Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие мелкой моторики детей средствами пластилинографии | Лихарева Наталья Александровна. Работа №347738

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются особенности применения пластилинографии как эффективного средства развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Мелкая моторика играет важную роль в общем развитии ребёнка, влияя на координацию движений, развитие речи, внимания и познавательных процессов. Пластилинография, как творческий вид деятельности, помогает формировать навыки работы с пальцами и кистями рук, одновременно способствуя развитию воображения и креативного мышления. Описаны основные методики работы с пластилином, приёмы и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.

Ключевые слова: мелкая моторика, дошкольники, пластилинография, творческое развитие, сенсорное развитие, координация движений.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ

Лихарева Наталья Александровна, воспитатель

ГБОУ «Школа № 2025», г. Москва

Аннотация. В статье рассматриваются особенности применения пластилинографии как эффективного средства развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Мелкая моторика играет важную роль в общем развитии ребёнка, влияя на координацию движений, развитие речи, внимания и познавательных процессов. Пластилинография, как творческий вид деятельности, помогает формировать навыки работы с пальцами и кистями рук, одновременно способствуя развитию воображения и креативного мышления. Описаны основные методики работы с пластилином, приёмы и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.

Ключевые слова: мелкая моторика, дошкольники, пластилинография, творческое развитие, сенсорное развитие, координация движений.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста — это важная задача, стоящая перед воспитателями, поскольку мелкая моторика тесно связана с другими аспектами детского развития: координацией движений, сенсорной интеграцией, развитием речи и когнитивных процессов. Одним из эффективных и увлекательных способов развития этих навыков является пластилинография — творческая деятельность, связанная с созданием изображений из пластилина.

Работа с пластилином помогает развивать не только мелкую моторику, но и стимулирует творческое воображение, усидчивость, внимание и самостоятельность детей. Процесс создания картин из пластилина вовлекает ребёнка в многосенсорную активность, где он учится управлять руками, формируя и соединяя детали, при этом развивая тактильные ощущения и пространственное мышление.

Важность развития мелкой моторики у дошкольников

Мелкая моторика включает координацию мелких мышц кистей рук и пальцев, которая необходима для выполнения точных и мелких движений. Развитие этих навыков в дошкольном возрасте является основой для последующего обучения письму, самостоятельной деятельности, а также способствует улучшению речи, так как в процессе моторных упражнений активизируются зоны мозга, отвечающие за речевую функцию.

Недостаточное развитие мелкой моторики может приводить к трудностям в обучении, замедленному развитию речи и общему снижению успеваемости ребёнка. Поэтому очень важно своевременно включать в образовательный процесс упражнения, развивающие мелкую моторику, включая лепку, рисование, аппликации и пластилинографию.

Пластилинография как метод развития мелкой моторики

Пластилинография представляет собой создание изображений на поверхности с использованием пластилина. Этот вид деятельности отличается своей доступностью, простотой в организации и привлекательностью для детей. Он способствует развитию целого ряда навыков:

Тренировка пальцев и рук. Работа с пластилином требует точных движений, связанных с лепкой мелких деталей, их раскатыванием, прижиманием и моделированием.

Координация движений. Постепенная работа с мелкими частями требует точности и согласованности движений обеих рук, что развивает координацию.

Развитие воображения и творческого мышления. Пластилинография позволяет детям выразить свои идеи через объёмные изображения, что стимулирует фантазию и креативность.

Сенсорное развитие. Контакт с пластилином активизирует тактильные ощущения, что особенно важно для детей с задержками в сенсорном развитии.

Этот метод особенно эффективен для детей с задержками развития моторики, так как работа с пластилином позволяет развивать эти навыки в игровой и творческой форме, что делает процесс увлекательным и мотивирующим.

Методика работы с пластилинографией

Организация занятий по пластилинографии требует от воспитателя подготовки подходящих материалов и задач, соответствующих возрастным особенностям детей. Вот несколько ключевых методов и упражнений, которые можно использовать на занятиях:

Катание «колбасок» и шариков. Это простое упражнение помогает развивать силу пальцев и точность движений. Дети могут использовать «колбаски» для создания линий, рамок и контуров, а шарики — для моделирования мелких деталей, таких как глаза или цветочные лепестки.

Прижимание пластилина к основе. Один из важных навыков — это правильное прижимание пластилина к поверхности. Это упражнение помогает детям научиться дозировать усилия, при этом развивая силу пальцев и координацию движений.

Создание текстур и узоров. Детям предлагается создавать различные текстуры и узоры на пластилине с помощью инструментов или пальцев. Это развивает тактильные ощущения и улучшает координацию движений.

Создание объемных изображений. Важно, чтобы дети учились работать с пластилином не только на плоской поверхности, но и в объёме, моделируя различные фигуры. Это развивает пространственное мышление и стимулирует креативность.

Примеры упражнений для занятий

«Цветочная поляна». Дети создают цветы из раскатанных «колбасок» и шариков. Это задание развивает умение работать с формами и цветами.

«Зоопарк». Предложите детям слепить животных, используя разные формы и текстуры пластилина. Это стимулирует воображение и мелкую моторику.

«Домик мечты». В этом упражнении дети создают объёмные строения, добавляя окна, двери и другие детали. Это задание тренирует координацию и внимательность.

Рекомендации по организации занятий

Для успешного внедрения пластилинографии в образовательный процесс воспитатель должен следовать нескольким рекомендациям:

Учёт возрастных особенностей. Важно выбирать задания, соответствующие уровню развития детей. Для младших групп подходят простые задачи с крупными деталями, а для старших — более сложные изображения с мелкими элементами.

Интеграция с другими видами деятельности. Пластилинографию можно интегрировать в другие виды занятий, такие как сказкотерапия или развитие речи. Например, после чтения сказки дети могут создавать персонажей или сцены с использованием пластилина.

Создание позитивной атмосферы. Важно поощрять детей за их старания, поддерживать их творческие начинания и помогать им развивать свои способности.

Пластилинография — это не только увлекательная и творческая деятельность, но и мощное средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Она помогает укреплять пальцы и кисти рук, улучшать координацию движений, развивать воображение и креативное мышление. Включение пластилинографии в образовательный процесс способствует более гармоничному развитию ребёнка, помогая ему осваивать важные навыки, необходимые для дальнейшего обучения и успешной социализации.

Список литературы

Коновалова, Г. А. Играем — мелкую моторику развиваем! / Г. А. Коновалова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 59-60. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11347/

Комиссарова, Л. В. Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста / Л. В. Комиссарова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 109-111. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13953/

Уразова Кристина Александровна, Галкина Наталия Александровна Пластилинография, как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста // Современное педагогическое образование. 2023. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/plastilinografiya-kak-sredstvo-razvitiya-melkoy-motoriki-detey-doshkolnogo-vozrasta

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×