Развитие критического мышления у школьников через чтение и письмо | Пашнина Наталья Викторовна. Работа №346200. Номер работы: №346200
Аннотация. Статья посвящена развитию критического мышления у младших школьников посредством чтения и письма. Рассматриваются основные принципы формирования навыков критического мышления и их значимость для учебного процесса на начальном этапе обучения. Автор подчёркивает роль учителя в организации деятельности, направленной на осмысленное чтение и письмо, что способствует формированию у учащихся способности анализировать, оценивать информацию и выстраивать логические выводы. В статье приводится обоснование необходимости интеграции чтения и письма в процесс развития когнитивных способностей школьников.
Ключевые слова: критическое мышление, младший школьный возраст, чтение, письмо, осмысление текста, анализ информации.
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО
Пашнина Наталья Викторовна, учитель
ОАНО «Международная школа Херитейдж Тюмень»
Аннотация. Статья посвящена развитию критического мышления у младших школьников посредством чтения и письма. Рассматриваются основные принципы формирования навыков критического мышления и их значимость для учебного процесса на начальном этапе обучения. Автор подчёркивает роль учителя в организации деятельности, направленной на осмысленное чтение и письмо, что способствует формированию у учащихся способности анализировать, оценивать информацию и выстраивать логические выводы. В статье приводится обоснование необходимости интеграции чтения и письма в процесс развития когнитивных способностей школьников.
Ключевые слова: критическое мышление, младший школьный возраст, чтение, письмо, осмысление текста, анализ информации.
Развитие критического мышления является одной из приоритетных задач современного образования, особенно на этапе начального школьного обучения. В младшем школьном возрасте у детей закладываются основы когнитивных процессов, формируется способность к анализу и осмыслению информации, что в дальнейшем способствует успешному обучению и социализации. В этом контексте чтение и письмо представляют собой важные инструменты, которые не только развивают языковые навыки учащихся, но и служат средством для формирования критического мышления.
Проблема заключается в том, что в традиционном образовательном процессе чтение и письмо зачастую сводятся к механическому усвоению информации и репродуктивной деятельности. Однако для полноценного развития критического мышления учащиеся должны уметь осмыслять прочитанное, анализировать, сравнивать факты, выдвигать собственные суждения и аргументы. Это требует изменения подхода к работе с текстом и письменными заданиями, акцентируя внимание на их осмысленном восприятии и активной интерпретации.
Чтение является мощным инструментом для развития критического мышления, поскольку в процессе работы с текстом у детей формируются навыки анализа и синтеза информации. Чтение позволяет младшим школьникам не только воспринимать содержание текста, но и размышлять над прочитанным, задавать вопросы, выявлять смысловые связи и интерпретировать идеи автора. Важно, чтобы уже на этапе начального обучения дети учились читать не просто для запоминания фактов, а для осмысления их значения и последствий.
Учителю необходимо направлять детей к тому, чтобы они обращали внимание на логику изложения текста, рассматривали различные точки зрения и учились отличать факты от мнений. В процессе чтения важно задавать вопросы, которые стимулируют детей размышлять над содержанием: почему автор выбрал определённые аргументы, как связаны между собой события, какие возможные выводы можно сделать из текста. Это помогает развивать у учащихся способность к анализу и критическому осмыслению информации, что является ключевым элементом критического мышления.
Кроме того, чтение позволяет детям столкнуться с различными формами текстов — как художественными, так и научно-популярными. Работа с разнообразными жанрами помогает расширить кругозор учащихся и увидеть многообразие способов представления информации. Важно, чтобы учитель помогал учащимся критически оценивать текст, выделяя ключевые элементы, анализируя структуру и риторические приёмы, используемые автором. Такой подход способствует не только углублённому восприятию текста, но и формирует у детей понимание того, как строится аргументация и как с помощью языка можно влиять на читателя.
Письмо, как и чтение, играет важную роль в развитии критического мышления у школьников. Процесс письма требует от учащихся не только воспроизведения фактов, но и активного мышления: обдумывания структуры текста, логики изложения, подбора адекватных языковых средств. В процессе написания текста учащиеся учатся выстраивать аргументы, обосновывать свои суждения и логически развивать мысли.
Письменные задания могут быть направлены на развитие различных аспектов критического мышления. Например, ученикам можно предложить не только пересказать текст, но и выразить своё отношение к прочитанному, сопоставить несколько точек зрения или сделать выводы на основе анализа информации. Важно, чтобы учитель стимулировал учащихся не бояться высказывать собственное мнение и аргументировать его, что позволяет развивать у них способность к самостоятельному мышлению и критической оценке окружающей действительности.
Развитие критического мышления через письмо предполагает также работу над структурой текста. Учащиеся учатся выстраивать логические связи между частями текста, формулировать чёткие тезисы и обоснования. Это помогает им не только лучше понимать материал, но и самостоятельно строить аргументированные рассуждения на основе предложенной информации. Работа над структурой текста также способствует развитию метакогнитивных навыков — осознанию собственных мыслительных процессов и контроля над ними.
Эффективное развитие критического мышления возможно только при комплексном подходе, когда чтение и письмо становятся взаимодополняющими процессами. Важно, чтобы учащиеся не просто читали тексты и писали сочинения, но и осмысленно применяли полученные знания для решения проблем, выдвижения аргументов и анализа информации. Для этого учитель может организовывать учебный процесс таким образом, чтобы чтение и письмо были неразрывно связаны между собой. Например, после чтения текста ученикам можно предложить написать эссе с анализом прочитанного, выразив свою позицию по поводу поднятой автором проблемы.
Развитие критического мышления у младших школьников через чтение и письмо является важной задачей образовательного процесса. В условиях современного мира, когда информация доступна в больших объёмах, критическое мышление становится необходимым навыком для успешной социализации и обучения. Чтение и письмо, будучи взаимосвязанными процессами, способствуют формированию у учащихся способности осмысливать информацию, анализировать её и выстраивать логические выводы. Учитель играет ключевую роль в организации этого процесса, создавая условия для активного использования учащимися своих когнитивных способностей и стимулируя их к самостоятельному критическому мышлению.
Список литературы
1. Белая Е. В. «Ромашка Блума» как один из приёмов технологии развития критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения / Е. В. Белая. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 17-20.
2. Губанихина Е. В. Использование технологии критического мышления в процессе обучения младших школьников написанию сочинения / Е. В. Губанихина, Е. В. Губанихина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2017. — С. 68-70.