Развитие мелкой моторики как основа для формирования речи у детей с ОВЗ | Аулова Елена Александровна. Работа №350902
Аннотация. В статье рассматриваются важные аспекты взаимосвязи мелкой моторики и речевого развития у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Раскрывается значение развития мелкой моторики для формирования речи у детей, предлагаются эффективные упражнения и практические рекомендации для логопедов. Подчеркивается роль систематической и целенаправленной работы, направленной на развитие двигательных навыков рук для успешной коррекции речевых нарушений.
Ключевые слова: мелкая моторика, речевое развитие, дети с ОВЗ, логопедия, упражнения, коррекционная работа.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ
Аулова Елена Александровна, учитель-логопед,
МБОУ СОШ имени Г. М. Дуба ст-ца Крыловская,
Краснодарский край
Аннотация. В статье рассматриваются важные аспекты взаимосвязи мелкой моторики и речевого развития у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Раскрывается значение развития мелкой моторики для формирования речи у детей, предлагаются эффективные упражнения и практические рекомендации для логопедов. Подчеркивается роль систематической и целенаправленной работы, направленной на развитие двигательных навыков рук для успешной коррекции речевых нарушений.
Ключевые слова: мелкая моторика, речевое развитие, дети с ОВЗ, логопедия, упражнения, коррекционная работа.
Речевое развитие ребенка в значительной степени связано с развитием мелкой моторики. Исследования показывают, что двигательные навыки рук и пальцев тесно связаны с речевыми центрами головного мозга. У детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) зачастую наблюдается замедленное развитие моторики, что влияет на формирование речевых навыков. Логопеды, работающие с детьми с ОВЗ, сталкиваются с необходимостью применять различные методы и упражнения для стимуляции мелкой моторики, так как это напрямую способствует коррекции речевых нарушений и улучшению коммуникационных навыков детей.
У детей с ОВЗ развитие мелкой моторики имеет особое значение, так как моторные навыки оказывают влияние не только на самостоятельность ребенка, но и на его способность правильно произносить звуки, строить фразы и владеть речью в целом. Развитие мелкой моторики помогает:
- активизировать речевые центры мозга, которые задействованы в моторной координации;
- улучшить произносительные навыки, так как многие движения пальцев рук связаны с артикуляционным аппаратом;
- снизить уровень тревожности, развить самостоятельность и уверенность.
Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, способствуют укреплению мышц кистей и пальцев рук, улучшению координации движений и точности, что положительно влияет на формирование речи.
Работа с мелкими предметами помогает развивать ловкость пальцев, концентрацию внимания, точность движений, что необходимо для освоения артикуляции.
1. Игры с крупой и песком. Дети могут рисовать пальцами на подносах с крупой или песком, что помогает развивать осязание и моторные навыки. Этот метод можно использовать и для знакомства с новыми словами, например, просить детей рисовать в песке формы предметов или буквы.
2. Нанизывание бусин. Упражнение на нанизывание бусин на нитку развивает координацию движений, силу и ловкость пальцев.
3. Переборка мелких предметов. Предложите детям сортировать мелкие предметы (пуговицы, камушки, фасоль) по форме, цвету или размеру. Это упражнение развивает сенсорные навыки и поддерживает внимание.
Игры с пальчиковым театром и пластилином способствуют развитию тактильных ощущений, учат детей координации и помогают лучше контролировать свои пальцы и руки.
1. Пальчиковый театр. Использование пальчикового театра, где дети двигают пальцами, "разыгрывая" сцены, не только стимулирует моторику, но и развивает воображение, коммуникационные навыки.
2. Лепка из пластилина и теста. Лепка мелких фигурок из пластилина требует точных движений пальцами, что развивает мелкую моторику. В процессе можно просить ребенка называть свои действия или описывать предмет, который он лепит, что дополнительно стимулирует речевую активность.
3. Рисование пальцами. Работа с красками и пальчиковое рисование позволяют детям использовать разные мышцы пальцев, что способствует их развитию. Это также является отличным упражнением для сенсорной интеграции.
Артикуляционная гимнастика в комплексе с пальчиковыми упражнениями помогает детям улучшать координацию между движениями артикуляционного аппарата и пальцев.
1. Совместные упражнения. Например, логопед может предложить ребенку одновременно выполнять артикуляционное упражнение "улыбка" и сжимать и разжимать пальцы.
2. "Пальчики говорят". Одновременно с артикуляционными упражнениями ребенку предлагается проговаривать слова, задействуя пальцы, например, постукивая по столу в ритм произнесения слов. Такие упражнения формируют ритмическое восприятие, развивают координацию речи и движений.
3. Синхронизация с речью. Выполнение упражнений на пальцы одновременно с проговариванием коротких фраз помогает детям развивать связную речь и улучшает произносительные навыки.
Для детей с ОВЗ особенно важно включать в занятия элементы игры, что помогает им легче воспринимать задания и увеличивает мотивацию.
1. Игра "Ладошки". Дети хлопают по ладошкам в ритм, следуя инструкции логопеда. Это развивает чувство ритма, координацию и слуховое восприятие.
2. Массажные мячики и щетки. Использование массажных мячиков для пальцев рук помогает улучшить чувствительность и тактильные ощущения, что способствует развитию речевых навыков.
3. Упражнения с детскими инструментами. Работа с пинцетом, детским молоточком, ножницами и другими предметами учит детей контролировать движения, усиливает мелкую моторику и помогает освоить новые слова.
В заключение можно отметить, что развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ является важным этапом подготовки к формированию речи. Логопеды могут использовать разнообразные игровые и практические приемы, направленные на стимулирование двигательных навыков рук и пальцев. Применение систематических упражнений, включающих элементы игры, помогает детям укрепить мышцы кистей, развить координацию и сенсорные навыки, что благотворно сказывается на их речевом развитии. Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики обеспечивает основу для успешного усвоения речевых навыков и способствует более полной интеграции детей с ОВЗ в общество.
Список литературы
1. Бурмицкая, О. С. Развитие мелкой моторики рук как средство формирования речи у детей / О. С. Бурмицкая, Т. М. Воронова, О. Н. Тихоновская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 229-231.
2. Земляченко М. В. Формирование мелкой моторики и развитие речи детей/ М. В. Земляченко, Т. В. Кутергина, Т. Д. Кузнецова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. — Пермь: Меркурий, 2014.
3. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа: учебное пособие для вузов / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.