Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Развитие логического мышления у младших школьников" | Родионова Любовь Николаевна. Работа №338418

Дата публикации:
Автор:
Описание:

      Развитие  логического мышления учащихся  –  одно из наиболее  главных требований, обеспечивающих качество обучения, это одна из существенных  задач обучения русскому языку в школе.   Уроки  русского языка способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания.  Формирование логических умений и навыков у учащихся  можно рассматривать как одну из главных задач вообще процесса обучения в начальной школе, а в частности, обучения русскому языку, так как овладение данными общедидактическими умениями.

Развитие  логического мышления у младших школьников

Одна из важных задач современной школы — создание таких условий, которые бы способствовали развитию ребенка.  С первых школьных  дней с помощью учителя ребенок учится рассуждать, выделять главное, анализировать разные факты и точки зрения, сопоставлять и сравнивать их, задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать ответы на них.  Постоянно увеличивающийся поток информации требует особого внимания к развитию мыслительных способностей детей на основе любознательности и интереса в процессе познания.  

Развитие  логического мышления учащихся  –  одно из наиболее главных требований, обеспечивающих качество обучения, это одна из существенных задач обучения русскому языку в школе.   Уроки  русского языка способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дают предпосылки для развития логического мышления у младших школьников.

Обучение нужно строить с учетом интересов школьников, связанное с их жизненным опытом, это даст гораздо лучшие результаты, чем обучение, основанное на запоминании и накоплении простой суммы знаний. Логически мыслить и рассуждать ученик начинает тогда, когда сталкивается с трудностями, преодоление которых имеет для него значение.

Развитие логического мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки школьников, тем богаче их фантазия, реальнее их замысел, тем более сложные задания они выполняют.

Cловесно-логическое мышление представляет собой совершении любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами.

"Систематизация".

Упражнение направлено на развитие умения систематизировать слова по определенному признаку.

-"Скажите, какие ягоды вы знаете?

- Сейчас я буду называть слова, если среди них вы услышите слово, обозначающее ягоду, то хлопните в ладоши".

- Слова для предъявления - капуста, земляника, яблоко, груша, смородина, малина, морковь, клубника, картофель, укроп, черника, брусника, слива...

"Раздели на группы".

-"Как ты думаешь, на какие группы можно разделить эти слова? Саша, Коля, Лена,...

- Какие группы можно составить из этих слов: голубь, воробей, карп, ...".

. "Подбери слова".

-"Подбери как можно больше слов, которые можно отнести к группе дикие животные (домашние животные, рыбы, цветы, погодные явления, времена года, инструменты и т.д.)".

 

"Найди общее слово".

В этом задании содержатся слова, которые объединены общим смыслом. Этот их общий смысл нужно постараться передать одним словом. Упражнение направлено на развитие такой функции, как обобщение, а также способность к абстракции.

- "Каким общим словом можно назвать следующие слова

-"Найди, что общего у следующих слов

Подобные упражнения стимулируют мышление ребенка к поиску обобщающего основания. Чем выше уровень обобщения, тем лучше развита у ребенка способность к абстрагированию.

"Анаграмма".

В основе этого упражнения лежат задачи комбинаторного типа, т.е. такие, в которых решение получается в результате создания неких комбинаций. Примером таких комбинаторных задач являются анаграммы - буквосочетания, из которых необходимо составлять осмысленные слова.

 Безусловно, ребус является такой же самой комбинаторной задачей, которая эффективно может использоваться для развития словесно-логического мышления: кроссворды учат ребенка ориентироваться на определение понятия по описанным признакам, задания с числами - устанавливать закономерности, задания с буквами - анализировать и синтематизировать различные комбинации.

Учитель может придумать свои вопросы

Приведенное упражнение предполагает установление отношений, в которых находятся данные слова. Примерная пара слов служит как бы ключом выявления этих отношений. Зная их, можно подобрать пару к контрольному слову. Работа с этим упражнением ведется совместно взрослым и ребенком. Задача взрослого - подвести ребенка к логическому выбору связей между понятиями, возможности последовательно выявлять существенные признаки для установления аналогий. Каждое задание досконально разбирается: находится логическая связь, переносится на приведенное рядом слово, проверяется правильность выбора, приводятся примеры подобных аналогий. Только когда у детей будет сформировано устойчивое и последовательное умение устанавливать логические ассоциации, можно переходить к заданиям для самостоятельной работы.

Формирование логических умений и навыков у учащихся  можно рассматривать как одну из главных задач вообще процесса обучения в начальной школе, а в частности, обучения русскому языку, так как овладение данными общедидактическими умениями обусловливает сознательное усвоение основ других наук и развитие личности школьника в целом.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×