Развитие мелкой моторики через различные виды деятельности | Лилия Петровна Степанова. Работа №330156
: Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Основные направления работы с детьми на занятиях. Пальчиковая гимнастика (театр на руке, игры с пальцами). Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок). Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков. Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение). Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
Программа по самообразованию
«Развитие мелкой моторики через различные виды деятельности».2020-2021 уч. г.
Воспитатель: Степанова Л.П.
Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Задачи: Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук; Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук; Улучшить общую двигательную активность. Содействовать нормализации речевой функции. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Актуальность выбранной темы: На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Значение развития тонкой моторики рук в раннем и дошкольном возрасте: Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Основные направления работы с детьми на занятиях. Пальчиковая гимнастика (театр на руке, игры с пальцами). Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок). Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков. Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение). Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров). Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий). Игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью или цветными крышками нахождение заданных предметов, угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.
Месяц
Мероприятие, тема
Источник
Краткое содержание
Отметка о
выполнении
1
2
3
4
5
Сентябрь - октябрь
• Изучение опыта педагогов ДОУ
(сентябрь- октябрь) Изучение литературы.
Работа с детьми: 1.Заучивание пальчиковой игры «Замок». 2.Пальчиковая игра «Месим тесто». 3.Обучение детей игре «Шнуровка». 4.Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка». 5.Настольная игра «Мозаика».6. Игра «Подари курочкам красивые хвостики» 7.Игра «Я катаю мой орех». 8.Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
Работа с родителями: Оформление уголка для родителей: советы рекомендации по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Беседа «О необходимости развитие мелкой моторики»
Наблюдение и практическая работа.
1. О.А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»
2. Г.Г. Галкина «Пальцы помогают говорить»
Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность "прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Выполнено
Ноябрь
• Изучение методик и технологий педагогов в Интернете
(в течении года)
Изучение литературы.
Работа с детьми: 1.Заучивание пальчиковой игры «Капуста».
2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки».
3.Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».
4.Конструирование из палочек «Лесенка», «Дом».
6.Повторение игр на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
«Пальчиковая гимнастика «Семья «Собирать пальчики в ладошку и разгибать поочередно, начиная с мизинца.
Подвижная игра «Зарядка «Упражнять детей в выполнении движений, согласно тексту.
Упражнение «Пуговицы «Формировать умения детей выкладывать простейший узор из пуговиц.
Самомассаж «Ручки греем «Развивать умения выполнять движения по внешней стороне ладони.
Игра» Художник «Развивать умения рисовать с помощью волшебной палочки или пальчиком
Работа с родителями:
Памятка «Пальчиковые игры для малышей.
Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
Пальчиковые игры подобраны на каждую неделю и проводятся во время утреннего сбора
Выполнено
Декабрь
Изучение литературы.
Создание картотеки игр по восприятию. Пополнение уголка новыми играми.
Работа с детьми: 1.Учить детей одевать и раздевать кукол.
2.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка».
3.Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик».
4. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).
5.Пальчиковая игра «Лыжи» (использование крышек от пластик. Бутылок).
7 Заучивание пальчиковой игры «Пирожки» ,
Пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки «Упражнять в поочередном соединении большого пальчика с остальными левой и правой рукой вместе.
Конструирование «Башенка «Привлекать детей к конструированию башенки. Знакомить с деталями строительного материала.
Д/и «Рисуем на крупе «Укреплять и развивать мелкую моторику пальцев рук.
Настольная игра «Мозаика «Развивать координацию движений пальцев ведущей руки.
Подвижная игра «Лохматый пес» Упражнять в выполнении движений, согласно тексту.
Работа с родителями: Индивидуальные беседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания»
2.Источники интернета.
Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.
Работа над созданием картотеки начата. Помочь родителям в создании благоприятных условий для общения с детьми
Выполнено
1
2
3
4
5
Январь
Изучение методической литературы.
Работа с детьми: 1.Разучивание пальчиковых игр «Карандаш», «Орехи», «Дорожка». Повторение пальчиковой игры «Капуста», «Пирожки», «Замок».
2.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).
3.Пальчиковая игра «Художник» ( с помощью «волшебной палочки» или пальчиком)
4.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».
