Развитие логического мышления у младших школьников | Галина Валентиновна Иванова. Работа №338370. Номер работы: №338370
В данной статье представлены виды заданий, направленные на развитие логического мышления детей младшего школьного возраста. Такие , как решение задач с лишними и недостающими данными, которые способствуют расширению кругозора , адекватному применению на практике, нестандартного подхода к решению проблем. Содержит упражнения, игры, задания, направленные на формирование таких мыслительных операций, как выделение существенного признака, сравнение, классификация, обобщение, анализ, синтез. Окажет существенную помощь преподавателям начальной школы.
К.Д. Ушинский считал, что логика должна стоять в преддверии всех наук, поэтому главное назначение обучения в начальной школе- научить ребенка логически мыслить.
Для успешного обучения в школе и для полноценного усвоения знаний необходимо вести целенаправленную и систематическую работу по развитию логического мышления учащихся. Это позволит ребенку быстро выявить ключевое в большом потоке информации, определить все причинно-следственные связи, сформулировать свою позицию, принять взвешенные решения и сделать обоснованные выводы.
Младшие школьники еще не научились концентрировать внимание на определенном объекте длительное время. Вот почему так важно развивать внимание, которое поможет ребенку полноценно учиться и успешно справляться с логическими заданиями.
Особо важно организовать внимание учащихся в начале урока. Для мобилизации внимания учащихся в 1 классе можно провести игру День-ночь.
На электронной доске изображены 7-8 предметов (матрешка, пирамидка, машинка, самолетик, мишка, зайчик, лисичка), либо геометрические фигуры. Учитель предлагает учащимся рассмотреть и запомнить их расположение. Затем произнеся слово ночь учитель меняет 2-3, предмета местами . Произнеся слово день учитель просит ответить на вопрос : Что изменилось?, а можно удалить один предмет и попросить описать его.
Для учащихся 2- 4 классов можно провести игру Внимание! Учитель произносит: Внимание!, показывает карточку (1 секунду), учащиеся изображают увиденное в тетради. Для упражнения берем 7-8 карточек, что будет изображено на них, зависит от темы урока. Например : прямая, замкнутая кривая линия, замкнутая ломаная линия, незамкнутые кривая и ломаная линии, самопересекающиеся кривая и ломанная линии, отрезок. После выполнения упражнения можно задать вопросы : Что лишнее? Почему? На какие группы можно распределить данные карточки?
Существует множество простых и понятных заданий , которые помогают формировать логическое мышление.
При прохождении темы: Признаки делимости можно на карточках написать трех- четырехзначные числа(2650,783,189,555,804,3069,360,225) и потом попросить ребят распределить их на группы. Числа, которые делятся на 2 ( 2650,804,360); на 3 (783,189,555,804.3069,360,225); на 5 (2650,555,360,225) ; на 6 (804,360) ; на 9 (783,189,3069,360). При выполнении этого упражнения мы формируем не только внимание, но и мыслительные операции: анализ, синтез, классификация, выделение существенного.
Для учащихся 1 класса можно предложить следующие задачи:
Задача№1 с ошибочным вопросом.
На кочке сидели 4 лягушки. Одна прыгнула в воду. Сколько лягушек прыгнуло в воду?
В этой задаче есть условие: На кочке сидели 4 лягушки. Одна прыгнула в воду. Есть вопрос: Сколько лягушек прыгнуло в воду?.
Однако, в этом тексте ошибка. Число лягушек, прыгнувших в воду, есть в условии – одна. То есть в вопросе просят узнать то, что известно.
Уберем ошибочный вопрос и изменим вопрос так, чтобы надо было найти неизвестное.
Сколько лягушек осталось на кочке?. В результате получилась задача:
На кочке сидели 4 лягушки. Одна прыгнула в воду. Сколько лягушек осталось на кочке?.
Задача № 2 с нереальным условием
Мама купила 5 пачек соли. Две съели за обедом. Сколько пачек соли осталось?
В этой задаче есть условие: Мама купила 5 пачек соли. Две съели за обедом. Есть вопрос: Сколько пачек соли осталось?. Значит, это задача.
Но в этой задаче нереальное условие: за обедом съели 2 пачки соли. Это невозможно, поэтому нет смысла решать эту задачу.
Задача № 3 без вопроса
У Коли 2 мячика, у Саши 3 мячика.
В этом тексте есть условие: У Коли 2 мячика, у Саши 3 мячика, – но нет вопроса.
Для того чтобы этот текст стал задачей, необходимо к этому условию добавить вопрос: Сколько всего мячиков у мальчиков?
Теперь получилась задача: У Коли 2 мячика, у Саши 3 мячика. Сколько всего мячиков у мальчиков?.
Задача № 4 без условия
Сколько стоят 2 матрешки?
В этом тексте есть вопрос: Сколько стоят 2 матрешки?. Однако, в этом тексте нет условия.
