Развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи | Евгения Геннадьевна Степанова. Работа №310869
Еще 19 веке учеными-биологами была открыта связь умственных и творческих способностей человека с развитием умения воспроизводить точные движения пальцами и кистью рук. Впоследствии было установленно, что формирование речи неотделимо от умения правильно повторять небольшие движения руками. Уроки письма и рисования, игра на музыкальных инструментах. развитие памяти, внимания и мышления, хорошая координация движений - все это связано с развитием мелкой моторики. все это указывает на необходимость уделять внимание этому вопросу.
Тема моей статьи достаточно актуальна так как моторика пальцев рук тесно взаимосвязана со всеми психическими процессами, в том числе и с речью. Так А.В. Сухомлинский отмечал: «...чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». И действительно, хорошо развитая мелкая моторика благотворно влияет на развитие всех психических сторон. Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая направлена на выполнение мелких движений кистями и пальцами рук и ног.
Такие учёные как М.М. Кольцова, Л.В. Антакова-Фомина, Е.И. Исенина считают, что развитие речи детей напрямую зависит от того, как сформированны тонкие движения пальцев рук.
Чтобы понять, как именно связаны речь и движение рассмотрим на три мозговых центра человека, которые отвечают за речь. «Центр Брока» или двигательный центр производит речь; в этом принимают участие органы речи. «Центр Вернике» или слуховой центр отвечает за восприятие речи, способность распознавать на слух. И благодаря третьим «ассоциативным» центрам человек продумывает, анализирует речевое высказывание. Это и есть процесс речи человека. При недостаточной двигательной активности происходит замедление развития функций речи.
Многие исследователи считают, что активность центра речи в оевом полушарии мозга обусловлена ведущей ролью руки в трудовой деятельности человека. Ф. Энгельс отмечает, что под влиянием труда и членораздельной речи развивается человеческий мозг.
Тесная взаимосвязь движений рук и речи прослеживалась в исследованиях М.И. Звонарёвой и Т.П. Хризман. В ходе исследования было обнаружено, что когда ребёнок выполняет ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Это означает, что от импульсов, поступающих от пальцев рук, формируются речевые области мозга.
При выполнении каких-либо движений принимают участие все анализаторы (зрительный, слуховой, тактильный и так далее). При этом не мало важную роль играет окружающая середа, её воздействие на ребёнка. Начиная с самого раннего возраста необходимо уделять внимание развитию как общей моторики, так и мелкой. Осуществление движений пальцами рук происходит с самого раннего возраста ребёнка и совершенствуются к шести годам жизни ребёнка. К этому возрасту он самостоятельно выполняет различные манипуляции с предметами.
Т.Б. Филичева отмечает, что несовершенства в развитии мелкой моторики детей с общим недоразвитием речи оказывают влияние на точность движений, их быстроту и переключаемость. Такой ребёнок не способен выполнять движения плавно и быстро, переключаться с одного действия на другое. Дети с общим недоразвитием речи затрудняются при дифференцировании движений рук; они не распознают некоторые предметы на ощупь (пальцевой гнозис).
При неврологическом обследовании у детей с общим недоразвитием речи выявляются следующие особенности: движения неловкие, недифференцированные; при переутомлении отмечаются синкенезии (содружественные движения); ошибаются в пространственной организации; движения скованные, не синхронные; отмечается тремор (быстрые движения пальцев рук); нарушен контроль собственных действий.
Так, дети с нарушениями речевого развития позднее детей с нормой развития речи начинают хватать и удерживать предметы, сидеть, ходить, прыгать на одной и двух ногах. Недоразвитие мелкой моторики обуславливает трудности при шнуровке, застёгивании и расстёгивании пуговиц, удерживании в правильном положении ложки и вилки.
У детей с общим недоразвитием речи вместе с плохой координацией движений отмечается чрезмерная двигательная активность, которая характеризуется размашистыми, сильными движениями. У детей с нарушением всех сторон речи есть сложности при взаимодействии анализаторов, то есть нарушена координация зрительно-моторная и слухо-моторная. Например, при срисовывании ребёнок с общим недоразвитием речи допускает много ошибок, искажает рисунок. Или при письме ребёнок пишет буквы неправильно.
При исследовании слухо-моторной координации движений дети с ОНР допускают много ошибок. Так, ребёнку даётся образец выполнения задания на слух – необходимо запомнить ритм отстукивания при отсутствии зрительного контроля и затем воспроизвести. В большинстве случаев дети или плохо справляются с подобным заданием или вовсе не прибегают к выполнению.
Движения рук детей с ОНР не согласованы, им может быть трудно выполнять движения сразу обеими руками. К примеру, во время собирания пирамидки ребёнок не может держать одной рукой основание, а другой рукой нанизывать на стержень кольца.
Так называемую пробу «кулак, ребро, ладонь» Н.И. Озерецкого дети выполняют с трудом. Смысл задания таков: ребёнку поочерёдно демонстрируют три разных положения рук на столе, которые последовательно меняются. Это ладонь на плоскости стола, кулак, ладонь ребром на поверхности. Ребёнку необходимо выполнить это задание совместно с педагогом, а затем воспроизвести то же самое самостоятельно. Как правило, дети с общим недоразвитием речи выполняют эту пробу медленнее, чем их сверстники, у которых речевое развитие в норме. К тому же они путаются в последовательности при выполнении задания, выполняют его неловко.
Детям с ОНР наиболее трудно выполнять задания в которых положение обоих рук изменяется одновременно. Они часто ошибаются, совершают лишние движения или сокращают их, могут воспроизводить одно и то же движение не меняя положения.
Особенности моторного развития хорошо заметны в изобразительном творчестве детей. Дети с общим недоразвитием речи плохо ориентируются на листе бумаги. Им трудно провести прямую линию, нарисовать мелкие детали, и это, в свою очередь, в дальнейшем сказывается на письме. Это заметно, когда ребёнок неверно пишет букву, искажает её; «съезжает» со строки при написании предложений.
Развитие мелкой моторики имеет огромное значение при обучении ребёнка с ОНР. При этом важно помнить о развитии всех компонентов, которые влияют на речевое развитие ребёнка. Так, необходимо тренировать координацию движений, пространственную координацию, двигательную память, произвольную моторику пальцев рук; нужно развивать динамический праксис, согласование движений рук и глаз.
Таким образом, мелкая моторика играет большую роль в развитии речи ребёнка. Особенно важно её развитие при обучении ребёнка с общим недоразвитием речи, ведь движение речь неразрывно связанны между собой.
Список литературы
1.
Выготский
Л.С. Общие вопросы дефектологии // Собр. сочинений: В 6 т. – М., 1983. – Т. 5.
2.
Любанова
Н.Н. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей // Молодой учёный. – 2014. – №20. – С. 595–596.
3.
Нурумова
Н.Ф. Крупные возможности мелкой моторики // Логопед. – 2010. – №7. – С. 63–65.
4. Филичева Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. 2. Второй год обучения (подготовительная группа) / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Альфа, 1993. – 87
с
.