Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие критического мышления на уроках информатики через решение задач по программированию | Иванова Елена Александровна. Работа №346956

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются методы и приемы, способствующие развитию критического мышления на уроках информатики через решение задач по программированию. Особое внимание уделено роли задачного подхода в обучении, который позволяет учащимся не только развивать технические навыки программирования, но и формировать аналитическое мышление, умение критически оценивать информацию и находить эффективные решения сложных проблем. Программирование рассматривается как инструмент, способствующий развитию гибкости ума и способности принимать осознанные решения в условиях неопределенности.

Ключевые слова: критическое мышление, программирование, задачи, информатика, аналитическое мышление, решение проблем.

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ

 

Иванова Елена Александровна, учитель

МБОУ ООШ № 17 им. Героев 417 Стрелковой Дивизии с. Бейсугское

 

Аннотация. В статье рассматриваются методы и приемы, способствующие развитию критического мышления на уроках информатики через решение задач по программированию. Особое внимание уделено роли задачного подхода в обучении, который позволяет учащимся не только развивать технические навыки программирования, но и формировать аналитическое мышление, умение критически оценивать информацию и находить эффективные решения сложных проблем. Программирование рассматривается как инструмент, способствующий развитию гибкости ума и способности принимать осознанные решения в условиях неопределенности.

Ключевые слова: критическое мышление, программирование, задачи, информатика, аналитическое мышление, решение проблем.

 

Развитие критического мышления является одной из ключевых задач современного образования, и уроки информатики играют важную роль в формировании этого навыка. В условиях стремительного развития информационных технологий учащиеся должны не только овладевать техническими навыками, но и уметь анализировать информацию, выявлять закономерности, делать осознанные выводы и предлагать решения, основываясь на логическом анализе. Важным инструментом для развития критического мышления становится программирование, которое позволяет учащимся научиться анализировать поставленные задачи, структурировать их решение и вырабатывать алгоритмическое мышление.

 

Программирование требует от ученика умения структурировать свои мысли, принимать решения на основе анализа данных и учитывать множество факторов при выборе оптимальных подходов к решению задачи. Это делает программирование идеальной средой для развития критического мышления, где процесс решения задач становится не только образовательной практикой, но и способом формирования умственных способностей, важных для будущей профессиональной деятельности учащихся.

Основной принцип обучения программированию — решение задач. При этом каждая задача представляет собой не просто выполнение технического задания, а требует осмысления условий, анализа входных данных и поиска наиболее эффективного алгоритма для их обработки. Задачный подход помогает учащимся развивать умение ставить вопросы, искать дополнительные ресурсы и находить связи между различными элементами задачи. Важно отметить, что задачи по программированию, как правило, имеют несколько возможных решений, что позволяет учащимся оценивать различные варианты и выбирать наилучший подход.

Задачи по программированию, представленные на уроках информатики, должны быть разнообразными по уровню сложности и тематике. Это способствует развитию у учащихся гибкости мышления и способности адаптироваться к новым условиям. Например, простые задачи на сортировку данных учат логическому мышлению, тогда как задачи, требующие написания сложных алгоритмов, развивают навыки критического анализа и моделирования. Важно, чтобы учитель поощрял учеников к самостоятельному поиску решений и выработке собственных стратегий, что способствует углублению их аналитических навыков.

Аналитическое мышление — это основа критического мышления. Оно позволяет ученикам анализировать информацию, разбивать её на составляющие элементы и искать взаимосвязи между ними. Программирование напрямую связано с развитием аналитического мышления, поскольку требует умения работать с абстрактными моделями, прогнозировать результаты выполнения программы и учитывать потенциальные ошибки.

На уроках информатики учащиеся сталкиваются с необходимостью не только создавать работающие программы, но и анализировать их эффективность. Например, они должны оценить скорость выполнения алгоритма, его устойчивость к ошибкам и способность масштабироваться на больших объемах данных. Этот процесс заставляет учеников думать критически, анализировать возможные риски и находить способы их минимизации.

Решение программных задач также требует от учеников способности проверять и корректировать свои собственные ошибки. Важно, чтобы учащиеся осознавали, что ошибки — это неотъемлемая часть процесса обучения. Критическое мышление включает в себя способность не только признавать ошибки, но и использовать их для улучшения своего результата. Таким образом, программирование формирует у учеников умение видеть задачи с разных сторон, предлагать несколько вариантов решения и выбирать наиболее подходящий.

Одним из ключевых элементов обучения программированию является работа с алгоритмами. Алгоритмы — это пошаговые инструкции для выполнения задач, которые требуют строгой логики и последовательности действий. Обучение алгоритмам способствует развитию критического мышления, так как учащиеся учатся структурировать информацию, выявлять ключевые элементы задачи и разрабатывать оптимальные подходы для её решения.

Алгоритмическое мышление развивает у учащихся способность анализировать не только текущую задачу, но и предвидеть её дальнейшие шаги и возможные последствия. Например, написание программы для обработки данных требует от ученика понимания того, какие действия будут выполняться в какой последовательности, а также предсказания, какие проблемы могут возникнуть в процессе выполнения программы. Этот процесс способствует формированию навыков стратегического мышления и осознанию причинно-следственных связей.

Работа с алгоритмами также учит учеников использовать логику для оценки различных подходов к решению задач. Важно, чтобы учащиеся понимали, что не существует единственного правильного решения; каждый алгоритм может быть оценён с точки зрения его эффективности, гибкости и простоты реализации. Это стимулирует учеников думать критически, сравнивать различные подходы и выбирать наилучший вариант в зависимости от конкретных условий задачи.

Развитие критического мышления на уроках информатики через решение задач по программированию является важным аспектом образовательного процесса. Программирование, благодаря своей природе, требует от учеников аналитического подхода к решению проблем, умения работать с алгоритмами и способности критически оценивать различные варианты решения задач. Учитель играет ключевую роль в создании условий, при которых учащиеся будут развивать своё критическое мышление через анализ, рефлексию и самостоятельное решение задач.

 

Список литературы

1. Задача по программированию с продолжением на уроках информатики / В. А. Масленкова, К. Г. Горячева, Д. А. Пешкова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 30.1 (134.1). — С. 32-36.

2. Методика работы над алгоритмической задачей как способ формирования ИКТ-компетентности на уроках информатики / В. А. Масленкова, К. Г. Горячева, Д. А. Пешкова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 30.1 (134.1). — С. 27-32.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×