Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы | Зайцева Инна Владимировна. Работа №345454

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена вопросу развития критического мышления у школьников на уроках русского языка и литературы через чтение и письмо. В условиях современных образовательных стандартов одной из ключевых задач является формирование умений анализа, аргументации, рефлексии и выработки собственной позиции. В статье рассмотрены эффективные методы и подходы, способствующие развитию критического мышления, такие как работа с текстом, письменные рассуждения и дискуссии. Представлены практические примеры заданий, которые можно использовать для активизации этих навыков у учащихся.

Ключевые слова: критическое мышление, русский язык, литература, анализ текста, письменные рассуждения, чтение, развитие мышления, аргументация.

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Зайцева Инна Владимировна,

учитель ГБОУ «Средняя школа №7

городского округа Мариуполь» ДНР

 

Аннотация. Статья посвящена вопросу развития критического мышления у школьников на уроках русского языка и литературы через чтение и письмо. В условиях современных образовательных стандартов одной из ключевых задач является формирование умений анализа, аргументации, рефлексии и выработки собственной позиции. В статье рассмотрены эффективные методы и подходы, способствующие развитию критического мышления, такие как работа с текстом, письменные рассуждения и дискуссии. Представлены практические примеры заданий, которые можно использовать для активизации этих навыков у учащихся.

Ключевые слова: критическое мышление, русский язык, литература, анализ текста, письменные рассуждения, чтение, развитие мышления, аргументация.

 

Современное образование направлено не только на передачу знаний, но и на формирование у учеников умений, необходимых для успешной жизни в быстро меняющемся мире. Одним из таких умений является критическое мышление, которое помогает анализировать информацию, делать взвешенные выводы и принимать обоснованные решения. В процессе преподавания русского языка и литературы чтение и письмо становятся важными инструментами для развития критического мышления. В статье рассматриваются методы, которые могут быть использованы учителями для развития этих навыков через литературные тексты и письменные работы.

Рассмотрим элементы чтения, как инструмент развития критического мышления.

1. Чтение литературных произведений — мощный инструмент для развития критического мышления. Работа с текстом начинается с его анализа, что подразумевает внимание к деталям, поиску смыслов и скрытых мотивов. Учителя могут предлагать учащимся такие задания, как составление вопросов к тексту, работа с цитатами, поиск интертекстуальных связей и символов. Например, при анализе повести "Капитанская дочка" А. С. Пушкина можно задавать вопросы: "Какой смысл заложен в действиях главного героя?", "Каким образом автор использует пейзаж для раскрытия характера персонажа?"

2. Критическое чтение предполагает умение не только воспринимать информацию, но и оценивать её с различных точек зрения. Учащиеся должны научиться анализировать авторскую позицию, отделять факты от мнений, выявлять логические ошибки и оценивать достоверность аргументов. На уроках литературы можно предложить ученикам сравнить разные критические статьи о произведении и оценить, какая из них наиболее аргументирована. Это способствует формированию умения видеть проблему с разных сторон и развивает навыки аргументации.

3. Чтение различных интерпретаций литературных произведений способствует развитию способности видеть многогранность текста. Учитель может организовать дискуссии, где ученики будут представлять свои интерпретации прочитанного произведения и защищать свою точку зрения. Например, на уроке литературы можно обсуждать, почему герой совершил тот или иной поступок, и оценивать, как разные литературные критики подходят к этому вопросу.

Письменные работы, такие как эссе и сочинения, требуют от учеников не только пересказа фактов, но и их осмысления. Через письменные рассуждения школьники учатся формулировать и аргументировать свои мысли. Например, при написании эссе на тему "Каким должен быть настоящий герой в литературе?" ученик должен проанализировать различные литературные образы и, опираясь на тексты, сделать выводы.

Рефлексивное письмо включает в себя анализ собственного опыта и осмысление прочитанного материала. Это может быть ведение читательских дневников, где учащиеся не только записывают свои впечатления от книги, но и анализируют, как текст повлиял на их взгляды и мысли. Рефлексивное письмо помогает глубже осмыслить прочитанное и развивает у учащихся навыки саморефлексии.

Важной частью развития критического мышления является способность строить аргументированную письменную работу. Ученики должны уметь формулировать тезисы, подкреплять их доказательствами и делать обоснованные выводы. Учитель может предложить задания, где школьники анализируют литературное произведение с позиции различных персонажей или обосновывают, почему одно из произведений является актуальным в наше время.

Выделим практические примеры заданий для развития критического мышления.

1. Ученикам можно предложить написать сочинение, где они сравнят двух персонажей из разных произведений, анализируя их действия, мотивы и авторские средства создания образов. Такое задание развивает навыки сопоставления и анализа, что является основой критического мышления.

2. Создание рецензий на прочитанные произведения позволяет ученикам научиться оценивать тексты с позиции их художественной ценности и актуальности. Это задание учит формулировать свое мнение и обосновывать его.

3. Организация дебатов на уроке, например, на тему "Является ли главный герой трагическим?", развивает навыки аргументации и логического мышления. Учащиеся должны подготовить аргументы, основанные на тексте, и защищать свою позицию.

Отметим преимущества развития критического мышления через чтение и письмо:

Усиление аналитических навыков. Чтение и письмо требуют тщательного анализа текстов, что способствует развитию умения оценивать и интерпретировать информацию.

Формирование аргументированного мышления. Учащиеся учатся выстраивать логичные и убедительные аргументы, что важно не только на уроках, но и в повседневной жизни.

Развитие рефлексии. Письменные задания помогают школьникам осмысливать не только текст, но и свои собственные мысли и чувства по отношению к нему.

Повышение интереса к предмету. Учащиеся, которые участвуют в дискуссиях и пишут творческие работы, проявляют больший интерес к изучению литературы и русского языка.

В заключение следует отметить, что чтение и письмо на уроках русского языка и литературы являются мощными инструментами для развития критического мышления у школьников. Анализ литературных произведений, написание эссе и участие в дискуссиях способствуют формированию навыков аргументации, осмысления и рефлексии, что соответствует задачам современного образования. Учителям важно создавать условия для активной интеллектуальной деятельности учащихся, поощряя их к размышлениям, самостоятельным выводам и критическому анализу.

 

Список литературы

 

Беляев, И. А. Развитие критического мышления в школе: методические рекомендации // Вопросы образования. — 2020. — № 4. — С. 67-74.

Климова, Т. Н. Формирование навыков анализа текстов в рамках ФГОС // Современные образовательные технологии. — 2019. — № 2. — С. 40-47.

Новикова, Л. В. Письменные работы как средство развития критического мышления // Вестник педагогических инноваций. — 2018. — № 6. — С. 35-42.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×