Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие метапредметных результатов обучающихся на уроках истории | Полдаускене Ольга Дмитриевна. Работа №352677

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования метапредметных результатов на уроках истории. Рассматривается роль исторического образования в развитии у обучающихся универсальных учебных действий, способствующих успешной адаптации в образовательной среде и за её пределами. Подчеркивается значение интегративного подхода и междисциплинарного взаимодействия для формирования умений работать с информацией, развивать критическое мышление, анализировать, оценивать и применять знания в разнообразных учебных и жизненных ситуациях. Обосновывается значение уроков истории в создании условий для формирования метапредметных умений через проблемное обучение, исследовательскую деятельность и обсуждение значимых вопросов.

Ключевые слова: метапредметные результаты, уроки истории, универсальные учебные действия, критическое мышление, работа с информацией, образовательный процесс.

РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

 

Полдаускене Ольга Дмитриевна, учитель истории

МБОУ Элитовская СОШ, п. Элита

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования метапредметных результатов на уроках истории. Рассматривается роль исторического образования в развитии у обучающихся универсальных учебных действий, способствующих успешной адаптации в образовательной среде и за её пределами. Подчеркивается значение интегративного подхода и междисциплинарного взаимодействия для формирования умений работать с информацией, развивать критическое мышление, анализировать, оценивать и применять знания в разнообразных учебных и жизненных ситуациях. Обосновывается значение уроков истории в создании условий для формирования метапредметных умений через проблемное обучение, исследовательскую деятельность и обсуждение значимых вопросов.

Ключевые слова: метапредметные результаты, уроки истории, универсальные учебные действия, критическое мышление, работа с информацией, образовательный процесс.

 

Современное образование акцентирует внимание на формировании у обучающихся не только предметных, но и метапредметных результатов, которые играют ключевую роль в развитии личности, её познавательных и коммуникативных способностей. В условиях глобализации, стремительного роста объёма информации и усложнения социальных процессов навыки критического мышления, умения анализировать и систематизировать информацию, эффективно коммуницировать и принимать обоснованные решения становятся необходимыми для успешной социальной адаптации. Уроки истории предоставляют уникальные возможности для развития таких универсальных учебных действий, которые составляют основу метапредметных результатов.

Метапредметные результаты включают в себя три основные компонента: познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия. История как учебный предмет создаёт благоприятные условия для их формирования благодаря своей направленности на анализ сложных процессов, взаимосвязей между событиями, их причин и последствий. В ходе изучения истории учащиеся приобретают не только знания о прошлом, но и умения интерпретировать, оценивать и соотносить исторические факты с современными реалиями, что способствует развитию критического мышления.

Познавательные универсальные учебные действия формируются через работу с историческими источниками, текстами, иллюстрациями и картами. Умение извлекать информацию из различных видов материалов, интерпретировать её, выявлять причинно-следственные связи и делать выводы формирует у учащихся способность осмысленно воспринимать и анализировать информацию. История предоставляет богатый материал для развития этих навыков, так как её содержание включает в себя как фактологические, так и аналитические аспекты. Например, анализ исторических документов учит учащихся оценивать достоверность и значимость источников, а также формулировать обоснованные выводы на основе полученной информации.

Коммуникативные универсальные учебные действия развиваются через участие в обсуждениях, дебатах, защите собственных точек зрения. В процессе изучения истории школьники сталкиваются с множественностью интерпретаций одного и того же события, что создаёт условия для выработки навыков аргументации, умения вести диалог, слушать собеседника и учитывать различные точки зрения. Обсуждение исторических вопросов, таких как значимость тех или иных событий, позволяет формировать у учащихся уважение к чужому мнению, развивает навыки сотрудничества и взаимопонимания.

Регулятивные универсальные учебные действия предполагают формирование умений планировать, контролировать и оценивать свои действия. На уроках истории это может быть реализовано через проектную и исследовательскую деятельность. Выполнение исследовательских заданий требует от школьников постановки целей, составления плана работы, самостоятельного поиска информации и её анализа. Такой подход способствует формированию умений принимать решения, нести ответственность за свои действия, а также оценивать их результаты. Кроме того, работа над исследовательскими проектами формирует у учащихся навыки самоорганизации и саморефлексии, что особенно важно для успешного обучения и дальнейшей деятельности.

Особую роль в формировании метапредметных результатов играет проблемное обучение. Постановка проблемных вопросов, требующих от школьников анализа ситуации, выдвижения гипотез и поиска их подтверждений, стимулирует активную мыслительную деятельность. Например, обсуждение таких вопросов, как "Почему реформы Петра I вызвали неоднозначное отношение современников?" или "Каковы причины и последствия Второй мировой войны?", помогает развивать навыки анализа, синтеза и обобщения информации, а также умения видеть взаимосвязи между историческими процессами и современностью.

Межпредметные связи также способствуют развитию метапредметных результатов. История тесно связана с литературой, географией, обществознанием и другими дисциплинами, что позволяет учащимся интегрировать знания из разных областей, видеть их взаимосвязь и применять в различных контекстах. Например, изучение исторических событий может быть дополнено чтением художественных произведений, созданных в соответствующую эпоху, что способствует более глубокому пониманию культурного и социального контекста. Такой подход не только углубляет знания, но и развивает у школьников способность к междисциплинарному мышлению.

Таким образом, уроки истории представляют собой уникальную площадку для формирования метапредметных результатов, необходимых для успешной учебной деятельности и жизни в современном обществе. Интегративный характер предмета, богатый методический потенциал и возможность использования разнообразных образовательных технологий позволяют развивать у школьников универсальные учебные действия, такие как критическое мышление, анализ, систематизация информации и коммуникативные навыки. Формирование метапредметных результатов на уроках истории способствует не только успешному освоению учебного материала, но и всестороннему развитию личности обучающегося, что является одной из ключевых целей современной образовательной системы.

 

Список литературы

 

1. Алиев А. Б. Межпредметные связи на уроках истории и обществознания / А. Б. Алиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 17 (516). — С. 385-386.

2. Шеховцова Л. Д. Метапредметные универсальные умения / Л. Д. Шеховцова, И. В. Прокофьева, Р. И. Маркова, Е. А. Молчанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 42 (176). — С. 185-187.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×