Развитие критического мышления младших школьников при реализации ФОП НОО | Лиман Елена Павловна. Работа №353379
Аннотация. Статья рассматривает развитие критического мышления у младших школьников в контексте реализации Федерального образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Описываются ключевые аспекты формирования критического мышления, методы и приемы, применяемые в образовательном процессе, а также их влияние на когнитивное развитие детей. Приведены примеры заданий и учебных ситуаций, способствующих развитию способности к анализу, синтезу, аргументации и самостоятельному принятию решений.
Ключевые слова: критическое мышление, начальная школа, ФГОС НОО, анализ, аргументация, когнитивное развитие, образовательный процесс.
Развитие критического мышления младших школьников при реализации ФОП НОО
Лиман Елена Павловна, учитель начальных классов
Министерство Просвещения Российской Федерации
Министерство Образования и Науки Донецкой Народной Республики
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Володарская школа № 1 имени героя советского союза А. Д. Якименко Володарского муниципального округа» Донецкой Народной Республики
Аннотация. Статья рассматривает развитие критического мышления у младших школьников в контексте реализации Федерального образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Описываются ключевые аспекты формирования критического мышления, методы и приемы, применяемые в образовательном процессе, а также их влияние на когнитивное развитие детей. Приведены примеры заданий и учебных ситуаций, способствующих развитию способности к анализу, синтезу, аргументации и самостоятельному принятию решений.
Ключевые слова: критическое мышление, начальная школа, ФГОС НОО, анализ, аргументация, когнитивное развитие, образовательный процесс.
Развитие критического мышления является одной из приоритетных задач современного начального образования. Согласно требованиям ФГОС НОО, важно формировать у детей не только знания, но и умения анализировать, сравнивать, оценивать информацию, делать выводы. Эти навыки необходимы для успешной адаптации в современном информационном обществе, где ребенку предстоит сталкиваться с большим объемом данных и принимать обоснованные решения.
Критическое мышление младших школьников развивается через создание учебных ситуаций, стимулирующих активное познание. В основе этих подходов лежит принцип проблемности. Учитель, задавая вопросы или предлагая задания, не дает готовых ответов, а побуждает детей размышлять, искать решения, высказывать и аргументировать свои идеи. Например, на уроке окружающего мира вместо простой передачи знаний о растениях можно предложить детям обсудить: «Почему одни растения растут в лесу, а другие — в пустыне?» Эта задача требует не только знания фактов, но и анализа причинно-следственных связей, что развивает критическое мышление.
Еще одним важным инструментом является использование технологии вопросов. Хорошо продуманные вопросы, которые учитель задает на разных этапах урока, помогают детям углублять понимание материала и осознавать свои умозаключения. Например, при изучении литературного текста можно предложить вопросы: «Почему герой поступил именно так?» или «Какое решение могло бы быть лучше?» Эти вопросы побуждают к размышлению, учат анализировать мотивы и действия.
Групповая работа и дискуссии также играют важную роль в формировании критического мышления. Совместное обсуждение задачи позволяет детям видеть разные точки зрения, оценивать их обоснованность и формировать собственное мнение. Например, при изучении темы «Защита окружающей среды» можно организовать дебаты, где одна группа детей высказывает идеи по сохранению лесов, а другая оценивает их с точки зрения практической реализации. Такой формат учит не только высказывать свои мысли, но и уважать мнение других, аргументировать свою позицию.
Особое внимание следует уделять использованию заданий, направленных на развитие умений классифицировать, сравнивать, искать закономерности. Например, на уроке математики можно предложить детям найти общие и отличительные черты двух геометрических фигур, обосновать свои выводы. Такие задания формируют аналитические способности, способствуют более глубокому пониманию учебного материала.
Критическое мышление также развивается через решение реальных проблем. Интеграция проектной деятельности в учебный процесс позволяет детям самостоятельно находить информацию, оценивать ее и применять на практике. Например, проект «Мой родной город» может включать исследование истории, традиций и экологических проблем местности. В процессе работы дети учатся анализировать источники, делать выводы, презентовать результаты.
Важно отметить, что учитель играет ключевую роль в развитии критического мышления. Он выступает не только как источник знаний, но и как модератор, создающий условия для активного познания. Педагогу необходимо проявлять гибкость, готовность к диалогу, поддерживать интерес детей к самостоятельному поиску ответов.
Рефлексия также является важным этапом работы над критическим мышлением. По окончании урока или проекта полезно предложить детям осмыслить свои действия: что было самым трудным, что помогло справиться с задачей, как можно улучшить результат. Это помогает формировать осознанный подход к обучению, развивать способность оценивать свои достижения и строить дальнейшие планы.
Таким образом, развитие критического мышления младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО является важной частью образовательного процесса. Оно помогает формировать у детей аналитические способности, умение оценивать информацию, аргументировать свои мысли. Эти навыки становятся фундаментом для дальнейшего обучения и успешной социализации в быстро меняющемся мире. Грамотное применение педагогических методов, активное включение детей в процесс познания, создание условий для самостоятельного мышления обеспечивают эффективное развитие критического мышления в начальной школе.
Список литературы
Астахова Л.
В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности. Монография / Л.В. Астахова, Т.В.
Харлампьева
/Под научн. ред. Л.В. Астаховой. - М.: РАН, 2016 – 136 с.
Зак А
.
З. Возможности формирования критического мышления в начальной школе // Международный журнал гуманитарных и естественных наук.
2024. №4-4 (91). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-formirovaniya-kriticheskogo-myshleniya-v-nachalnoy-shkole
Курбанова Л. Р. Развитие критического мышления и креативности: использование метода моделирования на уроках в начальной школе / Л. Р. Курбанова, Т. Г. Ганичева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 44 (491). — С. 102-103.
Орипов
Х. Т. Педагогические условия развития навыков критического мышления у учащихся начальных классов // Экономика и социум.
2024. №5-1 (120). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-navykov-kriticheskogo-myshleniya-u-uchaschihsya-nachalnyh-klassov