Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 17.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | Кузнецова Надежда Глебовна. Работа №326204. Номер работы: №326204

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Методы и приемы развития мелкой моторики дошкольников. Даны цели и задачи для работы по данной теме.

Формы работы:

 - совместная деятельность воспитателя с детьми;

 - индивидуальная работа с детьми;

 - свободная самостоятельная деятельность самих детей;

- консультативная работа с родителями.

 

Методы и приемы работы:

§массаж кистей рук;

§пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

§пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;

§пальчиковый театр;

§лепка из пластилина с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.);

§нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.;

§конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО;

§различные виды аппликаций;

§рисование по трафаретам;

§штриховка;

§дорисовка (по принципу симметрии);

§лабиринты;

§дидактические игры;

§шнуровка;

§игры с мелкими предметами;

§пазл, мозаика.

 

МБДОУ «Детский сад № 2»

 

 

 

 

 

 

 

Обобщение педагогического опыта на тему:

 

«Развитие мелкой моторики пальцев рук у дошкольников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила воспитатель:

Кузнецова Н.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

2023

Цель: достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Задачи:

Улучшение мелкой моторики пальцев, кистей рук, координации и точности движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности;

Развитие  воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности;

Обогащение предметно - развивающей среды для развития у

детей мелкой моторики

;

Повышение компетентности родителей в

вопросе   развития

мелкой моторики  с использованием разнообразных форм, методов и приемов.

План работы:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Внедрить в работу с детьми разнообразные формы, методы и приемы по развитию мелкой моторики.

3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук «Игры с водой, самомассаж».

4. Составить консультации для родителей «Готовим руку к письму в школе», буклеты: «Развитие мелкой моторики пальцев рук», «Развитие мелкой моторики в домашних условиях», провести тематические родительские собрания.

5. Оформить памятку для воспитателей «Мелкая моторика: правила, упражнения, игры-тесты».

Формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей;

- консультативная работа с родителями.

 

 

 

Методы и приемы работы:

массаж кистей рук;

пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;

пальчиковый театр;

лепка из пластилина с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.);

нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.;

конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО;

различные виды аппликаций;

рисование по трафаретам;

штриховка;

дорисовка (по принципу симметрии);

лабиринты;

дидактические игры;

шнуровка;

игры с мелкими предметами;

пазл

, мозаика.

 

Учёные установили, что уровень развития интеллекта ребёнка находится в прямой зависимости от развития мелкой моторики. Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в раннем возрасте. Это объясняется тем, что участки мозга, отвечающие за развитие речи и движения пальцев, находятся рядом. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка. Вот почему следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста. Этим вы будете воздействовать на активные точки, связанные с корой головного мозга.

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В. А. Сухомлинский

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами, своё умение владеть телом, голосом, речью и т. д. Поэтому творчество, развитие творчества - одна из главных задач воспитания.

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

Одной из основных задач дошкольного образования является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе.

В федеральных государственных стандартах описаны интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения программы дошкольного образования. Среди них - овладения предпосылками учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию можно считать важнейшей задачей современной системы образования.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.

Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективны для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания). Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Поэтому проблема развития мелкой моторики актуальна на всех этапах развития ребенка и работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. В детском саду необходимо создавать условия для формирования навыков осязания и мелкой моторики через различные виды предметно-практической деятельности.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями.

1. Деятельность по лепке также имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики. Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.

 2.  Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает детей, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Работа с бумагой и ножницами полезна для развития силы пальцев и навыков управления мелкими движениями.

 3.  Особое внимание уделялось раскрашиванию рисунков. Для этого использовались альбомы для раскрашивания или заготовки. Раскрашивание предполагало несколько видов штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.

 4. Существует еще не менее увлекательный способ развивать графические навыки ребенка – обведение рисунка по точкам. Детям даются заготовки с рисунками или упражнениями. Эти упражнения были направлены на обучение ребенка выполнению плавных линий, без отрыва от бумаги.  

  5. Большой интерес для детей представляет конструирование. Дети сооружают многочисленные и разнообразные постройки. Работая с деталями конструктора, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность.

