Развитие критического мышления через анализ литературных текстов на уроках литературы | Перевощикова Наталья Анатольевна. Работа №350041. Номер работы: №350041
Аннотация. В статье рассматриваются методы и приемы, способствующие развитию критического мышления учащихся на уроках литературы через анализ литературных текстов. Описаны подходы к интерпретации текста, стимулирующие учащихся к глубокому пониманию содержания, оценке идей, анализу мотивов героев и структуры произведения. В статье выделены методические приемы, которые позволяют учителю организовать работу так, чтобы ученики научились критически осмысливать литературные произведения и вырабатывать собственные мнения.
Ключевые слова: критическое мышление, анализ текста, литература, интерпретация, образовательный процесс, методические приемы.
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТЕКСТОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Перевощикова Наталья Анатольевна, учитель
МБОУ СОШ с. Вознесенское, Хабаровский край
Аннотация. В статье рассматриваются методы и приемы, способствующие развитию критического мышления учащихся на уроках литературы через анализ литературных текстов. Описаны подходы к интерпретации текста, стимулирующие учащихся к глубокому пониманию содержания, оценке идей, анализу мотивов героев и структуры произведения. В статье выделены методические приемы, которые позволяют учителю организовать работу так, чтобы ученики научились критически осмысливать литературные произведения и вырабатывать собственные мнения.
Ключевые слова: критическое мышление, анализ текста, литература, интерпретация, образовательный процесс, методические приемы.
Критическое мышление становится одной из ключевых компетенций, необходимых современному ученику для успешной социализации и самореализации. Введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) подчеркнуло важность развития критического мышления в школьном процессе, особенно на уроках литературы, где учащиеся работают с разнообразными художественными текстами. Анализ произведений литературы помогает ученикам развивать способности к глубокому размышлению, самостоятельной интерпретации и формированию личного отношения к прочитанному. Однако для достижения таких целей учителю необходимо организовать учебный процесс с использованием методов, направленных на развитие аналитического и критического подхода к тексту.
Критическое мышление — это умение воспринимать информацию осознанно, подвергать её анализу, оценке и интерпретации. Литературные тексты дают богатую почву для такого анализа, так как часто включают многослойные смысловые структуры, требующие от учащихся осмысления подтекста, анализа мотивации героев и авторской позиции. Формирование критического мышления через литературный анализ позволяет:
- Развивать аналитические и оценочные способности;
- Формировать навыки осознанного чтения и интерпретации;
- Поддерживать интерес к литературе и развивать эмоциональный интеллект.
Рассмотрим методы и приемы развития критического мышления на уроках литературы.
Одним из самых действенных приемов является метод "толстых" и "тонких" вопросов. "Тонкие" вопросы требуют от ученика конкретных ответов на основе текста, а "толстые" — более глубокого анализа и интерпретации.
- Пример: при анализе произведения ученику можно предложить вопросы, связанные с поступками героя, его мыслями и переживаниями ("Почему герой принял такое решение?", "Как автор изображает чувства героя и что он этим хотел выразить?").
Сравнение персонажей, их решений и поступков помогает учащимся глубже понять мотивы и действия героев. Также можно предложить сравнение разных произведений, схожих по тематике или идеям, что способствует развитию навыков критического анализа.
- Пример: при изучении произведений о Великой Отечественной войне можно сравнить образы героев в рассказах А. Платонова и К. Симонова, что позволит ученикам увидеть различные подходы авторов к теме героизма и судьбы.
Технология "Чтение с остановками". Этот метод предполагает, что учитель во время чтения текста делает паузы для обсуждения, задает вопросы и просит учащихся предсказать дальнейшее развитие сюжета. Это позволяет развивать критическое мышление, так как ученикам приходится анализировать и прогнозировать развитие событий.
- Пример: при чтении произведения Ф. Достоевского "Преступление и наказание" можно сделать остановки на ключевых эпизодах и предложить учащимся предсказать, как главный герой поступит дальше, и почему.
Метод "Инсерт". Этот прием предполагает маркировку текста значками для различной информации: "Знаю", "Новое", "Противоречие", "Интересно". Такой подход помогает ученикам лучше понимать, какие моменты вызывают вопросы и требуют осмысления, а какие уже известны или противоречат ожиданиям.
- Пример: при чтении рассказа А. Чехова "Каштанка" можно предложить ученикам выделять моменты, которые они знают о жизни животных, а также отмечать эпизоды, которые вызывают у них вопросы или кажутся необычными.
Важным аспектом критического анализа является детальное рассмотрение образов литературных героев. Анализируя героев, их мотивацию и действия, учащиеся развивают навыки интерпретации и формируют личное отношение к тексту.
- Пример: при изучении образа Печорина в романе "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова можно предложить обсудить его мотивацию, внутренний конфликт и критически оценить его поступки с позиции современных взглядов.
Дискуссии позволяют учащимся научиться высказывать свое мнение, аргументировать и обосновывать его. На уроках литературы можно обсуждать различные точки зрения на поступки героев, авторские идеи и темы произведений.
- Пример: при изучении "Отцы и дети" И.С. Тургенева можно организовать дискуссию о взглядах Базарова и других героев, предлагая ученикам занять ту или иную сторону и аргументировать свою позицию.
Для эффективного использования методов анализа текста учителю важно создавать условия, способствующие активному участию каждого ученика. Это может включать:
- Подбор заданий различного уровня сложности для учета индивидуальных возможностей учеников;
- Организацию парной и групповой работы для обмена мнениями и совместного анализа;
- Использование наглядных материалов и презентаций для структурирования информации;
- Проведение итоговых рефлексивных занятий, где учащиеся могут обсудить и оценить свои достижения.
В заключение отметим, что развитие критического мышления через анализ литературных текстов способствует формированию у учащихся аналитических навыков, самостоятельности и глубокого интереса к литературе. Методы и приемы, направленные на интерпретацию текста, сравнительный анализ, работу с вопросами и дискуссии, позволяют ученикам глубже осознать и оценить содержание произведений. Реализация критического подхода в преподавании литературы помогает учащимся не только понять авторский замысел, но и сформировать собственное мнение и взгляды, что является важной частью их личностного роста.
Список литературы
1. Борисова, И.В. "Методы развития критического мышления на уроках литературы". Педагогика и практика, 2019.
2. Гусева, О.М. "Технологии анализа текста на уроках русского языка и литературы". Литературное образование, 2021.
3. Воробьева, Л.А. "Критическое мышление в образовательном процессе: методические рекомендации". Образование и наука, 2022.