении их в определенном порядке в виде «грозди».

Ученик научится:

  • Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • Осуществлять сравнение , сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • Объяснить явления , процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
  • Структуировать тексты , включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Регулятивная, познавательная деятельность

 

 

 Это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, соединяя  это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Овладев навыками графического изложения материала, ребенок открывает для себя новые стороны изображаемого явления, учится отделять информацию, усвоенную от имеющихся знаний. Один мудрый человек сказал: "Когда я пишу, я узнаю о том, о чем я думаю". Когда ребенок использует кластер, он лучше понимает себя и то, что изучает. Видя свою успешность, заинтересовывается в познании нового. Благодаря составлению рисунков, схем, кластеров мы развиваем творчество ученика, ведь каждый кластер индивидуален

При изучении темы «Имя существительное»

Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы

 

44. Прием «Выглядит, как…», «Звучит, как…»

 

Деятельность учителя и учащихся в терминах технологии

Деятельность учащихся в терминах УУД(ФГОС)

Этот прием направлен на «присвоение» понятий , терминов. На стадии  вызова учащимся предлагается записать в соответствующие графы  зрительные и слуховые ассоциации , которые у них возникают при данном слове или в связи с предложенным понятием, или персонажем .

На стадии рефлексии можно сравнить первоначальное и окончательное представление.

Ученик научится:

  • Работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений , понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом сравнении и уподоблении, образном сближении слов;
  • Давать определения понятиям.

Познавательная деятельность

 

Можно использовать на обобщающем уроке для характеристики героя.

Н-р: Если бы Григорий Печорин был бы песней, то это бы была песня…

         Если бы Григорий Печорин был цветком, то это был бы…

         Если бы Григорий Печорин  был деревом, то это был бы… и т.д (предметом мебели, частью одежды, элементом столового прибора, бытовой техникой, животным, птицей)

45. Прием «Ученый совет».При изучении  учебного текста распределяются роли: редактор, автор, критик, незнайка, специалист. Дается время для изучения текста. Затем каждый в своем амплуа излагает текст. Остальные члены Ученого  совета добавлять и дополнять выступления друг друга.

46. Прием «Сказочное королевство». Читается  или прослушивается текст. Выбираются стражники, строгие и неподкупные. Стражники охраняют сказочное королевство. Но сегодня здесь бал и каждому хочется попасть туда. Есть только один способ пройти: ответить на любой каверзный вопрос стражника по тексту. Сейчас все еще раз внимательно прочитают текст, а стражники придумают вопросы . Вооружившись знаниями можно по очереди походить к стражникам –вдруг пропустят.

47. Прием «Части текста». Познакомимся с учебным текстом. Разделимся на четыре группы. Одна группа будет называться – «введение», вторая – «основная мысль», третья – «заключение», четвертая – «дополнение». Учащиеся каждой группы начинают пересказывать текст по порядку. Вступление – основная часть – заключение. Группа «дополнение» имеет право взять слово после выступления каждой группы.

48. Прием «Дотошный ученик».  Нужно прочитать учебный текст. Очень важно запомнить даже самые мелкие детали. Нужно составить список вопросов, у кого список будет длиннее и дотошнее, тот и выиграл. Желательно, чтобы вопросы охватывали весь материал, все его тонкости.

49. Прием «Фехтование».  Работа по тексту проводится в парах. Учитель задает проблему по тексту. Ученик справа предлагает решение проблемы, предлагая аргументы. Ученик слева приводит контраргументы. Можно приходить и к общему решению. Учитель задает новую проблему, а ученики меняются ролями.

50. Прием «Рассказ наоборот».  Придумать или пересказать рассказ с конца. Например, «И после этого они жили долго и счастливо». Следующий игрок говорит: «Наконец они помирились» ит.д. Тот , кто нарушил обратную последовательность – выбывает из игры.

51. Прием «За что мы любим». Выберите  литературного героя, который вам нравится. Укажите 5 качеств, которые особенно нравятся в этом герое. Прочитайте характеристику. Все остальные пытаются угадать, о каком герое идет речь.

52. Прием «Обвинители и защитники». Выбирается литературное произведение  или литературный герой. Класс делится на две группы: обвинители и защитники. Функция обвинителей будет заключаться в поиске негативных черт героя или негативных ситуаций в произведении.  Защитники наоборот ищут положительные черты, описывают ситуации, которые несут положительный опыт.

53 . Прием «Фишбон»

(постановка и решение проблем)

Деятельность учителя и учащихся в терминах технологии

Деятельность учащихся в терминах УУД(ФГОС)

Стратегия позволяет описать и решить целый круг проблем.

