Развитие межпредметных связей на уроках химии | Рахимова Алина Айратовна. Работа №338461
В статье рассматривается значимость развития межпредметных связей на уроках химии для более полного усвоения знаний. Описываются методы интеграции химии с другими предметами, такими как биология, физика, география, экология, искусство, что способствует более глубокому пониманию взаимосвязей в мире и помогает ученикам применять полученные знания на практике. Подчеркивается важность сотрудничества учителей различных дисциплин для формирования у обучающихся системного мышления и развития гибких умений.
Развитие межпредметных связей на уроках химии
В процессе изучения химии обучающиеся сталкиваются с необходимостью использования знаний из других областей науки. Например, для понимания строения атома и Периодического закона необходимо знание физики, а для изучения химических процессов в живых организмах — биологии. Математика помогает анализировать химические данные и решать задачи, а география предоставляет информацию о распределении природных ресурсов. История науки позволяет понять развитие химических знаний и технологий на протяжении времени, а экология требует понимания химических процессов и их последствий.
Использование межпредметных связей в процессе обучения химии способствует формированию у обучающихся целостной картины мира и развитию их интеллектуальных способностей. Это также помогает им лучше понимать и запоминать учебный материал, так как он становится более интересным и значимым для них.
Например, при изучении темы «Химические реакции» можно предложить обучающимся задачу, которая требует применения знаний из других предметов. Например, задача может быть такой: «При сгорании 10 г некоторого вещества образовалось 22,4 л углекислого газа и 7,2 г воды. Определите формулу вещества». Для решения этой задачи необходимо знать закон сохранения массы веществ, уметь составлять уравнения химических реакций и производить расчёты по ним. Также необходимо уметь переводить объём газа в количество вещества и массу вещества в количество молей. Все эти умения являются межпредметными.
Ещё одним примером может служить задача, связанная с экологией. Задача может звучать так: «Рассчитайте, сколько углекислого газа выделится при сжигании 1 тонны угля. Сравните полученный результат с объёмом углекислого газа, который поглощается растениями при фотосинтезе за год. Сделайте вывод о влиянии сжигания угля на окружающую среду». Для решения этой задачи необходимы знания по химии (уравнение реакции горения угля), математике (расчёты по уравнению реакции) и экологии (объём углекислого газа, поглощаемый растениями).
Для развития межпредметных связей можно использовать различные методы и приёмы обучения:
Решение задач с
межпредметным
содержанием.
Примеры:
А) Химия и биология: Рассмотрите процесс фотосинтеза как пример взаимодействия химических процессов с биологическими. Попросите учеников рассмотреть реакции, происходящие во время фотосинтеза, и объяснить, какие химические элементы и соединения участвуют в этом процессе.
Б) Химия и география: Изучите влияние химических процессов на формирование природных ресурсов, таких как нефть, природный газ или минералы. Попросите учеников рассмотреть происхождение этих ресурсов, химические процессы, приводящие к их образованию, и методы их добычи.
В) Химия и экология: Проведите исследование о загрязнении окружающей среды определенными химическими веществами (например, пестицидами, тяжелыми металлами) и его влиянии на экосистему. Попросите обучающихся рассмотреть последствия загрязнения для живых организмов и предложить способы минимизации негативного воздействия.
Г) Химия и математика: Решите задачу о расчете концентрации раствора определенного химического вещества. Попросите обучающихся использовать знания о молярной массе, объеме раствора и количестве вещества для расчета концентрации.
Проведение интегрированных уроков.
Н
есколько примеров интегрированных уроков по химии:
А) Химия и физика:
Урок о физико-химических свойствах веществ.
Обучающиеся
могут изучить влияние температуры, давления и других физических параметров на химические реакции.
Исследование электрохимических процессов.
Обучающиеся
могут изучить основные принципы работы гальванических элементов и электролиза.
Б) Химия и биология:
Урок о биохимических процессах в организме человека.
