Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста при помощи пластилина | Пинчук Анастасия Юрьевна. Работа №353966

Дата публикации:
Автор:
Описание:

в статье представлены основные аспекты пластилинографии, которая обладает положительным потенциалом для развития детского организма. Отмечается актуальность данного вида искусства с точки зрения того, как лепка из пластилина развивает моторику рук. Кроме того, рассмотрены иные аспекты положительного влияния лепки на общее интеллектуальное и психическое развитие ребенка. Приводится классификация методик пластилинографии. Отдельно акцентируется внимание на выборе материала и видах пластилина, указываются его уникальные свойства. В зависимости от возраста предусмотрены различные тематические занятия и методики работы с пластилином.

 

 

 

 

 

 

Тема: Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста при помощи пластилина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Пинчук А.Ю


 

Аннотация: в статье представлены основные аспекты пластилинографии, которая обладает положительным потенциалом для развития детского организма. Отмечается актуальность данного вида искусства с точки зрения того, как лепка из пластилина развивает моторику рук. Кроме того, рассмотрены иные аспекты положительного влияния лепки на общее интеллектуальное и психическое развитие ребенка. Приводится классификация методик пластилинографии. Отдельно акцентируется внимание на выборе материала и видах пластилина, указываются его уникальные свойства. В зависимости от возраста предусмотрены различные тематические занятия и методики работы с пластилином.

Ключевые слова: пластилин, лепка, пластилинография, моторика рук, дошкольный возраст, развитие, дошкольное обучение, занятия.

 

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. [4] Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент развития умственных процессов и от того, насколько качественно этот процесс проходит, зависит общее развитие ребенка. Таким образом, развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте является важной и социально значимой стадией развития детского организма, что обуславливает актуальность выбранной темы.

В исследованиях Е.Н. Вавиловой, В.А. Муравьева, Н.Н. Назаровой, М.Ю. Кистяковского рассматриваются особенности развития моторных функций у дошкольников. Взаимосвязь развития мелкой моторики и развития письменной и устной речи дошкольников посвящены работы таких исследователей, как М.Б. Елисеева, Ю.Н. Караулов, М.М. Кольцова, М.И. Лисина, Е.Е. Ляско, Ф.А. Сохин, О. Ушакова, С.Н. Цейтлин. Исследованиями влияния пластилинографии на развитие мелкой моторики рук занимались такие ученые, как Халезова Н.Б., Пантюхина Г.В.

Для развития мелкой моторики рук очень хорошо подходит техника пластилинография. И к тому же это отличная возможность развития творческих способностей, так как пластилинография – это еще и декоративно-прикладное искусство. [8]

Пластилинография – это создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Помимо всего прочего пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает ручную умелость и мелкую моторику рук, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности.

Данная техника выбрана не случайно, так как это увлекательное занятие, что облегчает порог вхождения для занятий. Это осязаемый вид художественного творчества, и ребенок на интуитивном уровне понимает, что от него требуется. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Таким образом, моторика рук задействована более чем продуктивно и результативно. [6]

Пластилин является основным материалом для занятий пластилинографией. Отметим его уникальные свойства:

Во-первых, пластилин замечательно пластичен, он легко принимает любую форму, раскатывается, разминается и ложится на поверхность любым слоем. Иными словами, рисование пластилином очень удобно: художник имеет дело с необычайно послушным материалом.

Второе замечательное свойство – это вязкость, «прилипчивость».

Третий из секретов пластилина – цветность. Разнообразие цветов и оттенков выпускаемого пластилина само по себе дает широкие возможности, но этим пластилиновая «палитра» не ограничивается.

Работа с пластилином – достаточно трудное занятие для неокрепших детских пальчиков. Поэтому, во-первых, пластилин для пластилинографии должен соответствовать необходимым требованиям (твердую массу разогреть в теплой воде); во-вторых, во время создания лепной картинки необходимо менять виды деятельности, делая паузы, чтобы предотвратить переутомление малыша. [5]

Выбор пластилина играет немаловажную роль, так как свойства материалов различимы, что сказывается на занятиях лепкой.

Пластилин отечественного производства доступен и повсеместно распространен. Он достаточно прочный – с поделками из него можно долго играть не опасаясь, что они развалятся. Из-за его свойств отдельные элементы легко соединяются между собой, образуя устойчивую композицию. Обычный пластилин не подходит для первых экспериментов с лепкой, так как он недостаточно податлив и имеет состав, не рекомендованный для малышей.

Импортный пластилин отличается от отечественной исключительной мягкости и яркостью, которую ему придают натуральные красители. Он не пачкает руки и одежду, легко очищается. Из-за его податливой фактуры и состава из растительных компонентов он рекомендуется для самых маленьких детей.

Глина мягкая и приятная на ощупь. Она превосходно сохраняет форму, поэтому поделки могут храниться неограниченное время. Это недорогой и доступный материал, который, к тому же, можно раскрашивать. Минусы глины – любая поделка требует сушки.

