Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством рассказывания по картинам | Гаврищак Ольга Владимировна. Работа №344356

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: В статье рассматривается роль методики рассказывания по картинам в развитии монологической речи у детей старшего дошкольного возраста. Описываются основные приемы и подходы, которые способствуют формированию у детей навыков связной и последовательной речи. Приведены примеры упражнений, направленных на развитие воображения, речи и мышления. Акцентируется внимание на важности правильной организации педагогической работы и индивидуального подхода к каждому ребенку.

Ключевые слова: монологическая речь, дошкольный возраст, рассказывание по картине, развитие речи, воображение, связная речь, педагогические приемы.

РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РАССКАЗЫВАНИЯ ПО КАРТИНАМ
Гаврищак Ольга Владимировна, воспитатель
МБОУ СОШ "Флагман" г. Химки Московская область
Аннотация: В статье рассматривается роль методики рассказывания по картинам в развитии монологической речи у детей старшего дошкольного возраста. Описываются основные приемы и подходы, которые способствуют формированию у детей навыков связной и последовательной речи. Приведены примеры упражнений, направленных на развитие воображения, речи и мышления. Акцентируется внимание на важности правильной организации педагогической работы и индивидуального подхода к каждому ребенку.
Ключевые слова: монологическая речь, дошкольный возраст, рассказывание по картине, развитие речи, воображение, связная речь, педагогические приемы.
Развитие монологической речи является одним из ключевых аспектов речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Монологическая речь – это умение выражать свои мысли последовательно, ясно и полно, что требует хорошего развития речи, логического мышления и способности к планированию высказывания. Для того чтобы сформировать у дошкольников навыки связной речи, важно использовать различные методы, среди которых особое место занимает рассказывание по картинам. Этот метод является эффективным средством для развития не только речи, но и воображения, мышления и эмоционального восприятия.
Рассказывание по картинам предполагает, что дети на основе предложенного изображения должны составить рассказ, используя воображение и свои знания. Такой подход позволяет им учиться строить повествование, подбирать подходящие слова и выражения, а также понимать логику последовательности событий. Важно отметить, что рассказывание по картине помогает развивать не только словарный запас, но и умение структурировать информацию, что особенно важно для развития монологической речи.
Примером эффективного использования метода является работа с сериями картин, где события разворачиваются последовательно. Воспитатель может предложить детям разложить несколько иллюстраций в правильном порядке и на основе этого составить связный рассказ. Например, серия картин, на которых изображены события похода в лес (сбор грибов, встреча с животными, возвращение домой), помогает детям развивать логическое мышление и учит строить повествование на основе визуальной информации. Дети учатся выделять главное, строить фразы и предложения, а также использовать причинно-следственные связи.
Одним из важных аспектов использования картин для развития монологической речи является поддержка и поощрение воображения детей. Воспитатель должен создавать условия, при которых ребенок будет чувствовать себя уверенно и свободно в процессе рассказа. Например, после предложения картинки на тему природы воспитатель может задать вопрос: "Что, по твоему мнению, произошло с этими персонажами до того, как они оказались в лесу?" Это помогает детям развивать фантазию, а также стимулирует их к поиску новых слов и построению сложных предложений.
Еще одним важным методом является использование картины как отправной точки для обсуждения эмоционального состояния героев. Например, если на картине изображена семья, вернувшаяся с прогулки, педагог может задать вопросы: "Как ты думаешь, что они сейчас чувствуют? Почему они рады? Что могло произойти на их прогулке?". Такие вопросы стимулируют детей к размышлениям о мотивации и чувствах персонажей, развивая у них не только речь, но и эмоциональный интеллект.
Использование картин известных художников также является отличным способом для развития речевых навыков дошкольников. Например, картина А.К. Саврасова "Грачи прилетели" может стать основой для обсуждения природных изменений, связанных с приходом весны. Воспитатель может предложить детям составить рассказ о том, что происходит на картине, а затем обсудить, как это связано с реальной жизнью: как изменяется природа весной, как это влияет на людей и животных. Важно не только обсуждать факты, но и поощрять детей выражать свои эмоции и впечатления, что помогает им учиться передавать свои мысли более полно и последовательно.
Еще одним интересным подходом является создание "оживленных" картин. В этом методе воспитатель предлагает детям придумать, что произойдет в следующий момент на картине. Это развивает умение прогнозировать события, а также помогает детям строить более сложные и длинные высказывания. Например, на картине изображена семья на прогулке, и воспитатель может задать вопрос: "Что произойдет дальше? Куда они пойдут после прогулки? Какие события их ждут?". Это задание помогает развивать воображение и логическое мышление, что является важным для формирования монологической речи.
Для более активного вовлечения детей в процесс рассказывания по картинам можно использовать игровые элементы. Например, дети могут стать персонажами картин и разыгрывать сцены, проговаривая свои действия и объясняя, почему они поступают так или иначе. Воспитатель может предложить детям взять на себя роли персонажей и придумать диалоги, что способствует развитию навыков диалогической речи, которая, в свою очередь, является важной основой для развития монологической речи.
Также важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Не все дети развиваются с одинаковой скоростью, и это необходимо учитывать при организации занятий. Некоторым детям требуется больше времени для того, чтобы почувствовать уверенность в себе и начать активно участвовать в рассказах. Воспитатель должен внимательно следить за реакциями детей и подбирать задания с учётом их уровня развития. Например, для одного ребенка может быть достаточным составить короткий рассказ на основе одной картины, тогда как другому можно предложить задание более высокого уровня сложности – составить рассказ на основе серии картин или придумать продолжение истории.
В заключение важно отметить, что рассказывание по картинам является эффективным средством для развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста. Этот метод позволяет детям не только развивать речь, но и учиться логически выстраивать повествование, обогащать словарный запас, развивать воображение и эмоциональное восприятие. Важно создавать условия, в которых каждый ребенок сможет почувствовать уверенность в своих силах, и поощрять его к самовыражению через рассказ. В процессе работы с картинами педагог может использовать различные подходы: от обсуждения сюжетов и эмоций героев до игры и ролевого моделирования, что делает этот метод универсальным и эффективным для развития речевых навыков дошкольников.
Список литературы
Кравцова Ю.А. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе составления рассказа по картине // Вестник науки и образования. 2018. №13 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rechi-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-sostavleniya-rasskaza-po-kartine
Лашкова Л.Л., Филиппова А.Р. Речевое развитие детей в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2015. №1 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rechevoe-razvitie-detey-v-usloviyah-realizatsii-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-doshkolnogo-obrazovaniya
Леонтьева Л.В. Развитие монологической речи дошкольников // Мировая наука. 2019. №6 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-monologicheskoy-rechi-doshkolnikov
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×