"Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста" | Шахбанова Сельвия Шакировна. Работа №313075
Вопрос о том, для чего нужно развивать мелкую моторику, является очень актуальным, т.к. многие не понимают, зачем вообще это нужно.
Для начала стоит отметить, что вообще моторика рук самым прямым образом развита с развитием речи. И это далеко не миф, как может показаться на первый взгляд. Исследования учёных показали, что с точки зрения анатомии, примерно треть всей площади двигательной проекции коры головного мозга занята проекцией кистей рук, находящейся совсем рядом с речевой зоной.
Но есть и ещё кое-что, о чём обязательно нужно упомянуть: мелкая моторика рук развивает не только речь. Помимо этого, она взаимодействует с мышлением, воображением, двигательной и зрительной памятью, наблюдательностью, координацией и вниманием.
Развивать мелкую моторику необходимо ещё и по той причине, что вся будущая жизнь пока ещё маленького человека будет требовать от него применения координированных и точных движений кистей рук и пальцев. Взять хотя бы совершенно элементарные действия: застёгивание и расстёгивание пуговиц и замков, завязывание шнурков, надевание и снятие одежды, рисование и письмо, работа с компьютером и многое другое. Казалось бы, просто, однако ничего из этого человек не сможет выполнять надлежащим образом, если его мелкая моторика не будет развита.
Автор: Шахбанова Сельвия Шакировна
Воспитатель МБДОУ Детский сад № 69 г.Кострома
"Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста"
Чем лучше малыш управляет своими пальчиками, тем быстрее он начинает говорить. И в этом нет ничего удивительного - ведь нервные окончания пальцев рук напрямую связаны с теми участками головного мозга, которые отвечают за речь малыша.
Мелкая моторика — это тонкие движения кистей и пальцев рук. То, как ловко ребенок в раннем детстве строит башни из кубиков, одевает куклу и орудует ложкой во время еды, зависит именно от развития мелкой моторики рук. Дошкольник выдаст свой уровень владения рукой, завязывая шнурки ботинок перед прогулкой, клея аппликацию для мамы или собирая, конструктор из мелких деталей. Нетренированного первоклассника учитель быстро вычислит по первым прописям: если ребенок предпочитал футбол мозаике, то и почерк у него, как правило, хуже.
До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи, а, следовательно, и мышление будет затруднено. Систематические упражнения - это "мощное средство повышения работоспособности головного мозга" (по мнению М.М. Кольцовой)
Особую роль в развитии мелкой моторики играют пальчиковые игры - своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев они позволяют корригировать движение каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций.
Пальчиковые игры развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание.
Существует множество различных способов, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук дошкольников. Пальчиковые игры - один из наиболее популярных и доступных способов развития мелкой моторики у детей. Для занятий не нужно никакой особенной подготовки (дидактического материала, условий для игры и прочего). Заниматься можно где угодно и когда угодно: в поликлинике в очереди к врачу, по дороге в детский сад или на кружки и секции, на прогулке, в транспорте и так далее. Причем любые действия пальчиками интереснее подкреплять каким-нибудь занятным стихотворением, песенкой или коротенькой сказкой.
Мелкую моторику рук развивают: различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;
игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых);
игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать,
насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.;
рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.);
застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.
Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.
Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у малышей. Во время проведения дидактических игр и с игрушками использую следующие методы:
Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.
Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере
необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.
Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей раннего возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. Я часто использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:
- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;
- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;
- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.
Дети, особенно в раннем возрасте быстро развиваются, и задача воспитателя заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.
Чтобы подражать движениям людей, животных и даже растений, изображать действия с предметами, дети должны сначала увидеть их в реальной жизни, например, дома или в детском саду. Детям нужно получить четкое представление о свойствах предмета или явления, означаемое тем или иным словом. Только в этом случае можно поговорить о точном понимании значения слова и его полном усвоении, а это одно из условий овладения произношения слова.
Детям очень нравится пальчиковая гимнастика, такие игры, как: «Сорока – сорока» «Пальчики здороваются» «Пальчики в лесу»
"Ладушки", "Коза","Ворона", "Петушок", "Очки", "Мышки", "Фрукты", "Пальчики", "Обновки", "Зимние забавы", "Домашние птицы", и др.
Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.
Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями: «Пирамидки» «Мозаика», «Конструктор» Игры с бусинками: «Разноцветные бусы», «Сделаем куклам мамы».
Игры-шнуровки Например: «Ежик», «Жук», «Улитка», «Бабочка», «Домик», «Пуговица», «Колобок» и другие.
Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок. Дети от года до двух хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой.
Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.
Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.
"Художественное творчество"
Рисование в воздухе - изображение линий и фигур в воздухе при помощи движений прямого указательного пальца ведущей руки. Использование этого приема помогает ощутить правильное направление движения и запомнить его на двигательном уровне. Метод совместного рисования позволяет научить ребенка правильно держать в руке карандаш, надавливать на него во время рисования с определенной силой, проводить различные линии и фигуры. Также дети учатся рисовать с помощью штампа, используя различные овощи, кубики.
Приемы лепки:
р
азминание
- надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина;
отщипывани
е
-
отделение от большого куска пластилина небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина, а затем отрывают его.
шлёпань
е-
энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами;
сплющивани
е-
сжимание куска пластилина с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала дети сплющивают при помощи пальцев. Большой кусок придавливают ладонями (под давлением веса тела) к плоской поверхности.
Конструирование: ребенок видит, что при соединении отдельных элементов возникает что-то новое. Тем самым развивается способность ребенка к творческому мышлению, совершенствуется координация: глаз-рука, рука-рука.
Музыка: игры и пляски, таких как "Поиграем - потанцуем", "Барабан", "Игра с бубном", "Игра с колокольчиком", "Ладушки", "Фонарики", "Розовые щечки", "Музыканты" у детей развиваются кисти рук, стимулируются активные точки ладошек.
Физкультура: При выполнении общеобразовательных упражнений с предметами ( кубиками, ленточками, погремушками, мешочками, обручами, мячами, платочками и др.) и при проведении подвижных игр таких как " Кати мяч", "Попади в цель", "Мяч в кругу" у детей развивается координация движений кистей и пальцев рук.
Систематическая работа по развитию мелкой моторики необходима на протяжении всего дошкольного периода, так как к семи годам уже сформированы зоны головного мозга, отвечающие за её развитие. Ребёнок, идя в школу, должен быть, подготовлен к новым нагрузкам, в частности к освоению навыков письма, а не учиться правильно, держать ручку или карандаш. Несформированность основных умений может привести к нестабильной самооценке, неспособности выстраивать социальные связи, низкой успеваемости.