Для того чтобы сделать задачу из этого текста, добавим к вопросу условие: Одна матрешка стоит 5 рублей, а вторая – 4 рубля.
В результате получим задачу: Одна матрешка стоит 5 рублей, а вторая – 4 рубля. Сколько стоят 2 матрешки?
Задача № 5 с лишними данными
Карлсон съел на завтрак 5 булочек, 6 мороженых, 2 ананаса, 3 шоколадки и 4 груши. Сколько фруктов съел Карлсон на завтрак?
В этом тексте есть условие: Карлсон съел на завтрак 5 булочек, 6 мороженых, 2 ананаса, 3 шоколадки и 4 груши. Есть вопрос: Сколько фруктов съел Карлсон на завтрак?.
В условии задачи говорится, что Карлсон съел не только фрукты, но и другие продукты, что является лишними данными. При решении задачи их использовать не надо, поэтому эти данные нужно убрать.
В результате получится следующее условие: Карлсон съел на завтрак 2 ананаса и 4 груши. Сколько фруктов съел Карлсон на завтрак?.
Задача № 6 с неуместным вопросом
Золушка перебрала за день 3 мешка с рисом и 4 мешка с гречкой. Сколько раз танцевала на балу Золушка с Принцем?
В этом тексте есть условие: Золушка перебрала за день 3 мешка с рисом и 4 мешка с гречкой. Есть вопрос: Сколько раз танцевала на балу Золушка с Принцем?.
Однако условие задачи не связано с вопросом, значит, его нужно изменить. В результате получим задачу: Золушка перебрала за день 3 мешка с рисом и 4 мешка с гречкой. Сколько всего мешков крупы перебрала Золушка?.
Задачи для учащихся 4 класса:
1. В прямоугольнике стороны равны 84 мм и 39 мм, а периметр 246 мм. Найти площадь прямоугольника.
Возможны различные варианты выделения лишнего данного в условии задачи. Избыточным данным можно считать одну из сторон прямоугольника или его периметр. Поскольку учащимся для вычисления площади прямоугольника нужны длины смежных сторон, а они даны в условии, то они объявляют периметр лишним данным, т. е. условие задачи избыточно. Учащиеся, как правило, удивляются на переопределенность задачи и только. Поэтому следует им предложить задачу, убеждающую их в том, что данные условия, кажущиеся лишними, помогают оценить корректность задачи.
2. В прямоугольнике длины сторон равны 67 мм и 42 мм, а площадь равна 253кв. мм. Требуется найти периметр прямоугольника.
Учащиеся делают вывод, что площадь – лишнее данное. Однако длины сторон в задаче не соответствуют периметру данного прямоугольника (т.е. с заданной площадью). Иначе говоря, формально решив задачу: (67 + 42) 2 = 218 (мм), учащиеся нашли периметр не того прямоугольника, который дан, а прямоугольника с площадью 6742 = 2814 кв. мм. Данная же задача решения не имеет в силу противоречивости условия, т. е. условие этой задачи не только избыточно, но и противоречиво.
Эта задача побуждает учащихся вернуться к предыдущей задаче и решить, является ли полученный формально ответ ее решением. Школьники приходят к положительному заключению, так как в ситуации первой задачи длины сторон соответствуют периметру: (84 + 39) 2 = 246, что, как они только что убедились, бывает не всегда и требует проверки.
Решение задач с лишними и недостающими данными способствуют расширению кругозора, адекватному применению знаний на практике, развитию мыслительных операций, логики рассуждений, критичности мышления, нестандартного подхода к решению проблем.
Учащиеся, как правило, игнорируют важные вопросы о переизбыточности, недостаточности или противоречивости задач, так как задачи из школьных учебников не требуют размышления над такими вопросами – в них обычно всегда имеется столько данных, сколько необходимо для решения. Этот факт является недостатком в математическом образовании школьников, так как не побуждает их к оценке условия задачи, а между тем задачи, возникающие из практики, как раз нуждаются в подобном анализе.
Решение на уроках арифметических ребусов также развивает логическое мышление учащихся.
Задача 1.
Расшифруйте пример на сложение , в котором одинаковые буквы обозначают одинаковые цифры:
КИС + КСИ=ИСК.
Чтобы понять , как решаются арифметические ребусы, рассмотрим сначала обычный пример на сложение
9215+1630=10845
Теперь в примере заменим цифры на буквы , причем одинаковые цифры- одинаковыми буквами, а разные цифры- разными буквами.
Для этого выпишем все цифры, которые встречаются: 0.1,2,3,4,5,6,8,9 и напротив каждой цифры поставим буквы.
Например: 0 1 2 3 4 5 6 8 9
о н у б к а е ч л
Пример, который я предложила, будет записан так:
луна + небо=ночка.
Задача 2.
АВА-ВВВ=ВБВ (848-444= 404)
Задача 3.
ПЧЕЛКА х 7=ЖЖЖЖЖЖ (142857 х 7=999999)
Математические ребусы помогают разнообразить уроки и развивать познавательный интерес к предмету. Так же развивать умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации.
