Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие математической грамотности младших школьников | Фирулева Ирина Александровна. Работа №346778. Номер работы: №346778

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Статья посвящена проблеме развития математической грамотности младших школьников. Рассматриваются основные подходы и методы, которые способствуют формированию базовых математических навыков у детей, а также их умению применять математические знания в повседневной жизни. Особое внимание уделяется необходимости формирования у школьников логического мышления, умения анализировать и решать задачи разного типа. Автор предлагает ряд практических рекомендаций для учителей начальных классов по организации учебного процесса, направленного на развитие математической грамотности.

         Ключевые слова: математическая грамотность, начальная школа, логическое мышление, задачи, методы обучения, числовые операции.

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Фирулева Ирина Александровна, учитель начальных классов

МБОУ ВМО "Семенковская основная школа имени С.В. Солодягина"

 

Аннотация: Статья посвящена проблеме развития математической грамотности младших школьников. Рассматриваются основные подходы и методы, которые способствуют формированию базовых математических навыков у детей, а также их умению применять математические знания в повседневной жизни. Особое внимание уделяется необходимости формирования у школьников логического мышления, умения анализировать и решать задачи разного типа. Автор предлагает ряд практических рекомендаций для учителей начальных классов по организации учебного процесса, направленного на развитие математической грамотности.

Ключевые слова: математическая грамотность, начальная школа, логическое мышление, задачи, методы обучения, числовые операции.

 

Развитие математической грамотности у младших школьников является одной из важнейших задач начального образования. Математика – это не просто набор правил и формул, это основа для формирования логического мышления и умения решать жизненные задачи. В условиях современного мира, когда человек сталкивается с большим количеством информации и необходимо быстро принимать решения, математическая грамотность становится неотъемлемой частью успешной адаптации к реальной жизни.

Математическая грамотность включает в себя не только знание арифметических операций, но и умение анализировать данные, делать выводы и применять полученные знания в различных ситуациях. На этапе начальной школы закладываются основы этих навыков, и задача учителя – организовать учебный процесс так, чтобы дети могли осваивать и закреплять математические знания через решение реальных задач.

Одним из ключевых аспектов в развитии математической грамотности является формирование у детей умения работать с числами. Это подразумевает не только механическое выполнение арифметических действий, но и понимание смысла этих операций. На уроках математики важно уделять внимание тому, чтобы дети осознавали, как и почему работают те или иные математические законы. Для этого можно использовать различные подходы: объяснение на конкретных примерах, работа с визуальными материалами, игры с числами.

Например, при обучении сложению и вычитанию учитель может использовать реальные предметы – кубики, игрушки или фрукты. Дети могут наглядно видеть процесс добавления или убавления, что помогает им лучше понять, как работают арифметические операции. Такой подход особенно эффективен в младших классах, когда абстрактное мышление еще только начинает формироваться, и детям проще работать с конкретными объектами.

Еще одним важным элементом развития математической грамотности является работа с задачами. Решение задач способствует не только закреплению теоретических знаний, но и развитию логического мышления, умения находить взаимосвязи между различными элементами задачи. Важно, чтобы задачи, которые предлагаются младшим школьникам, были разнообразными и интересными. Задачи, связанные с реальной жизнью, помогают детям увидеть, как математика применяется на практике.

Например, задача на покупку товаров в магазине не только учит сложению и вычитанию, но и показывает детям, что математика полезна в повседневной жизни. Это способствует формированию положительного отношения к предмету и повышает мотивацию к обучению.

При работе с задачами важно также учить детей анализировать условия задачи, выделять главное и находить наиболее подходящее решение. Для этого можно использовать метод пошагового решения: сначала разбираются условия задачи, затем формулируются возможные способы решения, и только после этого выполняются арифметические действия. Такой подход помогает детям лучше структурировать свои мысли и избегать ошибок.

Кроме традиционных заданий на вычисление, полезно включать в уроки игры и головоломки, развивающие логическое мышление. Например, игры на нахождение закономерностей в числовых рядах или решение логических задач могут быть не только интересными для детей, но и способствуют развитию математического мышления. Важно, чтобы такие игры были адаптированы к возрасту детей и соответствовали их уровню развития.

Одним из эффективных методов развития математической грамотности является использование дидактических игр. Игровая форма обучения позволяет детям легче усваивать материал и при этом сохранять интерес к предмету. Например, игра «Магазин», в которой дети выступают в роли продавцов и покупателей, помогает им учиться считать деньги, выполнять простые вычисления и анализировать цены. В процессе игры дети не только закрепляют знания, но и учатся применять их в конкретных ситуациях.

Особую роль в развитии математической грамотности играет работа с учебными пособиями и наглядными материалами. Например, таблицы, схемы, диаграммы и другие визуальные элементы помогают детям лучше понимать числовые взаимосвязи и закономерности. Учитель может использовать такие материалы для объяснения новых тем или для закрепления уже изученного материала. Важно, чтобы наглядные материалы были доступны для понимания детей и соответствовали их возрастным особенностям.

Современные информационно-коммуникационные технологии также могут быть полезны для развития математической грамотности. Мультимедийные программы, интерактивные задачи и приложения позволяют детям работать с математикой в увлекательной форме. Такие технологии помогают визуализировать сложные процессы, предоставляют возможность самостоятельно выбирать уровень сложности заданий и получают мгновенную обратную связь. Важно, чтобы учитель правильно подбирал такие ресурсы, чтобы они были направлены на развитие математического мышления, а не только на механическое выполнение вычислений.

Не менее важным аспектом является создание условий для того, чтобы каждый ученик мог работать в своем темпе. В классе всегда есть дети с разным уровнем подготовки, и задача учителя — организовать дифференцированный подход к обучению. Это может быть реализация индивидуальных заданий для учеников, которым требуется больше времени на усвоение материала, или наоборот, предоставление более сложных задач для учащихся с высокими способностями.

Таким образом, развитие математической грамотности младших школьников — это сложный, но важный процесс, который требует системного подхода. Учителю важно не только объяснять новые темы, но и стимулировать у детей интерес к математике, показывая, как знания могут быть применимы в реальной жизни. Использование разнообразных методов и подходов — от традиционных задач до игровых и интерактивных форм — позволяет каждому ученику успешно освоить базовые математические навыки и развить логическое мышление.

 

Список литературы

 

Дюкарева

, О. А. Развитие математической грамотности младших школьников / О. А.

Дюкарева

. —

Текст :

непосредственный // Школьная педагогика. — 2021. — № 1 (20). — С. 7-8. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/184/5900/ (дата обращения: 10.10.2024).

Лубсанова

Л.Б.,

Шадаров

Б.Г.

Учебные задачи как средство формирования математической грамотности младших школьников

// Общество: социология, психология, педагогика. 2022. №4 (96). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnye-zadachi-kak-sredstvo-formirovaniya-matematicheskoy-gramotnosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 10.10.2024).

Налимова

И.В.

, Приходько

В.А.

Межпредметные задания одно из средств развития математической грамотности младшего школьника // Вестник

Шадринского

государственного педагогического университета. 2022. №2 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhpredmetnye-zadaniya-odno-iz-sredstv-razvitiya-matematicheskoy-gramotnosti-mladshego-shkolnika (дата обращения: 10.10.2024).

Худякова М.А., Власова И.Н.,

Селькина

Л.В.

Концептуальные основы формирования функциональной математической грамотности младших школьников

// Управление образованием: теория и практика. 2022. №3 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-formirovaniya-funktsionalnoy-matematicheskoy-gramotnosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 10.10.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×