Обучающиеся
могут изучить химические реакции, происходящие при пищеварении, дыхании и других биологических процессах.
Исследование химического состава клеток и органелл.
Обучающиеся
могут узнать о роли различных химических веществ в клетках и их влиянии на жизнедеятельность организма.
В) Химия и математика:
Решение задач на расчет количества вещества, массы реакционной смеси и других параметров химических реакций с использованием математических формул.
Исследование закономерностей изменения концентрации вещества во времени в рамках кинетики химических реакций.
Г) Химия и экология:
Урок
о химическом составе атмосферы и его влиянии на климат и окружающую среду.
Исследование методов очистки воды и воздуха от загрязняющих веществ с использованием химических процессов.
Д) Химия и искусство:
Урок о химических процессах в процессе создания красок, керамики, стекла и других материалов.
Исследование химических реакций, происходящих при создании различных видов пигментов и красителей.
Проектная деятельность.
Проектная деятельность позволяет
об
уча
ю
щимся применять знания из разных областей для решения практической задачи.
Примеры проектов:
А) Проект «Исследование химических свойств веществ»:
Сравнительный анализ свойств различных веществ (например, металлов, неметаллов, солей) с целью выявления их химических особенностей.
Исследование влияния различных факторов (температура, давление, концентрация) на химические реакции.
Б) Проект «Химия в повседневной жизни»:
Изучение химических процессов, происходящих в быту (например, при приготовлении пищи, уборке, уходе за собой) и их влияния на окружающую среду.
Разработка экологически чистых средств для уборки или ухода за телом на основе знаний о химии.
В) Проект «Химия и экология»:
Изучение проблем загрязнения окружающей среды и разработка способов ее очистки с использованием химических методов.
Создание проекта по уменьшению использования пластика и других вредных материалов на основе знаний о химических свойствах материалов.
Г) Проект «Химия и технологии»:
Исследование химических процессов, используемых в промышленности (например, при производстве пластмасс, текстиля, косметики).
Разработка нового продукта или технологии на основе химических знаний (например, создание экологически чистого удобрения или эффективного косметического средства).
Использование информационных технологий.
Использование информационных технологий на уроках химии поможет сделать учебный процесс более интерактивным, увлекательным и эффективным
.
Примеры использования информационных технологий на уроках химии:
А) Интерактивные презентации:
Создание интерактивных презентаций с использованием программы
PowerPoint
или других инструментов, чтобы визуализировать химические процессы, реакции и структуры молекул.
Вставка
анимаций
, видеороликов или интерактивных элем
ентов для наглядного объяснения.
Б) Интерактивные задания и тесты:
Создание интерактивных заданий и тестов с помощью онлайн-платформ, так
их как
Forms
,
Kahoot
,
Plickers
, для проверки знаний
учеников
и повторения материала.
Использование игровых элементов (на
пример,
квизы
, головоломки
и пр.
) для закрепления
материала.
В) Виртуальные лаборатории:
Проведение виртуальных химических экспериментов с помощью онлайн-лабораторий, таких как
ChemCollective
или
Virtual
ChemLab
, где
обучающиеся
могут безопасно исследовать различные химические процессы.
Использование виртуальных симуляций для изучения химических законов и явлений (например, законов сохранения массы и энергии).
Г) Интерактивные доски и онлайн-ресурсы:
Использование интерактивных досок (например, SMART
Board
) для демонстрации химических процессов и взаимодействия
с учениками.
Использование онлайн-ресурсов, таких как
YouTube
-каналы, научные блоги или электронные учебники, для дополнительного изучения химии и получения новых знаний.
Таким образом, межпредметные связи позволяют обучающимся увидеть взаимосвязи между различными дисциплинами и применять полученные знания и навыки на практике в различных областях. В современном мире, где многие проблемы требуют междисциплинарного подхода, развитие межпредметных связей становится ключевым элементом образования, способствуя формированию комплексного мышления и широкого кругозора у обучающихся.