Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие культуры речи в начальной школе на уроках русского языка | Плотникова Екатерина Владимировна. Работа №350624

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к формированию культуры речи у младших школьников на уроках русского языка. Подчеркивается значимость системного развития речевых навыков, грамотного и выразительного общения, а также речевого этикета для полноценной социализации ребенка. Особое внимание уделяется методам и приемам, направленным на формирование у учащихся умения ясно, точно и правильно выражать свои мысли. Акцентируется роль учителя начальных классов как организатора речевой среды, мотивирующей школьников к активному общению и формированию навыков корректного использования языка.

Ключевые слова: культура речи, младшие школьники, русский язык, активный словарь, речевой этикет.

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Плотникова Екатерина Владимировна, учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 им. Алексея Фатьянова», г. Вязники

 

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к формированию культуры речи у младших школьников на уроках русского языка. Подчеркивается значимость системного развития речевых навыков, грамотного и выразительного общения, а также речевого этикета для полноценной социализации ребенка. Особое внимание уделяется методам и приемам, направленным на формирование у учащихся умения ясно, точно и правильно выражать свои мысли. Акцентируется роль учителя начальных классов как организатора речевой среды, мотивирующей школьников к активному общению и формированию навыков корректного использования языка.

Ключевые слова: культура речи, младшие школьники, русский язык, активный словарь, речевой этикет.

 

Развитие культуры речи младших школьников является одной из приоритетных задач начального образования, так как именно в этом возрасте формируются основные навыки общения, закладываются основы грамотного и связного выражения мыслей, умение выбирать языковые средства в зависимости от ситуации. Уроки русского языка в начальной школе играют важнейшую роль в становлении речевой культуры, поскольку именно здесь дети осваивают нормы и правила родного языка, приобретают навыки выразительного и связного изложения.

Культура речи включает не только умение грамотно выражать мысли, но и соблюдение норм речевого этикета, умение слушать собеседника, осознавать значение слов в контексте. Формирование речевой культуры предполагает развитие речевого слуха, обогащение словарного запаса, освоение грамматически правильного построения фраз. Для младших школьников все эти аспекты имеют принципиальное значение, так как они способствуют более успешной адаптации в социуме, развитию коммуникативных способностей, необходимых для обучения и социализации.

Важнейшим элементом культуры речи является владение словарем. В начальной школе школьники активно осваивают лексику, изучают значение слов, их оттенки и особенности употребления. В процессе работы над словарем младшие школьники учатся различать значения слов, подбирать синонимы и антонимы, находить точные и подходящие выражения для описания ситуаций, предметов, событий. Учитель начальных классов, организуя работу над словарем, может использовать речевые игры, творческие задания, где школьники пополняют свой активный словарь, расширяют представления о выразительных возможностях языка. Таким образом, дети учатся выбирать слова, наиболее точно отражающие их мысли, чувства и намерения, что закладывает основу для дальнейшего речевого развития.

Важным направлением в развитии культуры речи является обучение детей основам связного высказывания. В начальной школе дети часто сталкиваются с трудностями в построении логического и последовательного изложения. Задача учителя — создать условия, в которых ребенок сможет научиться ясно и стройно выражать свои мысли. Работая над составлением рассказов, пересказом прочитанного текста, описанием ситуаций или картинок, младшие школьники учатся строить высказывания, следуя логике и грамматическим нормам. Эти задания способствуют развитию у школьников способности структурировать информацию, выстраивать последовательность событий, анализировать их, что становится основой для формирования связной и логически стройной речи.

Выразительность речи — еще один важный аспект, который требует внимания на уроках русского языка. Детям необходимо не только овладеть основами грамматики, но и научиться придавать речи эмоциональные оттенки, что помогает лучше выражать свои мысли и чувства. При этом, важно научить школьников владеть интонацией, выбирать слова и выражения, которые соответствуют определенному настроению или ситуации. На уроках русского языка можно предложить детям инсценировки, выразительное чтение, работу с художественными текстами, которые помогут понять, как выбор слов и интонаций воздействует на слушателя.

Также, формирование культуры речи предполагает обучение школьников основам речевого этикета. Этикетные нормы в общении помогают детям строить отношения с окружающими, выражать уважение и корректность, создают благоприятные условия для общения. Важно, чтобы школьники понимали, как строить приветствие, благодарить, извиняться, обращаться к собеседнику. Учитель может организовать обсуждение ситуаций, где дети подбирают нужные формы общения, соответствующие речевому этикету. Эти уроки прививают младшим школьникам основы уважительного и тактичного общения, учат их не только использовать вежливые слова, но и понимать их значение для построения позитивных отношений с окружающими.

Роль учителя начальных классов в формировании культуры речи у младших школьников заключается также в создании речевой среды, стимулирующей активное общение, мотивацию к развитию речевых навыков. Важно, чтобы учитель использовал на уроках формы работы, побуждающие детей к высказыванию своих мыслей, обмену мнениями. Групповые задания, коллективные обсуждения, работа в парах создают условия, где ребенок может проявить себя, научиться слышать других, развивать навыки общения.

Еще одним значимым элементом в развитии культуры речи младших школьников является работа над орфоэпией и правильным произношением. Навыки четкой артикуляции и грамотного произношения слов позволяют ребенку чувствовать себя уверенно в общении, делают речь более понятной для окружающих. Упражнения на артикуляцию, работа с правильным ударением, произношение сложных слов помогают детям освоить орфоэпические нормы, что является важным аспектом культуры речи. Произношение определяет впечатление о человеке, а также демонстрирует уровень его языковой подготовки, поэтому учителю важно обращать внимание на этот аспект и включать в учебный процесс упражнения, направленные на развитие навыков правильного произношения.

Таким образом, развитие культуры речи в начальной школе на уроках русского языка является многогранным процессом, включающим работу над словарем, связной речью, выразительностью, речевым этикетом и орфоэпией. Учитель, используя разнообразные методические приемы и формы работы, создает условия для формирования у детей культуры речи, развивает у них интерес к языку, помогает освоить навыки грамотного и выразительного общения. Знание и соблюдение языковых норм становится для школьников важным условием их успешной социализации, развития коммуникативных способностей и уверенности в общении, что является основой их дальнейшего личностного роста и гармоничного включения в общественную жизнь.

 

Список литературы

 

1. Методика обучения русскому языку и литературному чтению в начальной школе : учебно-методическое пособие / М. В. Каравашкина, Т. В. Рыженкова, С. В. Зотова [и др.] ; под общей редакцией Т. В. Рыженковой. — Москва : МПГУ, 2023. — 56 с. — ISBN 978-5-4263-1173-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/338957

2. Педагогика современного начального образования: состояние, проблемы и перспективы развития : материалы конференции / ответственные редакторы В. М. Янгирова [и др.]. — Уфа : БГПУ имени М. Акмуллы, 2021. — 294 с. — ISBN 978-5-907475-01-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/181822

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×