6. Пуговицы - открывают массу возможностей для развития детей. Развивают у детей логику, воображение, внимание, усидчивость; зрительно – моторную координацию, тонкие движения пальцев развивают тактильные ощущения детей.

7. Собирание пазлов - способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка.

8. Шашки позволяют запустить зрительно-тактильно-кинестетическую связь. Перемещение фигур на доске, слежение за своим оппонентом и продумывание стратегии действий - все это постепенно помогает формированию не только осязательных чувств. Концентрирование зрения на перемещении рук, внешняя и внутренняя манипуляции предметами активно способствуют развитию мелкой моторики.

9. Шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»;

- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);

- развивают творческие способности.

В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика, а это, в свою очередь, влияет на формирование головного мозга и становления речи).

10. Игры с прищепками - способствуют интеллектуальному развитию детей, формированию способностей к творчеству, развивают моторику рук, создают в воображении ребенка некие образы. Так же вовлекают наглядно-образное мышление и память.

11.  Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Я использовала наглядные папки-передвижки на темы: «Ножницы-это легко», «Подготовка руки ребенка к письму в школе»; буклеты «Развитие мелкой моторики в домашних условиях», «Развитие мелкой моторики пальцев рук»; картотека игр с водой-самомассаж». Были подготовлены консультации родителям, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в ДОУ и в семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С целью правильного подбора материалов была проведена первоначальная диагностика уровня развития мелкой моторики рук. Так же, с целью отслеживания результатов деятельности была проведена повторная диагностика.

Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук.

Особенности проведения: Все упражнения выполняются после показа воспитателем. При выполнении сложных заданий первый раз необходимо помочь ребенку принять правильную позицию пальцев, далее ребенок действует самостоятельно. В целях аутентичной оценки информация фиксируется в естественной среде, желательно при создании игровой непринужденной ситуации, индивидуально на каждого ребенка, бальная система исключена.

Обработка и анализ результатов:

0 баллов – с заданием не справился: отсутствие основных элементов в структуре движений – уровень развития не сформирован.

1 балл – с заданием справился с помощью педагога: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения – уровень развития сформирован в недостаточной мере.

2 балла – с заданием справился полностью: точное воспроизведение движений – уровень развития сформирован в достаточной мере.

Низкий уровень (средний балл равен 0) – у таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.

Средний уровень (средний балл равен 1) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.

Высокий уровень (средний балл равен 2) – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

 

 

Заключение

Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.

Я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.

     В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте.

В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1. Задания для диагностики развития мелкой моторики рук

детей 3-4 лет

 

1 блок

Упражнения на координацию движений

Закрыв глаза, коснуться указательными пальцами левой и правой руки (поочередно) кончика носа.

Поочередно сгибать и разгибать пальцы рук: сначала на правой, потом на левой руке.

Изменение положения кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот.

Поочередно выполнить удары ребрами прямых ладоней по столу.

Поочередно постукивать пальчиками по столу.

Предложить застегнуть и расстегнуть пуговицы.

Предложить переложить по одному мелкому предмету (пуговицы, фишки, горошины или др.) с поверхности стола в небольшую коробку или другую емкость.

2 блок.

Упражнения на повторение фигур из пальцев

Сложить в кольцо большой и указательный пальцы, сначала на правой руке, потом на левой.

Постукивать пальчиками, собранными в щепоть по ладони.

 

3 блок.

Работа с бумагой

Сгибание листа (выявляем содружество обеих рук в работе).

4 блок

Упражнения на дорисовывание

Предложить нарисовать горизонтальные и вертикальные линии, круги на определение умения держать карандаш, рисовать по заданию.

 

Задания для диагностики развития мелкой моторики рук

детей 4-5 лет

 

1 блок

Упражнения на координацию движений

Упражнение «Игра на рояле» - ведущей рукой поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца.

Движение щепоть – ладонь, переходящее в ладонь – щепоть.

Упражнение «Кулак – ребро – ладонь» ведущей рукой.

Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки.

Нанизывание пуговиц средней величины.

 

2 блок.

Упражнения на повторение фигур из пальцев

Упражнение «Кольцо» - соединить большой и указательный пальцы, остальные поднять вверх. Все пальцы в одном положении, удержать до 10с.

Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, затем обеих рук.

3 блок.

Работа с бумагой

Выполнить ножницами прямой разрез.

 

4 блок

Упражнения на дорисовывание

Умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии.

Задания для диагностики развития мелкой моторики рук

детей 5-6 лет

1 блок

Упражнения на координацию движений

«Ладонь, кулак, ребро» - вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3.

«Посолим капусту». Ребёнок как бы растирает комочек соли.

Катание шарика.

2 блок.

Упражнения на повторение фигур из пальцев

 

Одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, затем обеих рук.

Поместить указательный палец на средний и наоборот, сначала на правой руке, потом на левой.

Упражнение «Игра на рояле» - поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца, правой рукой, затем левой рукой.

Упражнение «Вилка» - вытянуть вверх расставленные пальцы: указательный, средний и безымянный; большой палец удерживает мизинец на ладони.

3 блок

Работа с бумагой

Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук).

Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).

4 блок

Упражнения на дорисовывание (отдельная система баллов)

Упражнение «Полоски».

Методика: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведи прямые линии. Когда я скажу "Начали!", начни рисовать прямые линии, когда я скажу "Стоп!" - закончи выполнять задание и отложи карандаши в сторону. Работай быстро и внимательно». (На выполнение задания отводится 1 минута). Для этого задания используется тетрадный лист с разлиновкой «широкая строка».

Оценка:

3 балла – ребенок заполнил 3 строки при удовлетворительном качестве исполнения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них характерна умеренная волнистость, нарисованы без отрывов, без выходов за пределы строк, без пропусков строк).

2 балла – ребенок заполнил 2 строк при удовлетворительном качестве исполнения (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, без разрывов, без выходов за пределы строки, без пропусков строк).

1 балл – ребенок заполнил 1 строку или выполненное задание отличается неудовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий относительно центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски строк).

0 баллов – с заданием не справился.

 

Упражнение «Дорожки».

Методика: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги».

Оценка:

3 балла – без ошибок.

2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии.

1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии.

0 баллов – с заданием не справился.

Упражнение «Мячики».

Методика: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть мячики и кегля. Попади мячиками в кеглю. Старайся проводить прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги».

Оценка:
3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю.

2 балла – 1–2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю).

1 балл – 3 и более ошибок.

0 баллов – с заданием не справился.

 

Упражнение «Узоры».

Методика: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры. Старайся не отрывать карандаш от бумаги».

Оценка:
3 балла – без ошибок.

2 балла – с ошибками.

1 балл – ребенок не смог продолжить 1 или 2 узора.

0 баллов – с заданием не справился.

 

Упражнение «Узоры по клеточкам».

Методика: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры по клеточкам».

Оценка:

3 балла – без ошибок.

2 балла – с ошибками.

1 балл – ребенок не смог продолжить 1 или 2 узора.

0 баллов – с заданием не справился.

 

Упражнение «Линии».

Методика: «Возьми в руку карандаш. Внимательно слушай и рисуй узор от точки: поставь карандаш на точку, рисуй линию – две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо. Дальше продолжай такой узор самостоятельно».

Оценка:
3 балла – без ошибок.

2 балла – 1 ошибка.

1 балл – 2 ошибки и более.

0 баллов – с заданием не справился.

 

Упражнение «Домик».

Методика: «Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам».

Оценка:

3 балла – без ошибок.

2 балла – 1 – 2 ошибки.

1 балл – 3 ошибки и более.

0 баллов – с заданием не справился.

 

Упражнение «Лес».

Методика: «Возьми карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги с рисунками. Обведи рисунки точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги».

Оценка:

3 балла – 1–2 раза сошел с линии.

2 балла – 3–4 раза сошел с линии.

1 балл – 5 и более раз сошел с линии.

0 баллов – с заданием не справился.

 

Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:

Высокий уровень: Общий результат 18 и более баллов свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности). Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у ребенка, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками, необходимыми в учебной деятельности.

Средний уровень: Общий результат от 13 до 18 баллов свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.

Низкий уровень: Общий результат 13 и менее баллов свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также о низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×