Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционных техник аппликации | Рахимова Гузалия Валеуловна. Работа №349002
Развитие мелкой моторики у дошкольников — важный аспект их общего развития, который напрямую влияет на формирование навыков письма, рисования и других видов деятельности. Мелкая моторика включает в себя координацию движений рук и пальцев, что является основой для успешного освоения многих жизненных навыков. Одним из эффективных способов развития мелкой моторики являются нетрадиционные техники аппликации, которые позволяют детям не только развивать свои моторные навыки, но и проявлять креативность.
Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционных техник аппликации
Введение
Развитие мелкой моторики у дошкольников — важный аспект их общего развития, который напрямую влияет на формирование навыков письма, рисования и других видов деятельности. Мелкая моторика включает в себя координацию движений рук и пальцев, что является основой для успешного освоения многих жизненных навыков. . Ребенок с недостаточно развитой мелкой моторикой неловко держит ручку, карандаш. Буквы пишет вкривь и вкось. В выполнении ряда учебных и бытовых заданий дети с нарушением моторики затрудняются гораздо сильнее сверстников. Это влияет на эмоциональное благополучие и самооценку ребенка. Поэтому развитие мелкой моторики — это важная часть подготовки ребенка к школе. Можно сказать, что мелкая моторика пронизывает очень многие сферы жизни человека и потому необходимо внимательное отношение родителей к развитию столь ценной вещи во всех смыслах. Современный мир меняется очень быстро, меняются и дети, растущие в этом мире.
Для развития мелкой моторики руки, важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из мелких деталей, пальчиковая гимнастика и многое другое. Я обратила внимание, что детям моей группы, не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности, плохо развита моторика рук.
Одним из эффективных способов развития мелкой моторики являются нетрадиционные техники аппликации, которые позволяют детям не только развивать свои моторные навыки, но и проявлять креативность.
Нетрадиционные техники аппликации
Нетрадиционные техники аппликации — это методы, которые выходят за рамки традиционного использования бумаги и клея. Они включают в себя использование различных материалов и способов работы, что делает процесс более увлекательным и разнообразным. Рассмотрим несколько техник, которые можно использовать для развития мелкой моторики у дошкольников.
Я считаю, что нетрадиционные техники аппликации привлекают детей своей необычностью, заставляют их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованию, эксперименту. Эта методика позволяет избегать копирования, так как педагог вместо готового образца демонстрирует только способ действия с нетрадиционным материалом. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, выражению индивидуальности, а работа с нетрадиционными материалами еще и очень хорошо развивает мелкую моторику руки ребенка. К тому же аппликация с использованием нетрадиционных техник не только не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
В работе с детьми я стараюсь использовать разнообразные нетрадиционные техники, это и квиллинг, и обрывная аппликация, оригами, аппликация из салфеток и ткани, из гофрированной бумаги, из яичной скорлупы, из ниток, из всевозможных круп, аппликация из природного материала и многие другие.
Техника, которую я очень часто использую в работе с детьми, называется «торцевание из бумаги». Ребятам моей группы она очень нравится. Данная техника доступна ребенку уже с пяти летнего возраста, и он может освоить ее за одно занятие.
Так как сейчас я работаю с детьми подготовительной группы, то на практике пользуюсь этой техникой последние два года, и очень ею довольна, как и мои дети. В процессе работы с данной техникой у них развивается моторика пальцев рук, точность движений, фантазия, абстрактное мышление, внимание, художественные навыки работы с пластическими материалами.
Следующая интересная техника — объемная аппликация из салфеток. На мой взгляд, эта техника оказывает еще большее влияние на развитие мелкой моторики рук, чем предыдущая. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Коллективные работы, которые выполнены данной техникой, отличаются красочностью, художественным вкусом. Дети с удовольствием занимаются этой аппликацией.
Еще одна техника, которой я охотно пользуюсь это оригами. Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания — увлекательное и полезное занятие для дошкольников, также является хорошим средством развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает дошкольников, способствует развитию воображения, конструктивного мышления.
