Развитие критического мышления на уроках литературы | Басырова Марина Фёдоровна. Работа №347604. Номер работы: №347604
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития критического мышления на уроках литературы. В современных образовательных условиях задача учителя заключается не только в передаче знаний, но и в формировании у учащихся способности к анализу, синтезу и критической оценке информации. Автор рассматривает эффективные методики и приемы, которые способствуют развитию критического мышления у школьников, такие как дискуссии, анализ текстов и написание эссе. Приведены примеры практических заданий, направленных на углубление понимания литературных произведений и формирование навыков критического мышления.
Ключевые слова: критическое мышление, уроки литературы, анализ текста, дискуссии, эссе, интерпретация, развитие навыков.
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Басырова Марина Фёдоровна, учитель русского языка и литературы
МАОУ "СОШ №20", Магаданская область, пгт. Сокол
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития критического мышления на уроках литературы. В современных образовательных условиях задача учителя заключается не только в передаче знаний, но и в формировании у учащихся способности к анализу, синтезу и критической оценке информации. Автор рассматривает эффективные методики и приемы, которые способствуют развитию критического мышления у школьников, такие как дискуссии, анализ текстов и написание эссе. Приведены примеры практических заданий, направленных на углубление понимания литературных произведений и формирование навыков критического мышления.
Ключевые слова: критическое мышление, уроки литературы, анализ текста, дискуссии, эссе, интерпретация, развитие навыков.
Критическое мышление — это одна из ключевых компетенций, необходимых для успешной адаптации в современном информационном обществе. Оно предполагает способность анализировать информацию, оценивать её достоверность, формулировать собственные выводы на основе логики и доказательств. В условиях, когда школьники сталкиваются с большим объёмом информации, особенно важной становится задача учителя — научить их не только усваивать материал, но и осмысливать его, формировать обоснованные суждения и оценки.
На уроках литературы критическое мышление развивается естественным образом, так как художественные произведения часто поднимают сложные вопросы морали, философии и общественных норм. Литература предоставляет богатые возможности для анализа текстов, обсуждения поступков героев и оценивания мотивов авторов. Однако для успешного развития критического мышления необходимо применять специальные методики и приёмы, способствующие вовлечению учащихся в процесс активного размышления.
Значение критического мышления на уроках литературы
Критическое мышление на уроках литературы играет важную роль в формировании у учащихся умения воспринимать тексты не только на эмоциональном уровне, но и осознавать более глубокие смыслы. Учащиеся учатся задавать вопросы: почему автор использует определённые приёмы? Какова цель произведения? Какие философские или нравственные проблемы поднимаются в тексте? На основе этих вопросов школьники начинают развивать аналитическое мышление, учатся сравнивать различные интерпретации и подходы к пониманию текстов.
Примером может служить анализ поступков персонажей. Рассматривая, например, произведение Л.Н. Толстого «Война и мир», ученики могут обсудить причины действий Пьера Безухова или Андрея Болконского. Почему они принимают определенные решения? Как это отражает их внутренний мир? Такие обсуждения побуждают школьников к размышлениям, анализу и критической оценке событий.
Методы и приёмы развития критического мышления на уроках литературы
Для того чтобы критическое мышление развивалось системно, важно применять определённые методики, стимулирующие учеников к активной интеллектуальной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.
Дискуссии и дебаты
Дискуссии — один из эффективных способов развития критического мышления. На уроках литературы можно организовать обсуждения различных точек зрения на те или иные события произведений, мотивации героев и поступки. Например, при изучении произведений Ф.М. Достоевского можно предложить учащимся обсудить моральные дилеммы, поднятые в «Преступлении и наказании». Вопросы, которые учитель может предложить для дискуссии: является ли преступление Раскольникова оправданным с точки зрения его философии? Какие последствия он несёт за своё деяние?
Дебаты позволяют ученикам учиться аргументировать свою точку зрения, уважать мнения других и развивать навыки логического мышления. Кроме того, этот метод помогает школьникам погружаться в глубину текста, находя в нём более сложные смыслы.
Анализ текстов и работа с вопросами высокого уровня
Анализ литературных произведений через постановку вопросов высокого уровня — ещё один важный метод, способствующий развитию критического мышления. Вопросы должны быть направлены на выявление ключевых тем и смыслов произведения. Учитель может задать вопросы типа: «Как меняется взгляд героя на жизнь?» или «Какие философские идеи автор выражает через поступки героев?» Такие вопросы заставляют учеников глубже задуматься над произведением, искать в тексте аргументы для подтверждения своих выводов.
К примеру, при изучении романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» можно предложить учащимся рассмотреть тему власти и её влияния на человека. Как раскрывается эта тема в образах Понтия Пилата и Воланда? Этот анализ помогает школьникам выявить сложные идеи и понять многоуровневую структуру текста.
Написание эссе
Эссе — это важный инструмент для развития критического мышления, поскольку оно требует от учащихся не только пересказа содержания произведения, но и выражения своей позиции, подкреплённой аргументами. Учащиеся учатся структурировать свои мысли, формулировать тезисы и подкреплять их примерами из текста.
Примером задания на написание эссе может быть тема «Мотив выбора в судьбе героев романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин"». В данном эссе учащиеся должны будут рассмотреть, как личные выборы героев влияют на их судьбу, и сделать выводы о роли выбора в жизни человека.
Практические задания для развития критического мышления
Для более эффективного формирования критического мышления учителя могут использовать разнообразные задания. Например:
Составление аргументативных эссе на литературные темы с обязательным использованием цитат из текста.
Анализ сравнения двух героев разных произведений, выявление сходств и различий их поступков.
Создание «карт мышления», на которых ученики визуализируют взаимосвязи между темами, идеями и событиями произведения.
Выполнение заданий по анализу разных литературных критических статей и точек зрения на одно и то же произведение.
Развитие критического мышления на уроках литературы является важнейшей задачей современного учителя. Оно помогает ученикам не только глубже понимать литературные произведения, но и формировать ключевые навыки, необходимые в жизни: анализ информации, аргументация, оценка различных точек зрения. Использование активных методов обучения, таких как дискуссии, анализ текстов и написание эссе, способствует развитию этих навыков и повышает общий уровень познавательной активности учащихся.
Таким образом, уроки литературы, грамотно построенные на основе методов развития критического мышления, не только расширяют знания учащихся, но и учат их важным умениям, которые будут полезны в различных сферах жизни.
Список литературы
Асачева, М. В. Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы / М. В. Асачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 120-124. — URL:
https://moluch.ru/archive/286/64630/
.
Джулдызай Орынбасаровна Калдыбаева Эффективность развития критического мышления на уроках литературы // Academic research in educational sciences. 2023. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-na-urokah-literatury.