Паста для моделирования дарит приятные тактильные ощущения и напоминает глину. При этом ее не нужно сушить, так как она затвердевает при контакте с воздухом. И, точно так же, как изделия из глины, поделки из пасты можно раскрашивать.

Тесто отличается своей мягкостью и податливостью. Абсолютно безопасен – в состав входит мука, соль и вода. Поделки из теста сохнут в течение 12-ти часов. Кроме того, они размокают при контакте с водой.

Шариковый пластилин – превосходный материал для развития мелкой моторики. Он не прилипает к рукам и обладает яркими, сочными цветами. Сохнут поделки из шарикового пластилина около суток, сохраняя даже после высыхания хрупкость. [7]

Пластилинография – это целый пласт развивающих методик, если смотреть на это занятие с точки зрения образовательного процесса. Методики занятий с пластилином разнятся в зависимости от использования дополнительных элементов и сложности выполнения заданий. Обычно выделяют мозаичную, прямую, контурную, модульную, многослойную и фактурную пластилинографию.

Мозаичная пластилинография – изображение лепной картины с помощью шариков из пластилина. Такая техника наиболее простая, так как элементы все одинаковые – пластилиновые шарики.

Прямая пластилинография – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности. В данной технике работают в основном все дети, начиная с раннего возраста.

Контурная пластилинографиия – изображение предмета при помощи жгутиков.

Модульная пластилинография – изображение лепной картины с использованием различных элементов - валиков, шариков, дисков.

Многослойная пластилинография – объемное изображение лепной картины с последовательным нанесением нескольких слоев.

Фактурная пластилинография - изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности с более выпуклым изображением.

Таким образом, тот или иной вид пластилинографии определяет требования к навыкам детей.

Для успешного освоения детьми техники пластилиновой живописи и лепки важна поэтапность: дети знакомятся с пластилином и учатся простым приемам постепенно переходя более к сложным.

В связи с тем, что работа с пластилином связана с цветоразличением, рабочее место ученика должно быть хорошо освещено. Свет должен быть естественным, падать равномерно.

Педагогические методы занятий пластилинографией с детьми дошкольного возраста в основном представлены следующим образом:

Словесные методы (объяснение, беседа, дискуссия. Педагог объясняет порядок исполнения приемов

пластилинографии

);

Наглядные методы (иллюстрации и демонстрации. Педагог показывает ребятам образцы готовых картин и схемы поэтапного выполнения поделки);

Практические методы (дети отрабатывают приемы различных техник

пластилинографии

, экспериментируют с сочетанием цветов, а также придумывают игровые действия с готовыми поделками);

Методы проблемного обучения (подведение итогов — коллективный просмотр).

[3]

Занятия планируются в виде тематических блоков, то есть темы занятий разных учебно-образовательных направлений интегрируются.

В младших группах дети только знакомятся с пластилинографией, поэтому темы предполагают изготовление поделок с крупными элементами и не слишком изогнутыми линиями: это, как правило, простые фигуры вроде мухомора, деревьев, снеговика, сказочных персонажей (Теремок, Колобок). [2]

В старшей группе тематику дополняют занятия, посвященные изучению народного декоративно-прикладного искусства: это элементы фольклора – матрешка, гжель, изба, гребень.

В подготовительной группе в тематику включаются также темы, предполагающие усложнение техники пластилинографии:

«Кошка» (ребята тренируют навык создания перехода от светлых оттенков к темным);

«Одежда» (дети разрабатывают дизайн одежды, используя разные виды техники — прямой, контурный);

«Ваза с цветами» (на этой теме дети учатся создавать фактурные изображения).

Таким образом, занятия лепкой могут комплексно воздействовать на развитие ребенка.

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.

Наиболее предпочтительным материалом для лепки является шариковый пластилин, так как он не липнет к поверхностям и одежде и больше подходит для работ на плоских поверхностях и для лепки небольших фигурок.

В результате изобразительной деятельности у ребенка появляется возможность создать продукт как репродуктивного, так и творческого характера (по собственному замыслу), что позволяет наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми дошкольного возраста — развитие самостоятельного детского творчества.

 

 

 

 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Возрастная и педагогическая психология. Учебник для студентов

пед

. институтов / Под ред. Петровского А.В. – 2-е изд.,

исправ

.

и

допол

. – М.: Просвещение. – 1979 – 288 с.

Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. Из опыта работы; Детство-Пресс - Москва, 2011. - 128 c.

Янушко

Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года); Мозаика-Синтез - Москва, 2010. - 280 c.

Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. - М.: Академия, 2010. - 284 с.

Гаврина

С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. - Ярославль: Академия развития, 2012. - 165 с.

Козлова, А. М. Дошкольное образование / А.М. Козлова, Е.В. Никифорова, Н.А.

Скопинова

. - М.: ЦГЛ, 2017. - 958 c.

Волкова, Наталия Разноцветный пластилин. Оригинальные поделки для веселого творчества / Наталия Волкова. - М.:

Эксмо

, 2011. - 593 c.

Адамчик

, М. В. Все секреты пластилина. Развиваем моторику рук / М.В.

Адамчик

. - М.:

Астрель

, 2014. - 996 c.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×