Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие личностного УУД через фольклор якутского народа | Никифорова Анна Дмитриевна. Работа №297136

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Никифорова Анна Дмитриевна
Актуальность исследования: Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы.

Цель исследования: Определить и проверить на практике педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника.

Гипотеза исследования: Процесс развития творческих способностей младшего школьника, будет более эффективным, если созданы условия, способствующие развитию творческих способностей, как в учебной, так и во внеурочной деятельности ученика.

Новизна: В своей работе я широко использую все виды фольклора. Знакомя детей с фольклором, я тем самым приобщаю их к общечеловеческим нравственным ценностям, но особенно близки детям их родной якутский фольклор. Мы применяем якутские скороговорки – чабыргах, который развивает память, обогащает лексикон.

Результаты: Через внеурочные занятия, использованием современных образовательных технологий максимально раскрыть творческий потенциал ребенка, развить и сохранить его неповторимость. Помочь ученику найти себя, раскрыть свои способности, талант. И, конечно, сплоченность, чувство ответственности, коллективизма.

 

 

Развитие личностного УУД младших школьников

через фольклор якутского народа на занятиях ВУД

Никифорова Анна Дмитриевна, учитель начальных классов

МБОУ «Тандинская СОШ им. М.Н. Готовцева»

 

Аннотация

Актуальность исследования: Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы.

Цель исследования: Определить и проверить на практике педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника.

Гипотеза исследования: Процесс развития творческих способностей младшего школьника, будет более эффективным, если созданы условия, способствующие развитию творческих способностей, как в учебной, так и во внеурочной деятельности ученика.

Новизна: В своей работе я широко использую все виды фольклора. Знакомя детей с фольклором, я тем самым приобщаю их к общечеловеческим нравственным ценностям, но особенно близки детям их родной якутский фольклор. Мы применяем якутские скороговорки – чабыргах, который развивает память, обогащает лексикон.

Результаты: Через внеурочные занятия, использованием современных образовательных технологий максимально раскрыть творческий потенциал ребенка, развить и сохранить его неповторимость. Помочь ученику найти себя, раскрыть свои способности, талант. И, конечно, сплоченность, чувство ответственности, коллективизма.

Введение

Формирование у младших школьников общеучебных умений имеет отражение в современной концепции развития универсальных учебных действий, разработанной на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов).

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы.

В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю именно внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а также на собственное педагогическое творчество.

Условием возникновения данного вопроса послужило внедрение инновационной деятельности на базе школы государственных стандартов второго поколения на первой ступени обучения.

Одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей. С этой целью в стандартах второго поколения предложена модель выпускника начальной школы. Эта модель стала и моим ориентиром. А ключевыми направлениями работы стали такие личностные характеристики ученика, как любознательность, активность, заинтересованность в познании мира, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать.

Цель исследования: Определить и проверить на практике педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника.

Гипотеза исследования: Процесс развития творческих способностей младшего школьника, будет более эффективным, если созданы условия, способствующие развитию творческих способностей, как в учебной, так и во внеурочной деятельности ученика.

Исходя из цели, гипотезы и, учитывая специфику предмета исследования, определены следующие задачи и методы исследования:

- Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме.

- Обеспечить диагностику развития творческих способностей.

- Определить формы и содержание работы по развитию творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.

Для формирования творческой личности ребенка, развития его активности я использую идею сотрудничества. Это идея свободного выбора ребенком способа и сроков работы, идея коллективного творческого воспитания, идея творческого производительного труда. Отношения с учениками ориентированы на то, чтобы вовлечь их в творческую самостоятельную познавательную деятельность.

Творческие проекты (1-4 классы), предполагающие максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов: творческий концерт, альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т.п. В своей работе я широко использую все виды фольклора. Знакомя детей с фольклором, я тем самым приобщаю их к общечеловеческим нравственным ценностям, но особенно близки детям их родной якутский фольклор. Мы применяем якутские скороговорки – чабыргах, который развивает память, обогащает лексикон.

Детские чабыргахи в основном состояли из скороговорок-считалок, но в них встречались и каламбуры, которые служили в якутской этнопедагогике средством развития речи у детей. В группу детских чабыргахов входили традиционные описательные чабыргахи, способствующие развитию образного видения различных объектов окружающего мира - животных, зверей, птиц и т.д. По своему функциональному значению они близки к чабыргахам-загадкам [Ноговицын] последнее время все больше сочиняются чабыргахи сатирического характера рассчитанные для детей, участников художественной самодеятельности, в которых высмеиваются недостатки характера и поведение детей. Поэтому еще могут быть выделены детские сатирические чабыргахи [Скрябина], [ Романова ], [Фролова].

По моим данным, дети, которые занимались в фольклорном кружке по исполнению якутского устного творчества чабыргах по окончании начальной школы и в конце 5 класса показали хороший уровень обученности в течение трех лет. (Приложение 1)

Кроме того, данные социометрических исследований показывают, что такие дети имеют высокий социометрический статус. (Приложение 2)

Самооценка у таких детей, обычно, бывает высоким, что подтверждается нижеприведенной диаграмме. (Приложение 3)

Показателем успешности применения данного подхода в развитии УУД учащихся также является их участие в различных конкурсных площадках разного уровня – от районной до международной и, при этом завоевывают призовые места. (Приложение 4, 5)

Заключение

Работая в качестве учителя начальных классов, поняла, что каждый учитель имеет свою методику работы с учащимися. Моя главная цель, через дополнительное образование, внеурочные занятия максимально раскрыть творческий потенциал ребенка, развить и сохранить его неповторимость. Помочь ученику найти себя, раскрыть свои способности, талант. Через использования жанров фольклора, бережное отношение к окружающему миру, любовь к Родине, прививается интерес к культуре народа, его духовности. Мои ученики неоднократные победители и дипломанты конкурсов и фестивалей, научно-практических конференций. И все это благодаря использованию современных образовательных технологий, а система работы в учебной и внеучебной деятельности дает успешность в результатах. И, конечно, сплоченность, чувство ответственности, коллективизма.

Сегодня я совершенно уверена - любовь и доверие детей невозможно завоевать, только вооружившись современными методиками. Главное – научиться видеть и ценить в ребенке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, суметь обеспечить свободу самовыражения его личности. Понять, что ребенок – это личность со своим мнением, чувством и талантом.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×