На уроках и во внеклассной работе можно использовать задачи повышенной сложности. При их решении учащиеся используют различные символы, образы, а ответы получают в результате логических рассуждений. Предлагаемые задачи достаточно трудны, но их с успехом можно решать арифметическим путем.
Задача№ 1.
На детской площадке 8 двух- и трехколесных велосипедов. Всего у них 21 колесо. Сколько двух- и сколько трехколесных велосипедов на площадке?
Для решения этой задачи используем символы. Обозначим 8 велосипедов треугольниками, а затем под каждым из них нарисуем по два круга, так как у каждого велосипеда – 2 колеса.
1)2х8=16(колес)-использовали;
2)21-16=5 (колес)-осталось, значит у нас 5 трехколесных велосипедов.
Каждый велосипед уже имеет по 2 колеса, дорисуем по одному колесу, начиная с первого треугольника, пока не используем те 5 колес, которые остались, найдя таким образом число трехколесных велосипедов. Остальные - двухколесные.
3) 8-5=3 (в.) – двухколесные.
Проверка:
3х5+2х3=21(колесо)
Ответ: 5 трехколесных и 3 двухколесных велосипеда.
Задача №2.
В клетку посажены кролики и фазаны. У животных вместе 35 голов и 94 ноги. Сколько было в клетке кроликов и сколько фазанов?
Известно, что у кролика 4 ноги, а у фазана -2.
2х35=70(ног)- у каждого из них точно есть 2 ноги4
94-70= 24 (ноги)- у кроликов;
24:2 =12 (кролика)
35-12=23(фазана)
Проверка:
1)12+23=35(голов)
2) 4х12+2х23=94(ноги)
Ответ: 12 кроликов и 23 фазана.
Задача№ 3.
Мама разделила поровну мандарины между тремя детьми. Когда каждый из них съел по 4 мандарина, у них осталось вместе столько мандаринов, сколько получил каждый. По сколько мандаринов досталось каждому?
Представим число мандаринов, которые разделила мама , в виде суммы трех равных отрезков.
I---------I---------I---------I
Каждый ребенок получил по одной такой части. После того как все трое съели по 4 мандарина, то есть съели 4х3=12(мандаринов), у них осталось их столько, сколько получил каждый.
Было I---------I---------I---------I
Осталось I---------I---------I----------I
съели -12
Отрезок, который представляет съеденные мандарины, равен 12. На рисунке видно, что он равен сумме двух одинаковых отрезков, обозначающих мандарины, которые получил каждый ребенок, то есть 12:2=6(мандаринов).
Ответ: каждый ребенок получил по 6 мандаринов.
Задача№ 4.
Белка задала зайцу 6 задач. За каждое правильное решение задачи заяц получал 3 морковки, а за каждое неверное решение белка забирала у него 2 морковки. Сколько задач правильно решил заяц, если он получил 8 морковок?
Предположим, что заяц решил все задачи правильно, тогда у него должно быть 3х6=18 (морковок). Обозначим эти морковки треугольниками. Их будет 18.
Но заяц получил не 18 морковок, а всего лишь 8, то есть мы ему нарисовали 10 лишних морковок.
За каждую неправильно решенную задачу ему несправедливо выдали 3 морковки., да надо было забрать еще 2 морковки, то есть за каждую нерешенную задачу надо брать 3+2=5(морковок). Следовательно, 10 незаконно полученных морковок составляет 10:5=2 неправильно решенные задачи.
Ответ: заяц решил правильно 4 задачи.
Проверка:
3х4=12(морковок) заяц получил за правильно решенные задачи;
2х2=4(морковки) должен отдать за неправильно решенные задачи;
12-4=8(морковок) он получил.
Задача №5.
На КВН команде Почемучки было задано 10 вопросов. За каждый правильный ответ команде засчитывалось 5 очков, а за каждый неверный ответ снималось 2 очка. На сколько вопросов ответила команда верно, если она набрала 22 очка?
10х5-50
50-22=28
5+2=7
28:7=4
10-4=6
Ответ: 6 вопросов.
Предлагаемые упражнения и задачи способствуют успешно развивать у младших школьников математические навыки необходимые в реальной жизни.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Учителю, который до этого занимался с ребятами просто математикой как таковой, теперь придется на знакомом ему материале решать еще и новые нестандартные задачи. Значит, уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения, анализа и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления. Математика именно тот предмет, где можно в большей степени это реализовывать.
В.А. Сухомлинский писал: Страшная опасность- безделье за партой: безделье 6 часов ежедневно, безделье месяцы и годы- это развращает, морально калечит человека, и никакая школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок- ничто не может возместить упущенного в главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли. Многолетний опыт работы в школе, убедил меня в том, что развитие логического мышления является необходимым условием достижения прочных знаний учащимися, умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы позволяет достичь положительных результатов в обучении.