Развитие критического мышления студентов через анализ художественных текстов | Бобрышева Юлия Дмитриевна. Работа №351674
Аннотация. Статья рассматривает важность анализа художественных текстов как средства развития критического мышления у студентов. В контексте преподавания русского языка и литературы анализ произведений литературного наследия выступает не только как способ освоения культурных и эстетических ценностей, но и как инструмент формирования аналитических и аргументативных навыков. Рассматриваются различные подходы к проведению анализа текстов, которые способствуют развитию у студентов умения не только интерпретировать произведение, но и выстраивать логические цепочки, критически осмысливать авторские идеи, а также формировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.
Ключевые слова: критическое мышление, анализ художественного текста, интерпретация, аргументация, литература, образовательный процесс, студент, методы анализа, философия литературы.
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ
Бобрышева Юлия Дмитриевна, преподаватель
Отделение ГБПОУ «Донецкий медицинский колледж» г. Мариуполь
Аннотация. Статья рассматривает важность анализа художественных текстов как средства развития критического мышления у студентов. В контексте преподавания русского языка и литературы анализ произведений литературного наследия выступает не только как способ освоения культурных и эстетических ценностей, но и как инструмент формирования аналитических и аргументативных навыков. Рассматриваются различные подходы к проведению анализа текстов, которые способствуют развитию у студентов умения не только интерпретировать произведение, но и выстраивать логические цепочки, критически осмысливать авторские идеи, а также формировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.
Ключевые слова: критическое мышление, анализ художественного текста, интерпретация, аргументация, литература, образовательный процесс, студент, методы анализа, философия литературы.
Одной из важнейших задач современного образования является развитие у студентов не только теоретических знаний, но и практических навыков, таких как критическое мышление. В последние десятилетия критическое мышление стало важной составляющей образовательных стандартов и значимым фактором в подготовке молодых специалистов, способных принимать обоснованные решения и выстраивать аргументированную позицию. В этой связи особую роль играет преподавание гуманитарных дисциплин, в частности, анализа художественных текстов, который напрямую способствует развитию аналитических способностей, умению выделять главное, строить логические связи и критически воспринимать информацию.
Анализ художественного текста — это не просто процесс осознания содержания произведения, но и возможность научить студентов подходить к тексту с разных точек зрения, выявлять скрытые смыслы и рассматривать произведение как многогранный объект, который может иметь различные уровни интерпретации. Это развивает способность к рефлексии, учит выстраивать логические цепочки и аргументировать собственное мнение, что является основой критического мышления.
Психологи и педагоги отмечают, что критическое мышление включает в себя несколько ключевых компонентов: способность задавать вопросы, анализировать информацию, выдвигать гипотезы, а также проверять их на основании логики и фактов. Все эти элементы можно эффективно развивать в процессе работы с художественными текстами. Например, при анализе произведений классиков русской литературы студенты учат себя не только воспринимать смысл текста на поверхностном уровне, но и искать более глубокие идеи, которые автор может вложить в свою работу.
Одним из примеров успешного развития критического мышления через анализ текста является изучение романа Льва Толстого «Анна Каренина». Это произведение наполнено множеством моральных и философских дилемм, и обсуждение этих тем на занятиях помогает студентам учиться видеть несколько сторон проблемы. Студент, анализируя поступки персонажей, может начать размышлять о том, что движет их действиями, какие социальные и личные мотивы стоят за их выбором. Например, исследуя образ Анны Карениной, студент может задаться вопросом о роли женщины в обществе, о влиянии общественного мнения и личных переживаний на принятие судьбоносных решений. В ходе такого анализа студент учится не только воспринимать текст, но и видеть многогранность образов и конфликтов, находить причинно-следственные связи между событиями и поступками персонажей.
