Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ | Бельчева Валентина Анатольевна. Работа №345832

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Актуальность исследования «Развитие лексики у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой» обусловлена важностью раннего языкового развития для общего когнитивного роста детей. В условиях современного мира, где взаимодействие с природой становится всё более ограниченным, необходимо осознавать, как именно это взаимодействие способствует расширению лексического запаса у детей. Одним из ключевых факторов, способствующих этому процессу, является знакомство с природой, которое позволяет детям не только обогащать свою лексику, но и развивать мышление, воображение, а также эмоциональную сферу. Особое внимание уделяется роли взаимодействия с природой в формировании связей между словами, что позволяет глубже понять механизмы усвоения языка в раннем детстве. Важным аспектом развития лексики в этом возрасте является то, что дети начинают активно использовать слова для описания своих наблюдений и впечатлений.

Бельчева Валентина Анатольевна

2 курс магистратуры

(Азовский государственный педагогический университет)

 

РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ

 

Язык является неисчерпаемым источником интеллектуального развития ребенка и хранилищем всех знаний. Слово воспитывает, обучает и развивает ребенка. Под влиянием языка совершенствуются его чувства и восприятия, а также расширяются знания об окружающем мире.

Традиционно ученые и практики такие как Ушинский К.Д., Буслаев Ф.И., Срезневский И.И. считают, что основная цель обучения родному языку и развития речи на дошкольном этапе – это обучение устной речи как средству общения и познания окружающей среды.

Бородич А.М., Гавриш Н.В, Гербова В.В, Ушакова О.С, Савушкина Е.В. доказали, что формирование образной речи имеет немаловажное значение для развития речи в дошкольном возрасте. Одним из средств обогащения словарного запаса детей является природа. Виноградова Н.В. утверждает, что природа, во всем ее многообразии форм, красок и звуков, является богатейшим источником для развития словарного запаса дошкольника и эстетических переживаний ребенка. В процессе наблюдения за природой ребенок имеет возможность правильно определять размеры предмета, его форму, симметрию, цвета, их гармоничное сочетание и цветовой контраст или дисгармонию, определять оттенки цвета при разной степени освещенности в разные периоды дня, времени года и т. д. Но все это ребенок может сделать только в том случае, если в его словаре имеются соответствующие названия предметов, предметов и явлений, а также формирование соответствующих представлений. В то же время Поваляева М.А. обращает внимание на то, что ребенку необходимо овладеть хорошей эстетической чувствительностью и эстетическим отношением, которые необходимо у него планомерно развивать [4].

Цель: описать значение образной лексики у дошкольников и пути формирования в процессе ознакомления с природой.

Согласно ФГОС ДО, речевое развитие ребенка является основным инструментом, который позволяет ему устанавливать контакт с окружающей средой и способствует его социализации. Однако, как показывает практика, распространение компьютеризации, телевидения и других технических средств, доступных детям дошкольного возраста как дома, так и в дошкольных учреждениях, ограничивает их непосредственное общение с другими людьми. В результате этого обогащается их познавательная сфера, но одновременно замедляется развитие речевых навыков [1].

Дети дошкольного возраста развивают свою художественно-речевую деятельность через рассказы, беседы, диалоги, рассуждения, сообщения и слушание. Эти навыки формируются на специально организованных занятиях по развитию речи.

Детей старшего дошкольного возраста учат описывать предметы не только при их непосредственном наблюдении, но и по памяти, самостоятельно. Для обучения используются образцы или планы описания. Со слов Алексеевой М.М., Яшиной В.И. очень важно поддерживать попытки детей включать в описание собственный опыт.

Рассмотрим этапы организации ознакомления с природой для развития словаря.

Со слов Виноградовой Н.Ф., чтобы наблюдения за природой были максимально полными и способствовали речевой деятельности дошкольников, процесс ознакомления с объектом природы должен проходить по следующей последовательности: сначала воспитатель показывает предмет в целом, затем рассматриваются его отдельные части, сравниваются с другими, и в конце делаются обобщения [2].

Пример организации наблюдений

Рассмотрим пример с одинокой сосной. Воспитатель, с помощью системы вопросов, активизирует внимание детей, помогая им всесторонне увидеть дерево:

Общий вид:

в

оспитатель предлагает детям издалека наблюдать сосну на фоне синего неба, коллективно выясняя, какое дерево перед ними, почему они так думают, на что похож его силуэт и какого он цвета.

Ближайшее рассмотрение:

п

одойдя ближе, дети отмечают особенности ствола, кроны, ветвей, цвета и текстуры коры, листьев и корней (если они видны).