Одним из доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики стала работа с крупами. Разнообразие круп: гречка, пшено, манка, способствовала ручной умелости. Работа с крупами, эксперименты с раскрашиванием круп, вызывало у детей желание мастерить. Дети создавали необычные для них картины, дарили их близким, сверстникам, малышам.
Я познакомила вас лишь с несколькими нетрадиционными техниками, таковых существует много. Практически, все работы моих детей имеют применимость ребята охотно используют в играх, инсценировках, в оформлении уголков группы. Многие работы мы так же дарим сотрудникам детского сада. это повышает их самооценку и служит мотивацией к продолжению творческой деятельности. Для размещения своих работ ребята эффективно используют раздевалки, групповые комнаты: в них размещаются выставки детских рисунков, поделок, выполненные в детском саду или дома.
Родители — самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Я же в свою очередь, при взаимодействии с родителями использую папки-передвижки, регулярно провожу индивидуальные беседы, организую мастер-классы, где знакомлю родителей с техникой и приемами работы.
1. Аппликация из природных материалов
Использование листьев, шишек, цветов и других природных материалов позволяет детям исследовать текстуры и формы. Дети могут:
Собрать материалы на прогулке.
Создать композиции, приклеивая их на бумагу.
Обсуждать, какие материалы лучше подходят для определенных элементов.
2. Аппликация с использованием текстиля
Работа с различными тканями (фетр, хлопок, лен) помогает развивать тактильные ощущения. Дети могут:
Вырезать формы из ткани.
Приклеивать их на основу или создавать объемные аппликации.
Использовать нитки и пуговицы для украшения, что дополнительно развивает мелкую моторику.
3. Аппликация с использованием пластилина или глины
Создание аппликаций с использованием пластилина или глины помогает развивать силу пальцев и координацию. Дети могут:
Лепить элементы, которые затем приклеивают на бумагу.
Создавать текстурные фоны, в которых будут размещены другие элементы.
4. Аппликация с использованием бумаги разных фактур
Использование бумаги разных фактур (гладкой, шершавой, металлической) делает занятия более интересными. Дети могут:
Вырезать фигуры из цветной бумаги и комбинировать их.
Создавать 3D-аппликации, используя разные слои бумаги.
5. Аппликация с использованием нестандартных инструментов
Пробуйте использовать различные инструменты для создания аппликаций, такие как:
Губки для печати.
Пальцы для рисования.
Штампы и трафареты.
Это поможет детям развивать координацию и точность движений.
Примеры занятий
Тема "Лес"
: Соберите природные материалы (листья, веточки, шишки) и создайте лесную композицию. Обсудите с детьми, какие животные могут жить в лесу.
Тема "Одежда для кукол"
: Используйте кусочки ткани для создания одежды для бумажных кукол. Дети могут вырезать, приклеивать и даже шить элементы.
Тема "Морской мир"
: Создайте подводный мир с помощью пластилина и бумаги. Дети могут лепить рыбок и водоросли, а затем приклеивать их на фон.
Заключение
Художественная деятельность ребенка станет еще более успешной, если взрослые, педагоги и родители, будут оценивать ее положительно, не сравнивая работы детей между собой, а отмечая индивидуальную манеру выполнения. Все вышеперечисленные техники способствуют развитию мелкой моторики и координации движений у детей и в целом речевому развитию.
Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционные техники аппликации — это увлекательный и эффективный способ. Такие занятия не только способствуют развитию моторных навыков, но и помогают детям развивать креативность, воображение и эмоциональную выразительность. Важно предоставить детям свободу для экспериментов и самовыражения, что сделает процесс обучения интересным и запоминающимся.
Литература:
Г. Г. Григорьева “Изобразительная деятельность дошкольников”: Издательский центр “Академия”, Москва.1997 год.
Под. редакцией Т. С. Комаровой “Методика изобразительной деятельности и конструированию”: “Просвещение” — Москва. 1985 год. М. А. Гусакова “Аппликация”: Москва, “Просвещение”. 1982 год.
Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — М.: Академия, 2000.