В процессе обсуждения и групповой деятельности над выполнением в тескстовой информации проблем учащиеся графически оформляют результат работы :

На «верхних костях» рыбы записываются проблемы ;

На «нижних костях» скелета рыбы фиксируются факты, подтверждающие  существование этих проблем.

Ученик получит возможность научиться:

  • Ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
  • Делать умозаключения(индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации;
  • Устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных решений»
  • Вступать в диалог , участвовать в дискуссии, владеть диалогической и монологической  формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Познавательная, коммуникативная деятельность

 

Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы

 

1)Применимо для подготовки задания 25 ЕГЭ и 15 ОГЭ.

2) при изучении повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» с применением межпредметных связей.

  • Голова — легко ли совершить подвиг.
  • Верхние косточки — герои смелые, хочется жить; нужно защищать Родину;
  • Нижние косточки — мастерство летчика, выдержка героя, любовь к Родине.
  • Хвост — каждый человек может стать героем, если он патриот.

 

54. Прием «Денотантный граф»

(Д.Х.Вагапова)

 

Деятельность учителя и учащихся в терминах технологии

Деятельность учащихся в терминах УУД(ФГОС

Способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Выделяется ключевое слово или словосочетание (как правило имя существительное). Подбираются из текста глаголы, связывающие его существенные признаки, обозначающие действия. К глаголам подбираются характеристики (выраженные прилагательными или другими частями речи).

Образует сочетание: ключевое слово-глагол-другая часть речи, характеризующая основные признаки ключевого понятия (граф  дробится и раветвляется по мере работы с текстом).

Ученик получает возможность научиться:

 

  • Структирироватьтексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

 

  • В информацию как ориентир для построения действия. необходимую процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.

Позновательная, коммуникативная деятельность

 

 

Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы

 

55. Прием «Перекрестная дискуссия»

 

 

Деятельность учителя и учащихся в терминах технологии

Деятельность учащихся в терминах УУД(ФГОС

Основные этапы:

  1. Формулировка ключевого вопроса дискуссии.
  2. Составление таблицы для записи.
  3. Составление списка аргументов: 2-3 аргумента «за»и  «против».
  4. Предъявление аргументов.
  5. Запись «чужих» наиболее значимых аргументов в таблицу.
  6. Формулировка вывода. Вопрос- проблема

Ученик научится:

    • Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.
    • Строить логическое рассуждение , включающее  установление причинно-следственных связей;
    • Вступать в диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать свою позицию.

    Познавательная, регулятивная, коммуникативная деятельность

    Урок на тему «Жизненные искания Пьера Безухова»

     

    Виновен ли Пьер в своем браке не по любви?

    Аргументы ЗА(ДА)

    Аргументы ПРОТИВ (НЕТ)

    1.Пьер, хоть и не без некоторого испуга, принял новую жизнь, научил себя верить ничего не значащим словам.

    2.Он принял как должное внезапное изменение отношения к нему в салоне А. П. Шерер. 

     3.Пьер привык к ясной и красивой улыбке Элен. 

    4. И знал, что Элен глупа, в чувстве, которое она в нем возбуждает,  осознавал что-то гадкое, но, думая о ее ничтожестве, мечтал, как  она будет его женой. 

    5.Решив, что женитьба на Элен была несчастьем, Пьер все-таки не переезжал от князя Василия. 

      6.«Нечего спрашивать, хорошо о или дурно? Хорошо, потому что определенно, и нет прежнего мучительного сомнения», — такова была заключительная мысль Пьера о браке. 

    7.Его признание на французском, прозвучавшее так бедно, потому что он с трудом вспомнил, что вообще говорят в таких случаях, отозвалось в Пьере жгучим сты­дом за себя.

    1.Пьеру как человеку искреннему и честному казалось, что все его искренне любят, раз удостаивают вниманием и лаской. 

    2.Он, чувствуя, что между ним и Элен образовалась какая-то связь, воспринимал это как некое обязательство, которое он не мог не сдержать. 

    3.Пьеру свойственна «чистота нравственного чувства», поэтому, однажды почувствовав близость Элен, ее плеч, шеи, глаз, он не мог думать о ней иначе, как о своей жене. Он не мог обмануть ожидания всех.

     

    По результатам полемики учащиеся пишут сочинение-миниатюру с одним из предложенных вступлений: «Да, Пьер виновен, потому что…» «Я не могу дать однозначного ответа, потому что…» «Пьер не виновен, потому что…»


     

    Пожалуйста, подождите.
    x
    ×