Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в ДОУ | Мой кабинет. Работа №346236. Номер работы: №346236

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Статья посвящена вопросам развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста в условиях детского образовательного учреждения (ДОУ). Рассматриваются важность развития мелкой моторики для общей подготовки ребенка к школе и жизненной деятельности, основные методы и приемы, которые могут использоваться воспитателями в процессе развития моторных навыков. Подчеркивается роль игровых и творческих занятий, а также практическое использование современных и традиционных средств для развития моторики.

         Ключевые слова: мелкая моторика, дошкольное образование, развитие моторики, дети дошкольного возраста, игры, творческое развитие, ДОУ.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ

 

Алиева Севиль Сейфал кызы, воспитатель

ГБДОУ детский сад № 41

Московского района Санкт-Петербурга

 

Аннотация: Статья посвящена вопросам развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста в условиях детского образовательного учреждения (ДОУ). Рассматриваются важность развития мелкой моторики для общей подготовки ребенка к школе и жизненной деятельности, основные методы и приемы, которые могут использоваться воспитателями в процессе развития моторных навыков. Подчеркивается роль игровых и творческих занятий, а также практическое использование современных и традиционных средств для развития моторики.

Ключевые слова: мелкая моторика, дошкольное образование, развитие моторики, дети дошкольного возраста, игры, творческое развитие, ДОУ.

 

Мелкая моторика — это способность человека управлять мелкими мышцами кистей и пальцев рук, что играет важную роль в общем развитии ребенка. От уровня развития этих навыков зависит не только способность к письму и рисованию, но и развитие речи, внимания, памяти и мышления. В дошкольном возрасте развитие мелкой моторики напрямую влияет на подготовку ребенка к школе, поскольку владение движениями рук необходимо для освоения письма и других учебных навыков.

Работа по развитию мелкой моторики в ДОУ должна быть системной и целенаправленной, так как в этот период у детей формируются важные навыки, которые будут определять их дальнейший успех в обучении и жизни. Одним из важнейших аспектов является то, что развитие моторики связано с общим психофизиологическим развитием ребенка. Чем лучше развиты моторные навыки, тем успешнее ребенок осваивает речь, развивает воображение и логическое мышление. Это объясняется тем, что мелкие движения рук активизируют те же участки мозга, которые отвечают за речь и когнитивные процессы.

Для развития мелкой моторики воспитатели могут использовать разнообразные методы и приемы, основанные на игре и творчестве. Важно, чтобы такие занятия приносили ребенку радость и интерес, так как через игру дети легче и охотнее осваивают новые умения. В процессе игры дети получают возможность не только развивать свои физические навыки, но и учатся сосредотачиваться на выполнении задач, что способствует развитию внимания и терпения.

Одним из эффективных методов является работа с различными материалами, требующими от ребенка использования мелких движений рук. Например, лепка из пластилина или глины развивает как координацию движений, так и креативные способности ребенка. Во время лепки дети учатся использовать силу рук для создания форм, тренируя при этом мышцы кистей и пальцев. Также можно использовать мягкие конструкторы, мозаики, пазлы, которые требуют точности и аккуратности в работе с мелкими деталями. Эти занятия стимулируют не только моторные навыки, но и способствуют развитию логического мышления и пространственного восприятия.

Игры с мелкими предметами также могут стать частью занятий, направленных на развитие моторики. Например, игры с бусинами, пуговицами, шнурками, а также сортировка мелких предметов по цвету, размеру или форме позволяют ребенку совершенствовать свои навыки. Сюда можно отнести и более сложные задания, такие как нанизывание бусин на шнурок, выкладывание узоров из пуговиц или конструирование из мелких деталей. Такие занятия способствуют не только развитию координации, но и учат детей быть аккуратными и внимательными.

Кроме этого, воспитатель может использовать в своей работе различные упражнения для пальцев рук, так называемую пальчиковую гимнастику. Это короткие, но эффективные упражнения, которые помогают развивать гибкость и силу пальцев. Воспитатели могут предлагать детям пальчиковые игры и стихотворения с движениями, где каждое движение сопровождается текстом. Такие упражнения помогают активизировать мелкую моторику, а также улучшают речь, память и концентрацию внимания у детей. Пальчиковая гимнастика может проводиться в течение всего дня, занимая не более нескольких минут, что делает её доступной и полезной практикой для регулярного использования.

Творческая деятельность, такая как рисование, раскрашивание и аппликация, также играет важную роль в развитии мелкой моторики. В процессе рисования и раскрашивания ребенок учится контролировать свои движения, соблюдая границы линий и формы, что развивает координацию движений рук. Для этого могут использоваться кисти разного размера, карандаши, мелки, фломастеры — каждый из этих инструментов требует разной степени контроля движений. Аппликация с использованием ножниц и бумаги, где дети вырезают и наклеивают элементы, также является эффективным средством для тренировки мелкой моторики.

Важной составляющей успешного развития моторики является регулярность и разнообразие занятий. Воспитателю важно включать в программу работы элементы, способствующие развитию моторных навыков, на протяжении всего дня: утренние зарядки, игровые упражнения, творчество, игры на свежем воздухе. Это позволяет детям развивать свои способности постепенно, без перенапряжения, но с постоянным закреплением навыков.

Кроме того, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Не все дети одинаково быстро осваивают мелкую моторику, и здесь важна работа воспитателя по подбору таких заданий, которые будут соответствовать уровню развития каждого ребенка. Индивидуальный подход, основанный на наблюдении за темпами развития ребенка, помогает корректировать программу занятий и поддерживать у детей интерес к процессу обучения.

Также важно привлекать родителей к процессу развития мелкой моторики у детей. Воспитатели могут предлагать родителям простые и полезные упражнения для домашнего выполнения, а также рекомендовать игрушки и игры, способствующие развитию моторных навыков. Это создаёт единый образовательный процесс, в котором родители и воспитатели работают сообща, обеспечивая ребенку гармоничное развитие.

Таким образом, развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста — это комплексная задача, требующая системного подхода и регулярной работы как со стороны воспитателей, так и родителей. В условиях ДОУ воспитатели могут эффективно использовать различные игровые и творческие методы, которые помогают детям развивать свои навыки в интересной и увлекательной форме. Регулярные занятия, направленные на развитие мелких движений рук, не только способствуют физическому развитию детей, но и оказывают положительное влияние на их речевые и когнитивные способности.

 

Список литературы

 

Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. [Текст] / И. А. Ермакова. - СПб: Издательский дом «Литера», 2016. - 284 с.

Зеберова

О.Б.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста

// Вестник науки. 2022. №12 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/palchikovye-igry-kak-sredstvo-razvitiya-melkoy-motoriki-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 07.10.2024).

Носачева, Н. В. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения / Н. В. Носачева, Е. С.

Шанина

. —

Текст :

непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11.1 (145.1). — С. 44-47. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40660/ (дата обращения: 07.10.2024).

Шатрова С

.

А

.

,

Щепалова

Н

.

А

.

Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста // Концепт. 2017. №V9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/netraditsionnye-tehniki-risovaniya-kak-sposob-razvitiya-melkoy-motoriki-ruki-u-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 07.10.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×