Развитие мелкой моторики у детей с дизартрией | Барсукова Елена Леонидовна. Работа №275347
Автор: Барсукова Елена Леонидовна
Как известно, развитие моторных навыков пальцев рук способствует и речевому развитию ребенка., особенно в дошкольном возрасте, а для логопедических детей особенно актуально. Традиционно - это упражнения именно с пальчиками. Я предлагаю использовать нетрадиционные, подручные предметы (грецкие орехи, массажные мячики, карандаш и др.) при этом сопровождая движение рук стихотворными текстами. Это всегда вызывает интерес у детей к занятию, а также способствуети повышению эффективности данных упражнений. При этом идет и развитие речевых навыков.
(мастер-класс для педагогов и родителей
автор: учитель-логопед Барсукова Е.Л,
_____________________________________________________
Пальцевой праксис имеет огромное значение для развития речи и мыслительной деятельности ребенка.
Разучивание текстов с использованием "пальчиковой" гимнастики стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, воображение, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Пальчиковые игры помогают детям и с задержкой речевого развития. Нарушения моторных функций артикуляционного аппарата непосредственно связаны с моторной функцией пальцев рук, т.к. находятся в одной зоне коры г.м. и выполняют одинаковые функции: обеспечивают автоматизированные действия мышц. У детей, составляющих основной контингент логопедических групп, имеющих дизартрический компонент, нарушена не только артикуляционная моторика, но и пальцевой праксис, т.е. нарушены синхронные движения языка, губ, щек, пальцев рук. Причиной этого является недостаточная иннервация (проводимость) нервного импульса от центра г.м. к периферии – к рабочему органу, что вызывает параличи, парезы отдельных групп мышц. Поэтому нарушается звукопроизношение, (артикуляционный праксис), нарушается моторика пальцев в тонких дифференцированных движениях: в лепке, аппликации, а при обучении письму затрудняется владение карандашом.
Мы не можем непосредственно воздействовать на головной мозг, но мы можем воздействовать на артикуляционный аппарат и на пальцы рук с помощью специального массажа, укрепляющего или расслабляющего мышечный тонус, а также с помощью специальных упражнений, которые ребенок может выполнять самостоятельно, по показу педагога и под его контролем сопряженно или отраженно.
Наибольшую популярность получили так называемые пальчиковые игры с сопровождением стихов (…..)
Вместе с тем, в последнее время, получают распространение нетрадиционный подход пальчиковых игр с массажными упражнениями, используя различные предметы. У детей они вызывают большое желание выполнять движения как можно точнее, старательнее. Т.О. помогает главный принцип – новизны, наглядности, игрового подхода.
Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворных рифмовок.
Вот некоторые из этих упражнений:
Пальчиковый игротренинг с массажным мячиком.
Взять мячик в правую руку и крепко сжать на счет до 5. Повторить упражнение для левой руки.
Будем с ёжиком играть – 1,2,3,4,5
И другой рукой опять – 1,2,3,4,5
Правая ладонь прямая, пальцы крепко прижаты друг к другу. Прокатывать мячик от запястья до кончиков пальцев и обратно. Повторить упражнение для левой руки.
Ходит ёжик вдоль дорожек,
Не жалеет своих ножек.
Кисть правой руки лежит на столе ладонью вниз. Мячик катается круговыми движениями между ладонями. Повторить упражнение для левой руки.
Ёж с ежатами играет, и снежки зимой катает. Будет снежный озорник наш ежиный Снеговик.
Колобок. мячик лежит на левой руке, правая рука – сверху. Повторить упражнение для левой руки.
Катаем, катаем, крепко прижимаем,
Ещё катаем, сильнее прижимаем.
Мячик берется большим и указательным пальцами правой руки, затем большим и указательным пальцем левой руки, затем большим и средним пальцем правой руки, затем большим и средним пальцем левой руки и т.д. Пальцы меняются поочередно с проговариванием.
Ёжик с пальцами играет
По порядку называет:…….
Перекидывание мячика из одной руки в другую.
Мячик мы бросаем, ловим и кидаем.
Пальчиковый игротренинг с грецким орехом.
Взять грецкий орех в правую руку сжимать и разжимать, ритмично. Повторить упражнение для левой руки.
Белка под сосной скакала вдруг орешек увидала:
Лапкой сжала, не сломала.
Другой сжала, не сломала.
Кисть правой руки лежит на столе ладонью вниз. Грецкий орех катается круговыми движениями. Повторить упражнение для левой руки.
По траве орех катала, и другой лапкой катала, но скорлупку не сломала,
Между лапками катала
Очень сильно прижимала
Правая ладонь прямая, пальцы крепко прижаты друг к другу. Прокатывать грецким орехом от запястья до кончиков пальцев и обратно. Повторить упражнение для левой руки.
вперед-назад, вперед-назад,
не поддается никак.
Грецкий орех берется большим и указательным пальцами правой руки, затем большим и указательным пальцем левой руки, затем большим и средним пальцем правой руки, и т.д.пальцы передают друг другу.
белка к пальчикам пришла,
помогите, орех расколите!
Пальчики взялись за дело:
сильно сжимали, друг другу передавали
Перекидывать орех из руки в руку:
Не смогли орех сломать,
И давай с ним играть
Комплекс упражнений с карандашом:
В этой методической разработке собраны эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа. Но это не совсем обычный массаж. Массажные движения выполняются с помощью хорошо знакомого детям предмета – карандаша. Всем известно, как дошкольники любят рисовать. Поэтому перед практической деятельностью: рисованием, письмом полезно предложить детям поиграть с карандашом, помассировать ладони и пальцы.
С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук.
Покатаем!. Раскатывания карандаша между ладонями от кончиков пальцев до запястья, хорошо прижимая.
Передай!. Передача карандаша из одной руки, зажав в кулачок – другой руке.
Утюжок!. Раскатывание карандаша по тыльной стороне ладони, одной и другой рукой.
Подружим!. Передай карандаш каждому пальчику. Карандаш зажать между большим и указательным правой руки, передать в такое же положение левой руке. Затем зажать между указательным и средним……
Замочек!. Пальцы зажимают карандаш крепко в ладонях, удерживая его, разжимают пальцы и соединяют в замок.
Вертолёт Вращение карандаша между пальцами поочередно одной и другой рукой.
Поймай меня!. Одной рукой отпускаем карандаш вертикально, другой – ловим.
Игровые упражнения с разными предметами:
с разноцветными пуговицами
с катушками,
с крупами,
с цветными спичками,
с пробками, крышечками, брелками, и т. д.
Таким образом, подручные материалы вносят дополнительный стимул для активизации мышечного тонуса пальцевой моторики; вызывают интерес и желание выполнить упражнения как можно более точно и повторять их периодически; при этом развивают не только мелкую, но и речевую моторику, сопровождая движения текстом.