Развитие мотивации к самоконтролю у младших школьников на уроках математики/ | Мой кабинет. Работа №352484
В своей статье я рассказала о способах развития самоконтроля у детей младшего возраста на уроках.
Развитие мотивации к самоконтролю у младших школьников на уроках математики
Учитель начальных классов – Мамсирова И.Н.
Введение
1. Понятие о самоконтроле у младшего школьного возраста
2. Самоконтроль как деятельность учащихся способствующая их развитию
3. Формирование самоконтроля в учебной деятельности
4. Формирование самоконтроля на уроках математики
Вывод
Литература
Введение
На законодательном уровне, исходя из концепции ФГОС начального образования, образовательный процесс направлен на гармоничное развитие личности младших школьников, основу которого составляет умение самостоятельно учиться, т.е. познавать мир через освоение и преобразование его в конструктивном сотрудничестве с другими. Это означает, что результатом образования являются универсальные учебные действия. Термин «универсальные учебные действия» означает совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют четыре блока: личностный; регулятивный; познавательный; коммуникативный.
Особое место занимает регулятивный блок, имеющий специфические функции: они направлены на организацию и становление ученика в роли субъекта учебной деятельности, что невозможно без овладения им действиями самоконтроля и самооценки.
Поэтому именно сейчас становится наиболее актуальным старое дидактическое правило «Учить детей учиться». Самоконтроль является одним из компонентов учебной деятельности и именно с него должно начинаться ее формирование, т.к. учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте. Самоконтроль и контроль связаны организацией внимания. Известный психолог П.Я.Гальперин доказал, что «всякое внимание есть контроль». А потому «чтобы сформировать внимание. Мы должны, наряду с основной деятельностью, дать задание проверить ее, указать для этого критерий и приемы, общий путь и последовательность».
Большинство школьников считают проверку знаний исключительно обязанностью учителя в школе, а дома – родителей и не привыкают проверять себя, не умеют или не хотят это делать. Это значительно снижает результаты успеваемости учеников.
Самоконтроль применяется на всех уроках, на различных этапах урока и во время разнообразных видов деятельности и, конечно же, на уроках математики. На основе разных публикаций и литературы я постаралась проанализировать способы организации самоконтроля на уроках математики в начальной школе.
1. Понятие о самоконтроле у младшего школьного возраста
На сегодняшний день формирование самоконтроля у обучающихся младших классов является одним из необходимых условий достижения результатов, предъявляемых в соответствии с ФГОС НОО второго поколения к «портрету выпускника начальной школы». Действие самоконтроля, представляет собой своеобразный инструмент самостоятельного перевода младшим школьником поставленных целей в реальные и эффективные результаты учебной деятельности, что в свою очередь является одним из показателей проявления субъектной позиции обучающегося.
Одной из проблем, с которой сталкиваются учителя начальной школы, это формирование у детей осознанного, самоконтролируемого поведения с целью поднятия уровня знаний. У детей младшего школьного возраста происходит процесс адаптации к новым социальным условиям, изменяется режим дня, увеличивается необходимость выполнения определенных требований и соблюдения определенных правил, появляются новые отношения в коллективе сверстников. В этом возрасте закладываются основные стереотипы поведения и формируется умение учиться.
Учеными (Д.Б. Элькониным, П.Я.Гальпериным, Н.И. Кувшиновым) проведен ряд исследований, в которых отражены различные взгляды на сущность понятия «самоконтроль» в обучении и предложены подходы к решению задач формирования данного компонента учения у школьников. В частности, П.Я. Гальперин представил психологические основы теории и практики самоконтроля Осницким А.К. предоставлена общая характеристика самоконтроля как составляющей умения учиться. Описаны самоконтроль как фактор развития позиции субъекта учения в школьника. В целом, проблема самоконтроля в обучении представлена широким кругом вопросов. Однако, важность внедрения компетентностного образования в общеобразовательных учебных заведениях актуализирует исследования и дальнейшее комплексное изучение сути самоконтроля в дидактическом аспекте и целостный процесс его формирования у школьников.
2. Самоконтроль как деятельность учащихся способствующая их развитию
Потребность в самоконтроле и критической самооценке вызывает познавательную активность ученика, заставляет его активно и самостоятельно мыслить. Ученик будет анализировать свои действия не только после или в ходе непосредственного её совершения, но и заранее до её совершения. Прежде чем выполнить, он рассмотрит каждое свое действие с разных точек зрения, выдвинет различные гипотезы, рассмотрит различные возможности её решения и постарается выбрать наиболее оптимальный вариант. Возникшее в ходе рассуждения противоречия будут толчком к самостоятельному пересмотру своих действий, а если это необходимо, то и к её корректировке, к выявлению причин своих ошибок и неудач.
Считаю, что потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий, постоянно развиваясь в ученике, превращается в его личностное качество, которое ему будет необходимо в любой другой деятельности. Сформировавшись, она становится неотъемлемой чертой его характера, которая в свою очередь будет способствовать дальнейшему развитию мыслительных способностей учащегося. И конечно же, предметом, наиболее способствующим выработке потребности в критической самооценке и самоконтроле своих действий и, вместе с ним, развитию мыслительных способностей учащихся является математика. Потребность в самоконтроле и тщательной проверке результатов своих действий, умение критически относится к собственной деятельности – являются важнейшими навыками, которые должны вынести учащиеся из прохождения курса математики.
