Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие критического мышления через литературные тексты: как научить детей анализировать и интерпретировать прочитанное | Резникова Любовь Владимировна. Работа №349528

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В данной статье рассматриваются подходы к развитию критического мышления у детей через анализ литературных текстов. Уделяется внимание методам, которые помогут учителям литературы не только познакомить учеников с произведениями, но и научить их глубже понимать, анализировать и интерпретировать прочитанное. Приводятся примеры заданий и обсуждений, способствующих развитию аналитических навыков у детей, а также рекомендации по организации учебного процесса.

Ключевые слова: критическое мышление, литературные тексты, анализ, интерпретация, образовательные методы.

Развитие критического мышления через литературные тексты: как научить детей анализировать и интерпретировать прочитанное

 

Резникова Любовь Владимировна,
учитель русского языка и литературы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Покровский учебно-воспитательный комплекс Троицкого района»

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются подходы к развитию критического мышления у детей через анализ литературных текстов. Уделяется внимание методам, которые помогут учителям литературы не только познакомить учеников с произведениями, но и научить их глубже понимать, анализировать и интерпретировать прочитанное. Приводятся примеры заданий и обсуждений, способствующих развитию аналитических навыков у детей, а также рекомендации по организации учебного процесса.

Ключевые слова: критическое мышление, литературные тексты, анализ, интерпретация, образовательные методы.

 

Современное образование ставит перед собой множество задач, одной из которых является развитие критического мышления у учащихся. Литература как предмет предоставляет уникальные возможности для формирования аналитических навыков, поскольку она побуждает детей размышлять, анализировать и интерпретировать различные аспекты текста. Развитие критического мышления в процессе изучения литературы позволяет не только глубже понять прочитанное, но и формирует у школьников способность делать выводы, сравнивать и сопоставлять идеи, а также высказывать собственное мнение. Важно, чтобы учителя литературы использовали методы и приемы, способствующие этому процессу, создавая открытое пространство для обсуждений и активного вовлечения учеников в учебный процесс.

Первым шагом к развитию критического мышления через литературные тексты является выбор произведений, которые вызывают у детей интерес и заставляют их задуматься над проблемами, представленными в тексте. Важно, чтобы литература, изучаемая на уроках, была не только увлекательной, но и содержала вопросы, требующие анализа и размышлений. Например, чтение рассказа Антона Чехова «Толстый и тонкий» предоставляет возможность обсудить темы дружбы, социальной справедливости и человеческих отношений. Учитель может задать ученикам вопросы о том, почему герои поступают именно так, какие ценности они представляют, и что каждый из них мог бы изменить в своем поведении. Такие вопросы не только стимулируют интерес, но и заставляют детей думать о социальных и моральных аспектах жизни.

После выбора текста следует перейти к методам анализа и интерпретации. Один из эффективных способов – использование метода «Фишбоун» или «Рыбья кость». Ученикам предлагается нарисовать схему, где центральная часть будет представлять произведение, а ветви – различные аспекты анализа: персонажи, сюжет, темы, конфликты и т. д. Такой визуальный подход помогает структурировать информацию и развивает навыки системного мышления. Например, анализируя роман «Гарри Поттер», дети могут разделить информацию на разные категории, что позволит им увидеть взаимосвязи между персонажами, их мотивацией и развитием сюжета.

Другим важным методом является ведение читательского дневника. Записывая свои мысли о прочитанном, ученики могут анализировать свои эмоции, ощущения и мнения о героях и событиях. Учитель может предложить им задавать вопросы к тексту, которые они могли бы обсудить на уроке, и фиксировать свои ответы. Это позволяет учащимся глубже погружаться в текст и развивает их способность к саморефлексии. Кроме того, такой подход побуждает детей быть более внимательными к языку и стилю автора, что также является частью критического анализа.

Обсуждение прочитанного – неотъемлемая часть процесса развития критического мышления. Учителю важно создать атмосферу, в которой каждый ученик чувствует себя комфортно, выражая свое мнение. Важно помнить, что обсуждение должно проходить в уважительной форме, где мнения всех участников ценятся и принимаются во внимание. Ролевые игры могут стать отличным инструментом для анализа текста: ученики могут разыграть сцены из произведения, принимая на себя роли героев. Это не только помогает лучше понять мотивацию персонажей, но и развивает эмпатию и способность видеть ситуацию с разных точек зрения.

Критическое мышление также можно развивать через сравнение и сопоставление различных текстов. Учитель может предложить детям прочитать два произведения, которые имеют схожие темы или конфликты, и обсудить, как авторы подходят к их раскрытию. Например, можно предложить сравнить две сказки, которые дети хорошо знают, такие как «Золушка» и «Красная Шапочка». Учитель может попросить детей подумать, какие конфликты возникают в каждой истории, какие черты характера помогают героям справляться с трудностями, и как каждая из сказок показывает победу добра над злом. Такие задания развивают у детей аналитические навыки и способность делать выводы на основе фактов.

Также стоит обратить внимание на современные технологии. Использование интернет-ресурсов, блогов и социальных сетей может стать отличным дополнением к традиционным методам. Ученики могут участвовать в онлайн-дискуссиях о прочитанных произведениях, обмениваться мнениями и задавать вопросы. Это создает возможность для более широкой аудитории и позволяет детям видеть разные точки зрения, что, в свою очередь, способствует развитию критического мышления.

Важно также научить детей принимать различные мнения и аргументировать свою позицию. Проводя дебаты по темам, связанным с прочитанными произведениями, учитель помогает учащимся развивать навыки аргументации и слушания. Например, с более старшими школьниками, обсуждая вопросы справедливости и морали в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского, ученики могут разделиться на группы, представляющие разные точки зрения. Это не только развивает их аналитические способности, но и формирует уверенность в своих убеждениях.

Таким образом, развитие критического мышления через литературные тексты – важная задача для учителей литературы. Используя различные методы и подходы, педагоги могут помочь детям не только глубже понять прочитанное, но и научить их анализировать и интерпретировать тексты, развивая при этом навыки саморефлексии и аргументации. Ключевым элементом этого процесса является создание открытой и поддерживающей атмосферы, где каждый ученик может выразить свое мнение и быть услышанным. Обогащая процесс обучения, мы способствуем формированию умных, критически мыслящих и уверенных в себе читателей.

 

 

Список литературы

Асачева, М. В. Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы / М. В. Асачева. —

Текст :

непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 120-124. — URL:

https://moluch.ru/archive/286/64630/

Кузнецова Е.Г. Технология развития критического (творческого) мышления через чтение и письмо // Наука и образование сегодня.

2021. №9 (68). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-tvorcheskogo-myshleniya-cherez-chtenie-i-pismo-1

Раимбекова

Г.К. Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы // European

research

.

2016. №5 (16). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-cherez-chtenie-i-pismo-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×