Развитие критического мышления в формировании коммуникативных навыков | Иванова Ирина Васильевна . Работа №306655
Проблема – развитие критического мышления на уроках английского языка на среднем этапе формирования коммуникативных навыков.В данной статье описываются основные методы и приемы технологии развития критического мышления, которые используются на практике учителя. Данные приемы выступают как средство формирования коммуникативных навыков на среднем этапе обучения английскому языку. Автор также оспиывает стадии критического мышления и свое исследование, в котором сделаны выводы по теме исследования
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Актуальность темы заключается в том, что целенаправленная работа над развитием мышления в среднем школьном возрасте проводится не часто на практике. Мышление развивается на основном усвоении знаний, и если нет последних, то нет и основы для развития мышления, и оно не может созревать в полной мере. Обычно мы, учителя, обращаемся к типичным тренировочным упражнениям, основанным на подражании и при использовании, которых не требуется самостоятельное мышление. Следуя из этого можно сказать, что такие качества продуктивного мышления, по мнению З.И. Калмыковой, как глубина, критичность, гибкость, осознанность, которые являются признаками самостоятельности, остаются невостребованными.
Проблема – развитие критического мышления на уроках английского языка на среднем этапе формирования коммуникативных навыков. Учителю необходимо активно и умело работать в этом направлении, так как возможности формирования приемов мышления не реализуются сами по себе. Учитель должен обогащать детей знаниями, но и формировать приемы мышления, которые способствуют росту познавательных сил и способностей учащихся [2,4]
Гипотеза – процесс формирования коммуникативной компетенции на среднем этапе обучения английскому языку будет эффективнее при использовании технологии развития критического мышления, чем при использовании методик, основанных на традиционных подходах.
Цель – формирование коммуникативных навыков на среднем этапе обучения английскому языку, используя методы и приемы технологии развития критического мышления. Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи: 1) изучить методическую и теоретическую литературу по теме и опыт использования технологии развития критического мышления на уроках английского языка. 2) изучить возможности технологии развития критического мышления как средства формирования коммуникативных навыков. 3) апробировать существующие методы развития критического мышления детей среднего школьного возраста на уроках английского языка. 4) апробировать методику мониторинга развития критического мышления и внедрить ее для формирования коммуникативных навыков детей среднего школьного возраста на уроках английского языка. 5) экспериментально подтвердить и обосновать эффективность применения технологии развития критического мышления для формирования коммуникативных навыков на уроках английского языка в среднем звене.
Как отмечает Н.А. Бернштейн формирование навыка — это сложный процесс, включающий в себя все сенсомоторные уровневые системы [3]
Понятие коммуникативных навыков находит отражение в определениях различных авторов. Чаще всего под коммуникативными умениями понимают умения общения, непосредственной и опосредованной межличностной коммуникации. Традиционно коммуникативные умения - это умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению.
Изучение термина «критическое мышление» мы можем наблюдать у работ многих известных психологов, как Ж. Пиаже, Д. Халперн, Р. Пол, Л.С. Выготский и др. В России технологию критического мышления стали изучать и применять в конце 90-х годов. Под ней мы понимаем открытое мышление, не принимающее догм и развивающееся путем приобретения новой, живой информации на личный жизненный опыт. Критическое мышление является началом творческого мышления, с которым они тесно взаимосвязаны.
Критического мышление (англ. critical thinking) — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблема. В общем значении под критическим мышлением подразумевается мышление более высокого уровня, чем мышление докритическое .
Tехнология критического мышления включает в себя несколько стадий.
Стадия вызов. Эта стадия позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности.
Стадия осмысление. Эта стадия позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями, проанализировать новую информацию и уже имеющиеся знания.
Стадия рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
В процессе мониторинга использовались методы сравнения анализа деятельности учащихся и своей собственной, диагностируется развитие умений и навыков за определенный период:
- творческие работы учащихся;
- срезы знаний;
- олимпиады, конкурсы;
- тестирование
В начале исследования была проведена входная диагностика по исследуемым параметрам коммуникативных навыков:
- аудирование;
- монологическая речь;
- диалогическая речь.
В современной педагогике игра рассматривается как один из ведущих видов деятельности ребёнка младшего и среднего школьного возраста. Многие педагоги считают, что игра является наиболее эффективной формой обучения. С помощью игры у детей развивается интерес к иноязычному общению, осуществляется интернациональное, эстетическое воспитание, создается иноязычная информационная база (словарь, речевые клише, фразы), формируются речевые механизмы. В технологии развития критического мышления при обучении английскому языку также применяются игровые методы: примеры игр, игровые приемы и стратегии приведены в Приложении.
