"Развитие мелкой моторики детей " | Иосафова Ирина Александровна. Работа №319907
Работа по самообразованию. Включает в себя план и исследовательскую деятельность. Все поставленные ели были достигнуты.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей в раннем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной деятельности ребенка. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №20 «Дюймовочка» Гайского городского округа http://mbdou20.ucoz.com/
Работа по самообразованию на тему:
«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством игровой и продуктивной деятельности»
Воспитатель Иосафова Ирина
Александровна, стаж работы 2 года
Гайский городской округ. 2020 год
План работы по самообразованию на 2020-2021 год.
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством игровой и продуктивной деятельности»
Цель: развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством дидактических игр, игрушек, а также в процессе занятий продуктивной деятельностью: лепка, рисование.
Задачи: 1. Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
2. развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста посредством дидактических игр, игрушек, лепки и рисования.
3. Развивать тактильную чувствительность рук детей.
Раздел плана
Сроки
Форма работы
Практический выход
Изучение литературы.
Сентябрь, октябрь
Изучение методической литературы Антакова-Фомина Л.В. «Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук» Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», И.А. Ермакова "Развиваем мелкую моторику у малышей"; Нугаева Р.Р. «Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и ее влияние на развитие личности дошкольника», Плутaeвa E. «Рaзвитиe мeлкoй мoтoрики у дeтeй 2-4 лeт», Рожков О.П., Дворова И.П. «Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни: Метод. Рекомендации», Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников». Цвынтaрный В.В. «Игрaeм пaльчикaми и рaзвивaeм рeчь». Эльконин Д.Б. «Психология развития» в сети интернет, исследование актуальности выбранной темы.
План работы по самообразованию, теоретическая часть: постановка цели, задач, актуальности выбранной темы, диагностика умений детей на начало учебного года.
Практическая часть работы.
Ноябрь
Проведение пальчиковых игр («Сорока-ворона», «Ладушки», «Семья» и др.).
Консультация для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей»
Фото, консультация на сайт детского сада.
Декабрь
игра «Пирамидки» ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей собирать пирамидку в правильном порядке, развивать глазомер, мелкую моторику
Д/игра "Вкладыши". ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей вкладывать одну форму в другую, соизмеряя величину и форму предмета, развивать мелкую моторику. Пальчиковая гимнастика "Пальчики, здравствуйте!" ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей соприкасаться поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.
Работа с родителями: Внесение консультации «Чем занять ребенка? Развиваем мелкую моторику»
Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста»
Фотографии игр с детьми. Консультация для родителей. Консультация для педагогов на сайт.
Январь
Игра "Напольная мозаика" Цель: развитие мелкой моторики, фантазии.
Игра "Солнышко" Цель: развитие мелкой моторики, желания помочь солнышку быть радостным.
Работа с родителями: консультация «Пальчиковые игры и для чего они нужны?»
Фотоотчёт. Пополнение предметно-развивающей среды играми с прищепками. Консультация.
Февраль
«Играем со снегом» Цель: развивать мелкую моторику, дать понятие о том, что из снега можно лепить. Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
размещение консультации для педагогов на сайт, фото игр со снегом.
Март
Лепка как средство развития мелкой моторики.
Игра «Лабиринт» Цель: развитие мелкой моторики.
«Лото «Окружающий мир» Цель: развитие мелкой моторики, внимания.
Работа с родителями: внесение консультации «Пальчиковые игры и упражнения для малышей: занимаемся дома»
Фото с занятий продуктивной деятельностью, конспекты занятий, консультация на сайт.
Апрель
Рисование как средство развития мелкой моторики.
Игра с прищепками «Овощи». Цель: развивать мелкую моторику.
Диагностика состояния мелкой моторики. Работа с родителями: презентация «Мы развиваем мелкую моторику»
Фото с занятий продуктивной деятельностью, конспекты занятий. Диагностика.
Презентация на сайт детского сада.
Составление отчета по работе.
Май
Подведение итогов проведенной работы.
Отчет о проделанной работе.
Условия возникновения опыта
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей в раннем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной деятельности ребенка. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Что такое мелкая моторика? Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мелкой моторики относится большое разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Значение мелкой моторики 1. Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. 2. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе. 3. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания. Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».
По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. Также она отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга. По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Дети любят махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в "Сороку - белобока, показывать "козу рогатую". Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже - с различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша.
Также огромное влияние на развитие мелкой моторики оказывает продуктивная деятельность: занятия лепкой, рисованием, позже- аппликацией. Помимо мелкой моторики, при занятиях лепкой или рисованием, вырабатывается образное мышление, развивается фантазия.
Мелкую моторику рук развивают: различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;
игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых);
игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.;
рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.);
лепка из глины, теста, пластилина, мокрого песка;
рисование пальчиками, ладошками, нетрадиционными предметами (губкой, щеткой и т.п.);
застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.
Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Свою работу по развитию мелкой моторики проводила с детьми 2 групп общеразвивающей направленности. В группу приходят дети “домашние”, у них не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики.
Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук.
Диагностику проводила по следующим критериям:
1. упражнение «Фонарики»,
2. сжимание и разжимание кулачков,
3. потирание кулачков,
4. сминание бумаги в кулаке.
Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень: точное воспроизведение движения.
Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.
Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения.
Проведенная диагностика развития мелкой моторики показала, что 70% вновь пришедших детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, а 30% - средний.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями.
Цель работы: развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством дидактических игр, игрушек и продуктивной деятельности.
Задачи: 1. Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
2. развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста посредством дидактических игр, игрушек и продуктивной деятельности.
3. Развивать тактильную чувствительность рук детей.
Предполагаемый результат: 1. Усовершенствована предметно – развивающая среда; 2. Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка.