Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в ДОУ | Царук Анна Витальевна. Работа №345895. Номер работы: №345895

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья рассматривает значимость развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Мелкая моторика является основой для формирования навыков письма, самостоятельного кормления, и других жизненных навыков. В статье выделяются основные методы и подходы к развитию мелкой моторики, рассматриваются игровые и практические занятия, а также приводятся рекомендации для воспитателей по их организации. Акцентируется внимание на связи между развитием мелкой моторики и общим развитием ребенка, включая интеллектуальное, эмоциональное и социальное.

Ключевые слова: мелкая моторика, дети дошкольного возраста, ДОУ, развитие, занятия, методические рекомендации.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ

 

Царук Анна Витальевна, воспитатель МДОУ ИРМО "Горячеключевской детский сад", Иркутская область

 

Аннотация. Статья рассматривает значимость развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Мелкая моторика является основой для формирования навыков письма, самостоятельного кормления, и других жизненных навыков. В статье выделяются основные методы и подходы к развитию мелкой моторики, рассматриваются игровые и практические занятия, а также приводятся рекомендации для воспитателей по их организации. Акцентируется внимание на связи между развитием мелкой моторики и общим развитием ребенка, включая интеллектуальное, эмоциональное и социальное.

Ключевые слова: мелкая моторика, дети дошкольного возраста, ДОУ, развитие, занятия, методические рекомендации.

 

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста имеет огромное значение для их общего развития. Мелкая моторика включает в себя движения мелких мышц, которые задействуются при выполнении различных действий с руками и пальцами. Важно понимать, что мелкая моторика является основой для формирования таких навыков, как письмо, рисование, использование столовых приборов, а также умение застегивать пуговицы и завязывать шнурки.

Развитие мелкой моторики имеет значительное влияние не только на физическое, но и на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка. Исследования показывают, что дети с хорошо развитыми навыками мелкой моторики обычно показывают более высокие результаты в обучении, обладают лучшими навыками саморегуляции и уверенности в себе. В этом контексте дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) играют ключевую роль в организации развивающей среды, способствующей формированию и развитию этих навыков.

Мелкая моторика способствует укреплению мышц рук и пальцев, что необходимо для развития силы и ловкости. Процесс выполнения действий с мелкими предметами формирует координацию движений, улучшает общую подвижность, а также способствует формированию правильной осанки. Хорошо развиты руки и пальцы помогают детям быть более независимыми в выполнении повседневных задач, таких как одевание, питание и уход за собой.

Мелкая моторика тесно связана с развитием когнитивных функций, таких как внимание, память и логическое мышление. Когда дети занимаются деятельностью, требующей точности движений, они учатся концентрироваться, планировать свои действия и анализировать результаты. Например, при выполнении сложных задач, таких как сбор конструктора или рисование, ребенок развивает способности к решению проблем и критическому мышлению.

Работа с мелкими предметами и выполнение различных задач требует терпения и настойчивости, что способствует развитию эмоциональной устойчивости и уверенности в себе. Дети, которые могут успешно выполнять задания, связанные с мелкой моторикой, часто испытывают удовлетворение от своих достижений, что положительно сказывается на их самооценке.

Занятия, направленные на развитие мелкой моторики, могут быть организованы в группе, что способствует взаимодействию между детьми. В процессе совместной деятельности дети учатся делиться, сотрудничать и общаться. Это развивает их социальные навыки, а также способствует формированию дружеских отношений.

Методы и подходы к развитию мелкой моторики

1. Игровые методики

Игровые методики являются одним из самых эффективных способов развития мелкой моторики. Они не только увлекательны для детей, но и позволяют организовать процесс обучения в ненавязчивой форме.

1.1. Игры с песком и водой

Игры с песком и водой могут включать в себя различные действия, такие как пересыпание, наливание, лепка и формирование. Эти игры способствуют развитию тактильных ощущений и укрепляют мышцы рук. Например, дети могут строить замки из песка, использовав для этого формочки и инструменты.

1.2. Игры с мелкими предметами

Работа с мелкими предметами, такими как пуговицы, бусины или зерна, может включать в себя сортировку, пересчитывание и нанизывание. Эти действия требуют точности и координации, что положительно сказывается на развитии мелкой моторики. Например, дети могут собирать цветные бусины по цвету или размеру.

1.3. Конструкторы

Игры с конструкторами способствуют развитию пространственного мышления и координации движений. Конструирование требует от детей умения комбинировать детали, что также развивает их творческие способности. Например, дети могут собирать модели автомобилей или домов, используя различные элементы конструктора.

2. Творческие занятия

Творческие занятия, такие как рисование, лепка и аппликация, также способствуют развитию мелкой моторики. Эти занятия помогают детям развивать творческое мышление и фантазию.

2.1. Рисование

Рисование помогает развивать координацию движений рук и пальцев. Дети могут использовать различные инструменты — кисти, мелки, карандаши, что помогает развивать их чувство формы и цвета. Например, рисование по теме «Моя семья» позволяет детям не только развивать мелкую моторику, но и выражать свои чувства и эмоции.

2.2. Лепка

Лепка из глины или пластилина развивает силу и ловкость рук. Дети могут создавать различные фигурки, что также способствует развитию воображения и креативности. Лепка позволяет детям экспериментировать с формой и текстурой, что положительно сказывается на их восприятии окружающего мира.

2.3. Аппликация

Аппликация — это еще один интересный способ развивать мелкую моторику. Работа с ножницами, клеем и бумагой требует от детей аккуратности и внимания. Например, можно предложить детям создать аппликацию на тему «Весна», используя различные материалы — цветную бумагу, листья и цветы.

3. Физические упражнения

Физические упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, могут включать в себя разнообразные игры и упражнения с использованием предметов. Эти упражнения помогают укрепить мышцы рук и развить координацию.

3.1. Игры с мячом.

Игры с мячом, такие как передача мяча, ловля и броски, помогают развивать ловкость и реакцию. Дети могут работать в парах или группах, что также способствует развитию социальных навыков.

3.2. Использование предметов быта

Использование предметов быта, таких как ложки, вилки и щипцы, в процессе игры помогает развивать мелкую моторику. Например, можно организовать игру, где дети должны перенести различные предметы с одного стола на другой с помощью ложек.

Методические рекомендации для воспитателей

1. Создание развивающей среды

Важно создать в ДОУ развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики. Для этого необходимо организовать специальные зоны для игр и занятий, где дети смогут свободно исследовать материалы и предметы. Например, можно создать уголок творчества с различными материалами для рисования и лепки, а также зону для игр с песком и водой.

2. Индивидуальный подход

Каждый ребенок уникален и развивается в своем темпе. Важно учитывать индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка. Для этого воспитатель может проводить диагностику уровня развития мелкой моторики и адаптировать занятия в зависимости от полученных результатов.

3. Взаимодействие с родителями

Воспитатели должны активно взаимодействовать с родителями, информируя их о значении мелкой моторики и предлагая рекомендации для организации развивающих игр дома. Например, родители могут заниматься с детьми рисованием, лепкой или совместными играми с мелкими предметами.

4. Мониторинг и оценка

Регулярный мониторинг и оценка развития мелкой моторики у детей помогают выявлять изменения и корректировать подходы к обучению. Воспитатели могут вести наблюдения за детьми и фиксировать их успехи и достижения, что поможет адаптировать занятия и подбирать соответствующие игры.

В заключение можно отметить, что развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста имеет ключевое значение для их общего развития. Мелкая моторика не только способствует физическому развитию, но и играет важную роль в когнитивном, эмоциональном и социальном аспектах. В дошкольных образовательных учреждениях важно организовывать разнообразные занятия и игры, направленные на развитие мелкой моторики, что позволит детям успешно развиваться и готовиться к школьному обучению.

 

Список литературы

 

1.Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. О. Гонина. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.

2.Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. - СПб; 2017

3.Носачева, Н. В. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения / Н. В. Носачева, Е. С. Шанина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11.1 (145.1). — С. 44-47.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×