Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников. | Вдовченко Елена Дмитриевна. Работа №344799

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

 

«Ум ребенка находится на кончиках пальцев» - выражение, которое часто можно услышать от специалистов, работающих с детьми. Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский говорил о связи между уровнем развития мелкой моторики и умственными способностями ребенка.

В наши дни эта идея не забыта: развитие мелкой моторики у дошкольников предусмотрено образовательными программами детских садов. На занятиях воспитанники учатся выполнять точные движения кистями и пальцами рук: лепят из теста и пластилина, нанизывают бусины, собирают мозаику.

Все это развивает мышление ребенка, помогает овладеть навыками письма и рисования, а также другими учебными и бытовыми действиями. Кроме того, исследования доказывают, что импульсы от движения рук помогают формировать речевые области мозга. Значит, мелкая моторика и развитие речи дошкольников тесно связаны между собой.

Автор: Вдовченко Елена Дмитриевна

Воспитатель

МБДОУ «Д/С № 453»

 

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

 

«Ум ребенка находится на кончиках пальцев» - выражение, которое часто можно услышать от специалистов, работающих с детьми. Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский говорил о связи между уровнем развития мелкой моторики и умственными способностями ребенка.

В наши дни эта идея не забыта: развитие мелкой моторики у дошкольников предусмотрено образовательными программами детских садов. На занятиях воспитанники учатся выполнять точные движения кистями и пальцами рук: лепят из теста и пластилина, нанизывают бусины, собирают мозаику.

Все это развивает мышление ребенка, помогает овладеть навыками письма и рисования, а также другими учебными и бытовыми действиями. Кроме того, исследования доказывают, что импульсы от движения рук помогают формировать речевые области мозга. Значит, мелкая моторика и развитие речи дошкольников тесно связаны между собой.

 

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость». Из определения можно понять, что развитие мелкой моторики, в соответствии с возрастом, является необходимым и важным этапом в жизни каждого ребенка. При рождении мелкая моторика развита на примитивном уровне – разглядывание пальцев и рук, затем развивается такой навык как удерживание вложенного предмета, но постепенно мелкая моторика ребенка совершенствуется и к школе он уже может управлять своими руками, держать карандаши, рисовать, а некоторые дети и писать.

Под продуктивной деятельностью мы понимаем – деятельность, в результате которой получается продукт: придуманные детьми рассказ или стихотворение, рисунок или поделка, поставленный спектакль или разыгранная сценка и многое другое. В детском саду к продуктивным видам деятельности относятся: рисование, конструирование, лепка, изготовление поделок, они развивают мелкую моторику пальцев. В своей работе я раскрываю значение данных видов деятельности дошкольников.

При выполнении лепки, аппликации, оригами дети овладевают мелкими операциями: наклеивание, прикладывание, раскатывание, прищипывание, сгибание, вырезание, также у ребенка развивается эстетический вкус, дети учатся аккуратности и терпению, без которых в школе не обойтись.

Учеными давно доказано, чем больше продуктивных видов деятельности задействовано в жизни дошкольника, тем более развита его мелкая моторика и, соответственно, психические процессы. С самого рождения ребенка родители используют всевозможные потешки, например, «Сорока-белобока», «Ладушки», но тем самым, они преследуют развлекательную функцию этих пальчиковых игр, не догадываясь, что таким образом, уже с рождения начинает развиваться мелкая моторика малышей. Как уже упоминалось выше, продуктивная деятельность одна из важнейших в развитии дошкольника.

Упражнения и игры для развития мелкой моторики

Работа над тонкой моторикой требует частых повторений движений пальцев и кисти руки. Детям может наскучить такая деятельность, поэтому она должна проходить в игровой форме. В нашем детском клубе развитие мелкой моторики происходит как во время занятий, так и в бытовых ситуациях, когда малышей учат одеваться, пользоваться столовыми приборами, собирать игрушки в коробку.

Развитие мелкой моторики младших дошкольников рекомендуется совмещать с пением, проговариванием потешек и стихотворений. Расскажем подробнее о некоторых играх и упражнениях.

«Солнышко»

Вырежьте из картона два круга. На одном изобразите грустное выражение лица, на втором – веселое. Покажите ребенку первый круг и расскажите о том, как солнце потеряло лучики. Предложите ему сделать их из прищепок. В конце занятия разверните солнце и спросите, что изменилось.

«Волшебная коробочка»

Подготовить коробочку с маленьким отверстием на крышке. «Случайно» рассыпать бусинки и попросить ребенка помочь собрать их.

«Ручеек»

Выложить на столе шнурок в виде зигзага и предложить малышу «перепрыгнуть» каждым пальчиком через изгибы «ручейка».

«Сюрприз»

Завернуть мелкие игрушки в обертку от конфет. Задача ребенка – развернуть все «конфеты» и аккуратно сложить обертки.

Развитие мелкой моторики старших дошкольников – важная составляющая подготовки к школе. Можно включать задания на отработку графомоторных навыков, такие, как:

штриховка,

соединение по точкам,

дорисовка картинки,

графический диктант.

Полезны игры на развитие мелкой моторики в детском саду, в которых ребенок должен определить предмет на ощупь. Например, «Волшебный мешочек». В мешочек сложить знакомые детям предметы (яблоко, конфета, мячик и т.п.) Предложить игроку с закрытыми глазами поместить руку в мешочек и назвать попавшийся предмет.

Подготовить руку к письму поможет игра «Изюминка». Раскатайте с детьми пластилин или тесто для лепки и украсьте «пирог» бусинками. Покажите, как правильно захватывать «изюминку» (большим и указательным пальцем).

Координацию движений рук развивает игра «Веселые клубочки». Дети могут соревноваться, кто быстрее перемотает клубок.

Разнообразные упражнения и игры будут эффективнее, если малыш выполняет их ежедневно, вместе с другими детьми. В таком случае развитие двигательных способностей происходит наряду с коммуникативными и языковыми.

 

Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного формирования и развития мелкой моторики существует достаточное количество разнообразных видов деятельности. Педагог может варьировать использование методов совершенствования управления пальчиками, в зависимости от возраста ребенка. Лепка может иметь место быть с самого раннего возраста ребенка, затем необходимо вводить аппликацию, позже уже добавляются усложненные виду продуктивной деятельности, оригами, ниткопись, нанизывание бус и шитье. Продуктивные виды деятельности являются неотъемлемой частью при развитии мелкой моторики. А ее формирование, в свою очередь развивает речь, логическое мышление, память, произвольное внимание.  

Для развития движений руки детей используются традиционные для массовых садов формы работы продуктивными видами деятельности такие как:

- мозаики;

- шнуровки;

- застёгивание и расстегивание пуговиц;

- штриховки;

- раскраски;

- работа с пластилином и т.д.

Все занятия с ребёнком должны приносить радость. Только в этом случае они принесут пользу и приучат всё исследовать и изучать.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×