5.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).
Игра «Веселые упражнения с карандашом «Формировать умения раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук
. Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка». Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу.
Игра «Лепим снежки «Развивать умения скатывать шарики разного размера из салфеток.
Работа с родителями: Рекомендации для родителей: «Развитие мелкой моторики несколько идей, чем занять ребенка дома.»
.
Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
Иногда воспитатель должен принять и непосредственное участие в игре.
Е. И. Тихеева обращала внимание педагогов на необходимость руководить играми детей.
Выполнено
Февраль
Изучение методической литературы.
Работа с детьми: 1.Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста»
2.Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии).
3. Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка».
4.Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.
5.Настольные игры «Мозаика», «Ассоциации»
Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками)
Д/и «Массажный мячик «Развивать сгиба тельные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук.
Пальчиковая гимнастика «Пять пальцев» Упражнять детей в поочередном касании пальчиков, начиная с большого, запоминать названия каждого из них.
Самомассаж «Добываем огонь «Формировать умения энергично растирать ладони друг о друга.
Конструирование из палочек «Лесенка «Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу.
Д/и «Уложим куклу спать «Упражнять в закреплении навыков
Работа с родителями: Консультация для родителей «Играем с детьми дома»
Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка.
Овладевая движениями, дети совершенствуют двигательные навыки, у них
развиваются мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация,
улучшается осанка, повышается жизненный тонус. В процессе двигательной
активности в коре головного мозга у ребенка быстрее устанавливаются условно-
рефлекторные связи, а значит, интенсивнее происходит его всестороннее развитие.
Сформированность мелкой моторики ребенка можно понаблюдать при
рисовании или закрашивании. Если он постоянно переворачивает лист, не может
менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит,
уровень развития мелкой моторики недостаточный и необходима
соответствующая тренировка, иначе отставание в овладении графическим
навыком письма в школе будет значительным
Выполнено
Март
Изучение литературы.
Работа с детьми: 1.Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки».
2.Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».
3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья» 4.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».
5.Изготовление подарков к «Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы -комбинированная аппликация из бумаги и салфеток).
6.Игра «Прищепки»
7.Работа с карандашом: «Соедини все точки друг с другом», «Выбери на рисунке все цветы из других предметов и соедини их друг с другом линиями».
Пальчиковое рисование «Букетик для мамы» Развивать умения детей рисовать пальчиками
. Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик..»Формировать умения поочередно разгибать пальчики
. Конструирование «Машина «Развивать умение сооружать машину, знакомить с деталями строительного материала.
Самомассаж «Стряпаем» Развивать умения имитировать скатывание колобков.
Застегивание и расстегивание пуговиц. Формировать умения детей просовывать пуговицу в большое отверстие.
Работа с родителями:
Консультация «Роль пальчиковой гимнастики в развитие речи детей»
Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
Начинать играть с ребёнком можно с колясочного возраста. Сперва все движения взрослый делает руками малыша. По мере освоения движений ребёнок начинает делать их сам, а взрослый только проговаривает. Постепенно ребёнок сможет и проговорить, и сделать все предлагаемые в этой книжке упражнения сам. Это очень полезно для малыша: такие занятия развивают координацию движений кистей и пальцев рук, а значит, помогают развитию речи и мышления.
Кроме того, потешки могут включаться в комплекс упражнений для малыша или могут начинать и заканчивать сеансы массажа.
Выполнено
Апрель
Изучение методической литературы.
Совместное с родителями пополнение дидактических игр для развития мелкой мускулатуры, внимания. (в течении года)
Презентация для родителей: «Что мы умеем»
Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
В книге представлены пальчиковые игры, комплексы упражнений и массажа для развития мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста.
Советы и рекомендации опытного специалиста не только помогут правильно организовать занятия, но и сделают их увлекательными и необременительными для малыша..
Выполнено
Май
Изучение методической литературы.
• Проведение диагностики по речевому развитию воспитанников
Изучение статей в журналах:
«Воспитатель в ДОУ»
«Дошкольное воспитание»
«Ребенок в детском саду»
«Обруч»
Выполнено