В результате повторной диагностик, в конце учебного года, по результатам годовой контрольной работы значительно улучшились показатели по всем трем параметрам. Данные мониторинга показывают, что выпускники 6-х классов имеют высокий уровень обученности английскому языку по основным видам речевой деятельности:
- Монологическая речь – 81% на «4» и «5» (в ходе контроля предлагались 10 тем для высказывания, необходимо было составить рассказ из менее 10 фраз, правильно оформленных в языковом отношении).
- Диалогическая речь – 84% на «4» и «5» (в ходе контроля предлагались различные темы для диалога, необходимым минимумом было по 8 фраз с каждой стороны).
- Аудирование – 78% на «4» и «5» (в ходе контроля был предложен текст с заданиями).
Выводы: В процессе применения технологии развития критического мышления:
- происходит обучение обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;
- появляется возможность объединения отдельных дисциплин;
- создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;
- формируется направленность на самореализацию, выработку собственной технологии обучения;
- у учащихся конструируются собственные знания в рамках своей собственной поисковой деятельности;
- повышается качество образования;
- повышается уровень удовлетворенности успехами в обучении.
Таким образом, мы хотим отметить, что критическое мышление – это подход в обучении, ориентированный на развитие самостоятельной творчески мыслящей личности, на самореализацию «Я» ученика, на развитие творческого потенциала ученика, чтобы он смог применить полученные знания в дальнейшей жизни и легко адаптировался в окружающем мире. Используя технологию «Критическое мышление» на уроках английского языка, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении английскому языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Учитель стимулирует интересы ученика, развивает у него желание практически использовать иностранный язык, а также учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом.
На уроках постоянно используем различные приемы технологии развития критического мышления в форме игры. С помощью приема «Кластер» или «Грозди» можно помочь учащимся вспомнить знания, которые уже есть в их памяти. Также очень интересна прием «Диаграмма Венна», которая помогает разграничить понятия о чем-либо. Например, сравнить спорт в Великобритании и России (6 класс). Олин круг –это спорт в Великобритании, второй – спорт в России, а их пересечения – это схожие стороны. Кроме того, используются и другие приемы как «Верные, неверные утверждения», «Ключевые термины», игра «Пантомима» и другие.
Приложение
Пример стратегии «Кластеры». Правила очень простые. В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе. Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.
Например:
Hobbies Collecting playing
Reading dancing
Listening to … watching
Dislike LoatheDespise AbhorПрием «Концептуальное колесо» эффективно использовать на стадии вызова. Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса.
Hate
Приемы работы по стратегии «Ассоциации»: – учитель произносит слово или фразу на английском языке; – затем учащимся предлагается в течение 5–7 минут вспомнить слова или фразы, которые приходят на ум по выбранной теме; – ключевое слово или фраза пишутся в центре листа бумаги или как заглавие на доске; – учащиеся озвучивают столько идей, сколько при- ходит на ум, пока не закончится установленное время.
Пример стратегии «Ассоциации»
– слово «get up»
– тема: Daily routine
1 группа–go to bed, have lunch, go to school, have a shower, do homework
2 группа – have classes, tidy your room, come home, clean your teeth, go shopping
Прием «Синквейн»
Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Данный прием учитель может использовать как постановка темы урока, обобщение работы по тексту, закрепление вновь изученной темы или же в качестве проверки домашнего задания.
Пример как обобщение при работе с текстом.
Тема «The Brit school», 6 класс
The Brit school
Special, successful, famous
Study, practice, be a star
It is for 14-19 year olds
A special school
Синквейн как обобщение работы по тексту. При этом наиболее эффективной представляется парная организация работы. Каждой паре дается 3-4 минуты для составления синквейна, после чего происходит обсуждение нескольких получившихся работ с последующим их объединением в один наиболее четкий синквейн. Впоследствии конечный вариант используется как опора для пересказа изученного текста.
Прием «Мозговой штурм» в виде ролевой игры, когда все учащиеся задают вопросы одному ученику или в форме игры «Вопрос-ответ» между двумя группами тоже активизирует деятельность учащихся. Данный прием можно использовать в начале урока.
Использованная литература
Анисимова А.А. Использование игровой технологии как средства билингвальног
о обучения // Муниципальное об
разование: инновации и эксперимент.
– 2012.
– № 3.
Дубровка А.М. Техноло
гия развития критического мышл
ения учащихся на уро
ках химии как средство формиро
вания навыков самообразования и повышения качества образования // Эксперимент и инновации в школе.
– 2010.
– № 3.
Зимняя, И. А. Педагогическая психология: У
чебник для вузов/ И.А. Зимняя -
М.: Издательская корпорация "Логос", 2000. — 384 с.
Истомин А.В. Инно
вационная педагогическая техно
логия «Развитие критического мышления через чтение и письмо» // Эксперимент и инновации в школе.
– 2009.
– №
Комарова Ю.А. Английский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций/Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, К. Макбет. -4-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник»: Макмиллан, 2015.- 160с.
https://ru.wikipedia.org
https://cyberleninka.ru/article/