Развитие критического мышления у младших школьников | Чернова Светлана Сергеевна. Работа №235540. Номер работы: №235540
Автор: Чернова Светлана Сергеевна
В статье дается понятие критического мышления, раскрывается актуальность развития критического мышления у детей младшего школьного возраста в современное время, описываются приемы , с помощью которых можно добиться высоких результатов в образовании школьников.
Будущее принадлежит тем, кто
критически анализирует информацию
и выстраивает свои собственные реальности.
Чарльз Темпл
Мир становится все более сложным, и поскольку все больше и больше стран выбирают демократию, становится очевидно, что молодые люди более чем когда – либо должны уметь решать сложные проблемы, критически анализировать обстоятельства, взвешивать альтернативные мнения и принимать продуманные решения на основе анализа соответствующей информации. Педагоги часто сталкиваются с вопросом, как лучше подготовить детей к успешной обеспеченной и продуктивной жизни в будущем. Чтобы успешно жить в мире будущего, будут нужны совершенно новые знания и понимания. Эту проблему осложняет продолжающийся информационный взрыв. Из-за огромного объема имеющейся информации невозможно и даже нелепо полагать, что в школах можно преподать достаточно содержания, чтобы пробить значительную брешь в общем потоке информации. Та информация, которую мы в состоянии передать нашим детям, составит лишь малую долю всего содержания и только малую часть той информации, которая им потребуется в течение их жизни. Хотя получение знаний важно, это, пожалуй, не самая главная цель учебного процесса.
Главной задачей учащихся, думаю, будет усвоить, как учиться эффективно и мыслить критически. То есть, встречаясь с новой информацией, учащиеся должны будут уметь рассматривать ее вдумчиво и критически. Они должны уметь самостоятельно оценивать информацию и идеи, действовать в соответствии с представлениями о том, что в данной информации может быть им полезно, рассматривать новые идеи с различных точек зрения, делать выводы относительно точности и ценности данной информации, т.е. обладать способностью критически мыслить.
Ответственность за учение и за занятие критическим мышлением, в конечном счете лежит на самих учащихся. Классная среда должна давать им возможность заниматься критическим мышлением. Но все это должны делать сами учащиеся. Однако перед тем как перейдут к делу, они должны понять, что от них требуется, чтобы стать подлинными критическими мыслителями.
Разработчики КМ предлагают базовую модель технологии развития критического мышления, в которой выделяются три стадии.
1)вызов;
2)осмысление новой информации;
3) рефлексия (размышление).
Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо вызова более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А осмысление ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.
В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?
Наипервейшее и наиважнейшее, от чего нужно избавиться в поведении учителя, – это роль классного комментатора. Когда учащиеся говорят, учителя обычно полагают, что это должно выглядеть как ответы. И появляется схема разговора, которая выглядит следующим образом:
Сначала говорит учитель, затем учащийся А, затем учитель, затем учащийся Б, учитель, учащийся В, учитель, учащийся Г и т. д.
Пока учитель будет участвовать в такой схеме ответов, учащиеся никогда не заговорят друг с другом. Каждый ученик будет проводить дискуссии один на один с учителем. Гораздо более эффективно проходит урок, когда учитель действует в качестве ведущего и управляет дискуссией между учащимися. Итак, сначала говорит учащийся А, затем учащийся Б, затем учащийся В и т. д. Я, как учитель, конечно, могу вмешиваться, но только как одна из сторон такого разговора, а не центральная фигура.
Прием Составление кластера
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.
На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.
Прием Пометки на полях. Инсерт
Технология критическое мышление предлагает методический прием, известный как инсерт. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.
V - информация мне известна
+ - узнал что-то новое
-- - противоречит тому, что знаю; не согласен
? - хочу узнать подробнее
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак вопрос обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
Предлагаю различные виды письма как способа мышления.
1. В конце урока прошу учеников написать один абзац, о том, что было наиболее интересным или важным сегодня на уроке.
2. Читаю ученикам один абзац или больше и предлагаю написать его смысл своими словами. Это хорошая практика для проведения записей. Если у них возникают при этом трудности, прошу, чтобы это сказал устно кто-то из учеников, а затем все делают задание письменно.
3. Показываю ученикам картинку, имеющую отношение к теме, изучаемой на данном уроке, и прошу их написать идею, которая просматривается в картинке.
4. Предлагаю ученикам поговорить друг с другом в письменной форме, используя стратегию вопросов - ответов. Каждый ученик должен сформулировать вопрос, основанный на изучаемой теме, в письменной форме. Собираю листки, раздаю их наугад, и каждый ученик письменно отвечает на вопрос, который ему достался.
5. Предлагаю ученикам написать свое собственное мнение о чем-то, что они узнали на уроке. Принимаю все мнения. Ученики должны дать, по крайней мере, один довод по поводу своего мнения.
6. Рассматриваем концепцию, изученную на уроке, и ученики пишут, по крайней мере, один способ применения этой концепции.
7. Предлагаю ученикам написать вопросы, на которые в будущем они хотели бы получить ответ от учителя. И каждый должен дать пояснение, почему он бы хотел знать такую информацию.
Итак, целенаправленная, систематическая работа по развитию критического мышления учащихся помогает мне не только выработать у детей общеучебные умения и навыки, но и сформировать у них собственные независимые мнения, воспитать уважение к мнению других и чувство ответственности за собственное учение.
HYPER13PAGE HYPER15