Подобное размышление требует от студентов умения критически подходить к материалу. Задача преподавателя заключается в том, чтобы научить их не только извлекать смысл, но и подвергать сомнению очевидное, искать альтернативные трактовки, опираться на логику, а не только на интуитивное восприятие. Например, при обсуждении отношения общества к персонажам произведения Толстого можно предложить студентам рассмотреть, как мнение окружающих влияет на их поведение. Почему Анна, несмотря на очевидную любовь к Вронскому, не может избавиться от чувства вины и страха? Студенту предстоит понять, как общественные нормы и личные переживания переплетаются в сложной ткани человеческой судьбы. Такой подход заставляет критически осмысливать не только текст, но и реальные социальные и культурные контексты, что является важным аспектом развития критического мышления.
Другим ярким примером может служить анализ произведений Фёдора Михайловича Достоевского, в частности, «Преступления и наказания». Достоевский создает глубокие философские вопросы, которые требуют осмысления не только с позиции героя, но и с точки зрения читателя. Главный герой Родиона Раскольникова, совершивший убийство, пытается оправдать свои действия философией «великого человека», что вызывает у студентов вопросы о природе морали, о праве на исключение и человеческой ответственности. В ходе обсуждения студенты учат себя не только анализировать внутренний мир героя, но и критически осмысливать его философские рассуждения, задаваться вопросами о том, какова цена личного поступка в масштабах общества и что такое справедливость.
Особую роль в развитии критического мышления играет умение анализировать и интерпретировать текст, опираясь на различные подходы. На занятиях по литературе студентам часто предлагают рассматривать произведение не только через призму личных переживаний, но и с позиций историко-культурного контекста. Например, анализируя пьесу Антона Чехова «Вишнёвый сад», студент может задуматься не только о личных трагедиях персонажей, но и о социальных изменениях, происходящих в России конца XIX века. При этом важно не просто озвучить трактовки, но и научиться их обосновывать, приводя примеры из текста, анализируя диалоги, поступки героев, их внутренние монологи. Это учит студентов формулировать и обосновывать свою точку зрения, критически подходить к материалу и избегать поверхностных выводов.
Работа с художественным текстом развивает у студентов навыки аргументации и обоснования своей позиции, что также является важной частью критического мышления. Например, на уроках литературы преподаватель может предложить студентам провести обсуждение на тему: «Можно ли оправдать поступок Раскольникова?» В процессе такого обсуждения каждый студент должен не только высказать свою точку зрения, но и подкрепить её фактами из текста, логическими доводами и ссылками на философские концепции, выраженные автором. Важно, чтобы студенты научились не только выдвигать свою позицию, но и уважать мнение других, конструктивно оппонировать и искать аргументы, которые могут привести к более глубокому пониманию произведения.
Систематический анализ художественных текстов на уроках литературы способствует развитию у студентов целого комплекса интеллектуальных и социальных навыков. Они учат себя не только читать и воспринимать текст, но и глубоко анализировать его содержание, выявлять скрытые смыслы, делать выводы и критически осмысливать мир вокруг себя. В конечном счёте, такая работа формирует у студентов способность к независимому мышлению и критическому восприятию информации, что является важнейшим навыком для успешной профессиональной и личной жизни в современном мире.
Таким образом, анализ художественных текстов является мощным инструментом для развития критического мышления у студентов. Это не просто процесс декодирования информации, но и возможность научиться думать глубже, строить аргументы, искать ответы на сложные вопросы, которые поднимаются в литературных произведениях. Важно, чтобы преподаватель использовал разнообразные методы, побуждая студентов не только воспринимать текст, но и активно его интерпретировать, что является залогом формирования зрелого критического мышления, необходимого для полноценного развития личности.
Список литературы
1. Кузьмина А. А. Психолого-педагогические аспекты развития критического мышления студентов / А. А. Кузьмина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 591-593.
2. Лебедев А. Н. Критическое мышление и чувства в саморазвитии личности / А. Н. Лебедев. – Текст : непосредственный // Ярославский педагогический вестник. – 2020. – № 3 (114). – С. 97–107.