Развитие мотивации к изучению культуры своей страны, родного края и семьи | Верхоламова Виктория Валентиновна. Работа №351834
Аннотация. Статья посвящена методам и приемам развития мотивации у дошкольников к изучению культуры своей страны, родного края и семьи. Раскрывается значимость раннего знакомства детей с культурным наследием для формирования их духовно-нравственных ценностей. Приводятся практические примеры работы воспитателя, направленной на повышение интереса детей к изучению традиций и истории.
Ключевые слова: дошкольное образование, мотивация, культура, родной край, семейные традиции, духовно-нравственное воспитание, национальное наследие.
Развитие мотивации к изучению культуры своей страны, родного края и семьи
Верхоламова Виктория Валентиновна, воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 51» (МБДОУ ЦРР ДС № 51)
Аннотация. Статья посвящена методам и приемам развития мотивации у дошкольников к изучению культуры своей страны, родного края и семьи. Раскрывается значимость раннего знакомства детей с культурным наследием для формирования их духовно-нравственных ценностей. Приводятся практические примеры работы воспитателя, направленной на повышение интереса детей к изучению традиций и истории.
Ключевые слова: дошкольное образование, мотивация, культура, родной край, семейные традиции, духовно-нравственное воспитание, национальное наследие.
Формирование интереса и мотивации у детей дошкольного возраста к изучению культуры своей страны, родного края и семейных традиций играет важную роль в их развитии. В этом возрасте дети особенно восприимчивы к новому и эмоционально вовлечены в процессы, связанные с открытием окружающего мира. Знакомство с культурным наследием через увлекательные формы деятельности способствует формированию у дошкольников чувства уважения и гордости за свою родину, семью, а также базовых духовно-нравственных ценностей.
Для воспитателя задача развития мотивации заключается в создании условий, при которых дети будут испытывать интерес и желание участвовать в процессе познания. Это возможно благодаря использованию разнообразных методов, включая рассказы, игры, проектную деятельность, праздники, экскурсии и творческие задания. Одним из важных аспектов является акцент на эмоции и практическую деятельность, что делает изучение культуры неформальным и увлекательным.
Особое значение имеет включение тем, связанных с семейными традициями. Это помогает детям почувствовать свою причастность к истории и культуре через личный опыт. Например, воспитатель может предложить детям рассказать о том, какие семейные праздники отмечают дома, и нарисовать или слепить из пластилина предметы, связанные с этими традициями: украшения для елки, пасхальные яйца, национальные костюмы. Организация выставки таких работ в группе усиливает значимость процесса и вызывает у детей гордость за свой вклад.
Исследование культуры родного края также является важным компонентом работы воспитателя. В этом направлении можно использовать экскурсии, тематические занятия и проекты. Например, проект «Мой город» может включать рассказ о достопримечательностях, создание коллективной аппликации с изображением памятников или улиц, а также чтение сказок и легенд, связанных с местным колоритом. Примером практической реализации может служить создание макета родного села или района, где дети сами выбирают, какие элементы включить: дома, природу, реки или парки.
Мотивацию к изучению культуры страны в целом можно развивать через ознакомление с национальными праздниками, традициями и символикой. Например, к празднованию Дня России дети могут нарисовать флаг, изготовить герб из бумаги или разучить стихотворение о родине. Такие мероприятия важно сопровождать увлекательными историями о том, почему определенные символы и обычаи являются значимыми. Для старшего дошкольного возраста можно организовать мини-викторины на тему традиций разных регионов страны, что поможет расширить кругозор и развить интерес к культуре.
Важным аспектом является взаимодействие с родителями. Включение семьи в образовательный процесс способствует укреплению связи между домом и детским садом, а также усиливает мотивацию ребенка. Например, воспитатель может предложить провести совместное мероприятие «Моя семья — мои традиции», где родители и дети рассказывают о своих обычаях, представляют семейные фотографии, национальные блюда или предметы, передающиеся из поколения в поколение. Это создает атмосферу доверия и заинтересованности, а также помогает детям лучше понять значение своих корней.
Творческая деятельность играет одну из ведущих ролей в процессе мотивации. Дети могут выражать свои эмоции и знания через рисунки, поделки, инсценировки, что делает изучение культуры не только познавательным, но и увлекательным. Например, подготовка театрализованных постановок на основе народных сказок или пословиц позволяет детям погрузиться в атмосферу традиций и прочувствовать их на практике.
Еще одним эффективным способом является использование игр. Для младших дошкольников подойдут игры-загадки о природе, животных и растениях родного края. Для старших можно организовать квесты, где дети ищут «сокровища» — например, предметы, связанные с культурой страны или региона. Такая игровая форма способствует развитию познавательного интереса и делает процесс запоминания легким и увлекательным.
Таким образом, работа воспитателя по развитию мотивации к изучению культуры страны, родного края и семьи требует комплексного подхода. Создание эмоционально насыщенной среды, использование разнообразных форм деятельности, вовлечение родителей и акцент на творческое выражение помогают формировать у дошкольников осознанный интерес к национальному наследию. Это закладывает основы духовно-нравственного воспитания и способствует развитию личности ребенка, готовой ценить и уважать культуру своей родины.
Список литературы
Бородина
Е.
Н.
Культуроцентрический
подход в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста // Педагогическое образование в России.
2014. №12. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kulturotsentricheskiy-podhod-v-nravstvenno-patrioticheskom-vospitanii-detey-doshkolnogo-vozrasta
Кириллова
В.
И.
,
Толокнеева
Е.
И.
, Козырева
С.
Ф.
П
сихолого-педагогическая поддержка формирования мотивации к учению детей старшего дошкольного возраста
// Проблемы современного педагогического образования.
2022. №76-1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-podderzhka-formirovaniya-motivatsii-k-ucheniyu-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta
Сабодаш
О. А. Традиционная народная культура как средство нравственного воспитания дошкольников // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2017.
№2.
URL
:
https
://
cyberleninka
.
ru
/
article
/
n
/
traditsionnaya
-
narodnaya
-
kultura
-
kak
-
sredstvo
-
nravstvennogo
-
vospitaniya
-
doshkolnikov
Толстова
Е. А. Традиционные народные праздники и их роль в воспитании подрастающего поколения / Е. А. Толстова, С. П.
Муравьёва
, Н. П.
Смалькова
. — Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 710-712. — URL:
https://moluch.ru/archive/111/27643/