Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие критического мышления у детей: игровые подходы и практические рекомендации | Дубовик Наталья Геннадиевна. Работа №349846

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются игровые подходы к развитию критического мышления у детей начальной школы. Критическое мышление становится все более важным навыком в современном образовательном процессе, и его развитие должно начинаться с раннего возраста. Автор делится практическими рекомендациями, примерами игр и заданий, которые помогут учителям начальных классов интегрировать элементы критического мышления в свои уроки. Статья нацелена на повышение заинтересованности учащихся и развитие их способности к анализу, аргументации и принятию обоснованных решений.

Ключевые слова: критическое мышление, игровые подходы, начальная школа, практические рекомендации, анализ, аргументация, проблемы, решение.

Развитие критического мышления у детей:
игровые подходы и практические рекомендации

 

Дубовик Наталья Геннадиевна, учитель начальных классов

Государственное бюджетное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Лозно- Александровская школа № 14»

 

Аннотация. В статье рассматриваются игровые подходы к развитию критического мышления у детей начальной школы. Критическое мышление становится все более важным навыком в современном образовательном процессе, и его развитие должно начинаться с раннего возраста. Автор делится практическими рекомендациями, примерами игр и заданий, которые помогут учителям начальных классов интегрировать элементы критического мышления в свои уроки. Статья нацелена на повышение заинтересованности учащихся и развитие их способности к анализу, аргументации и принятию обоснованных решений.

Ключевые слова: критическое мышление, игровые подходы, начальная школа, практические рекомендации, анализ, аргументация, проблемы, решение.

 

Развитие критического мышления у детей становится важной задачей для современных учителей, особенно в начальной школе. Это связано с тем, что умение мыслить критически позволяет детям лучше понимать мир вокруг себя, анализировать информацию и принимать обоснованные решения. Игровые подходы, в свою очередь, представляют собой эффективный способ вовлечения учащихся в учебный процесс, поскольку они делают обучение более увлекательным и доступным.

Одним из основных элементов критического мышления является умение задавать вопросы. Учителя могут стимулировать любопытство учеников и развивать их способность анализировать информацию, задавая открытые вопросы, требующие развернутых ответов. Например, на уроке литературы можно обсудить персонажей книги и спросить: «Почему вы думаете, что герой поступил именно так?» Это побуждает детей не только делиться своими мыслями, но и обосновывать их, что развивает их аргументацию и способность критически мыслить. Использование ролевых игр в таких обсуждениях помогает детям на практике увидеть различные точки зрения и понять, что одна ситуация может быть воспринята по-разному.

Игры с элементами ролевого моделирования также могут стать отличным способом для развития критического мышления. Например, можно организовать игру «Судьба персонажа», где учащиеся выбирают персонажа из известной сказки и должны защитить его действия в споре с другими персонажами. Это не только развивает умение аргументировать свою позицию, но и способствует развитию эмпатии и понимания различных точек зрения. Учащиеся учатся видеть ситуацию с разных сторон, что является важным аспектом критического мышления.

Другая эффективная игра — «Детективные расследования». Учитель может подготовить небольшую историю с элементами загадки, которую необходимо разгадать. Учащимся предлагается обсудить, какие у них есть улики, и на основе этих улик попытаться прийти к выводу. Этот подход помогает развивать навыки анализа и синтеза информации, а также учит детей делать выводы на основе фактов, что очень важно для критического мышления.

Кроме того, следует обратить внимание на игры, связанные с принятием решений. Учителя могут предложить учащимся сценарии с несколькими вариантами решений и попросить их обсудить, какое решение они считают лучшим и почему. Например, можно предложить детям ситуацию: «Ты нашел кошелек на улице. Что ты будешь делать?» Это не только развивает критическое мышление, но и учит детей ответственности и моральным ценностям. В таких обсуждениях важно, чтобы каждый ребенок мог высказать свою точку зрения и объяснить ее, что способствует формированию уверенности в себе и своих мыслях.

Также стоит внедрять в практику упражнения на решение проблем. Например, можно предложить учащимся работать в группах над реальной проблемой, с которой они могут столкнуться в своей жизни, и совместно разрабатывать план решения. Это может быть, например, проблема нехватки места для хранения учебников в классе. Учащиеся должны подумать, как можно оптимизировать пространство и предложить свои идеи. Такой подход развивает творческое и критическое мышление, а также умение работать в команде.

Практические рекомендации для учителей могут включать создание поддерживающей атмосферы, где ошибки рассматриваются как часть учебного процесса. Ученики должны чувствовать себя комфортно, выражая свои мысли, даже если они не совпадают с мнением большинства. Важно также поощрять активное слушание и обсуждение, чтобы каждый учащийся мог понять и оценить мнение других.

Для успешного внедрения игровых методов критического мышления в уроки также важно учитывать возрастные особенности детей. Уроки для младших школьников должны быть динамичными, включать много разнообразных активностей и поддерживать интерес учащихся. Например, можно использовать элементы театра, когда дети разыгрывают ситуации, требующие анализа и обсуждения, что помогает им лучше усваивать материал.

Также стоит организовать родительские собрания, на которых можно рассказать о важности критического мышления и о том, как родители могут поддерживать своих детей в этом процессе. Привлечение родителей к обучению способствует формированию единого подхода к развитию критического мышления как в школе, так и дома.

В заключение, развитие критического мышления у детей начальной школы является важной задачей, которую можно успешно решать с помощью игровых подходов. Интеграция игр в образовательный процесс способствует активному обучению, развитию аналитических навыков и уверенности в себе у учащихся. Практические рекомендации, приведенные в статье, помогут учителям начать внедрять игровые методы в свою практику, создавая увлекательные и познавательные уроки. В конечном итоге это поможет подготовить детей к жизни в сложном и постоянно меняющемся мире, где умение критически мыслить является необходимым навыком для достижения успеха.

 

 

Список литературы

Астахова Л.В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности. Монография / Л.В. Астахова, Т.В. Харлампьева /Под научн. ред. Л.В. Астаховой. - М.: РАН, 2016 – 136 с.

Библер В. С. Мышление как творчество: введение в логику мысленного диалога [Текст] / В. С. Библер. – М.: Медиа, 2015. – 199 с.

Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приёмы// Директор школы. – 2015 - №4. – с. 66-72.

Курбанова Л. Р. Развитие критического мышления и креативности: использование метода моделирования на уроках в начальной школе / Л. Р. Курбанова, Т. Г. Ганичева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 44 (491). — С. 102-103.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×