Такой подробный анализ, основанный на схеме, представленной воспитателем, обогащает детей новыми знаниями и помогает выделить важные особенности объекта.

Обобщение:

п

осле детального рассмотрения проводится обобщение полученных знаний и делаются выводы. Затем объект снова рассматривается в целом, но теперь уже с учетом всех изученных признаков.

Организуя наблюдения за природными объектами таким образом, можно удовлетворить познавательный интерес дошкольников и обеспечить поэтапное формирование их словарного запаса.

Доктор педагогических наук, профессор Ушакова О.С. считает, что способность дошкольников делать выводы, то есть устанавливать временную последовательность или причинно-следственные связи между фактами, является показателем их более высокого интеллектуального развития. Регулярные упражнения дошкольников в формулировании суждений и словесном выражении причинно-следственных отношений улучшают их словарный запас, делая его более четким, доказательным и логичным [5].

Способность ребенка самостоятельно замечать в окружающих предметах специфические особенности или что-то новое свидетельствует об аналитическом характере его восприятия и внимания. Он не просто воспринимает информацию, но и анализирует и сравнивает ее, обычно с познавательной или практической целью.

Таким образом, на начальном этапе формирования наблюдательности у старших дошкольников акцент делается на развитии интеллектуальных навыков: определение (вместе с педагогом) существенных и несущественных признаков в предметах, их обобщение и классификация. Основываясь на природной склонности детей мыслить формами, звуками и цветами, мы стремились обогатить их сенсорный опыт и научить всесторонне видеть предметы в их взаимосвязях.

На втором этапе наблюдений осуществляется подведение итогов, при котором особое внимание уделяется новым сведениям, фактам и признакам наблюдаемого объекта, которые ранее были неизвестны или известны были поверхностно. На этом этапе воспитатель помогает дошкольникам обобщать основные признаки, выявлять связи объекта с окружающим миром и устанавливать причинно-следственные связи. Форма подведения итогов зависит от организации наблюдений: если наблюдения в природе проводились под руководством воспитателя, то логично использовать итоговую беседу, а если дети наблюдали самостоятельно, то подходят свободные высказывания, которые показывают, насколько расширился словарный запас дошкольника [3].

Ученый, преподаватель кафедры педагогики Саморукова П.Г. обращает внимание на то, что результаты самостоятельных наблюдений воспитатель включает в речевую деятельность на речевых и игровых занятиях. Фенологические наблюдения за объектами живой и неживой природы проводятся ежемесячно с целью обучения познавательным задачам и формирования словаря. Основная цель заключается в выявлении типичных признаков каждого времени года. Сводя данные своих наблюдений, дошкольники учатся анализировать признаки, свойства и действия.

Содержание работы на первых двух этапах наблюдений, а также применение методических приемов, способствуют развитию сенсорики детей, обучая их видеть, слышать и чувствовать окружающий мир, что является основой для творческого обобщения и расширения словаря в процессе ознакомления с природой.

На третьем этапе наблюдений осуществляется фиксация результатов в устной форме. Это важное логическое завершение, без которого наблюдения в природе были бы просто созерцательным опытом. Если первые два этапа помогают решать познавательные задачи различных областей знаний, то на третьем этапе выявляются специфические языковые особенности обобщения наблюдений через творческие устные высказывания детей.

Таким образом, развитие образной лексики обогащает словарь, обеспечивает развитие коммуникационных компонентов, способствует развитию личности дошкольников.

Поэтапная работа над образной лексикой в процессе ознакомления с природой опирается на возрастные особенности детей и на требования методики ознакомления дошкольников с природой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М. Изд. центр «Академия», 2000. – 400 с.

Виноградова Н.В. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Пособие для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1978 – 103с.

Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада / Под редакцией П.Г.

Саморуковой

. – 2-е изд., – М.: Просвещение, 1983. – 207

с.

Поваляева М.А. Развитие речи при ознакомлении с природой / М. А. Поваляева. - Ростов н/Д

:

Феникс, 2002. - 415 с.

Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для педагогов

образоват

.

дошк

.

учр-ий

/ О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М.:

Владос

, 2004. – 288 с.

Bredekamp

, S., &

Copple

, C. Developmentally Appropriate Practice in Early Childhood Programs Serving Children from Birth through Age 8. — Washington, D.C.: National Association for the Education of Young Children, 2016.

Vygotsky

, L. S. Thought and Language. — Cambridge, MA: MIT Press, 2015.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×