Опыт показывает, что часто из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребёнка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик самоосвобождается от необходимости контролировать и оценивать. В связи с этим учебная работа ребёнка постепенно лишается собственно контролирующего и оценивающего компонентов и, следовательно, внутренней мотивирующей и направляющей основы. И как результат – пробелы в знаниях. Именно поэтому все усилия я направляю на организацию собственных контрольно-оценочных действий обучающихся.
3.Формирование самоконтроля в учебной деятельности
Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля:
1 этап: ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.
Для этого учитель должен:
показать учащимся, что любое обучение - органическое единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала.
ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;
сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля;
выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценки;
2 этап: Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.
· взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля - ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль).
3 этап :обучающийся должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию.
От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности со стороны учителя.
В результате этой работы:
во-первых, учащиеся организуют свою деятельность в цикличной форме, периодически проверяя и оценивая её, тогда самоконтроль и самооценка выполняют функцию рефлексивного замыкания некоторого этапа этой работы;
во-вторых, в процессе самоконтроля и самооценки ученик, как субъект деятельности, выполняет обобщения и сопоставления, осмысливает критерии анализа своей деятельности.
4.Формирование самоконтроля на уроках математики
Для формирования действия самоконтроля у младших школьников на уроках математики можно использовать следующие приёмы:
Фронтальная проверка. Коллективный разбор заданий, которые ученики выполняли дома или на уроке. Эта форма используется на начальном этапе формирования самоконтроля.
Индивидуальный контроль. Ученик выполняет задания самостоятельно. Эта форма достаточно сложная, с ней могут справиться только те ученики, у которых уже в какой-то степени сформирован самоконтроль.
Взаимный контроль. Его можно использовать при проверке письменных и устных ответов. Взаимный контроль позволяет углубить знания учеников, влияет на развитие внимания и ответственности перед выполняемой работой.
Также на уроках математики при решении задач можно использовать такие приёмы на развитие самоконтроля, как:
обратные задачи;
создание «цепной» задачи по схеме;
придумывание вопросов к условиям задач;
решение задач с неполными или излишними данными;
создание задач для одноклассников с неполными или излишними данными.
Кроме того, учителю нужно объяснить ученикам, что в решении какого-либо задания нужно проверять не только окончательный результат, но и промежуточный.
Например, при выполнении сложения чисел столбиком, учащиеся проверяют примером на вычитание. При проверке знания таблицы сложения (вычитания, умножения, деления) проводим математический диктант.
1 вариант. Учащиеся показывают ответы с помощью веера или блокнота, затем говорим вслух ответ. Во время диктанта учащиеся осуществляют самоконтроль, а в конце диктанта подводят итог – как знают таблицу.
2 вариант. Учащиеся записывают ответы в тетрадь (на листок). Далее проводится самопроверка или взаимопроверка. По окончании диктанта - зачитываются ответы, ошибки исправляются. Этот же приём используем при проверке умения решать задачи.
Иногда используем такой приём. Учащиеся самостоятельно решают примеры на сложение (вычитание). Выполнили верно, если ответ равен, например 245. Можно проверить работу, сверив её с эталоном.
При изучении темы «Деление пополам и половина», учащиеся самостоятельно делили прямоугольник пополам. Когда была выполнена работа, на доске были продемонстрированы 3 способа деления пополам. Учащиеся сравнивали, определяли, как выполнили они и узнали о разных способах.
Таким образом, я предполагаю, что такая работа должна привести:
во-первых, к формированию у учащихся устойчивой потребности в самоконтроле и критической самооценке себя и каждого шага своего действия;
во-вторых, к развитию мыслительных и творческих умений ученика, чему будет способствовать выполняемые в ходе такой деятельности специфические мыслительные операции.
в-третьих, к пробуждению внутренней инициативы, активизации внутренних сил самого ученика, к самоуправлению и саморегуляции своей деятельностью со стороны самих учащихся, и к управляемости процессом обучения и развития учеников со стороны учителя.
Вывод:
Самоконтроль является важным умением для осуществления управления процессом учения, психолого-педагогическая сущность которого состоит в умении соотнести полученный результат с поставленной целью. Младший школьный возраст - очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желания и умение учиться, уверенность в своих силах. У учеников должна быть заложена привычка контролировать свои действия с самых первых шагов обучения.
Развитие самоконтроля в учебной деятельности у младших школьников подчиняется определенным закономерностям. В начале обучения в школе овладение самоконтролем выступает для детей как самостоятельная форма деятельности, внешняя по отношению к основной задаче. Постепенно, благодаря многократным и постоянным упражнениям в его осуществлении, самоконтроль превращается в необходимый элемент учебной деятельности, включенный в процесс его выполнения. Только во втором-третьем классе, самоконтроль начинает все более заметно проявляется как «составная часть» учебной деятельности. Именно с этого момента можно говорить о том, что самоконтроль вошел в привычку и даже превратился в черту характера.
Главное в обучении учащихся элементам самоконтроля - научить их контролировать себя в процессе выполнения самостоятельной работы, мысленно несколько опережая практические вычислительные действия и каждый раз обращаясь к ним при малейших затруднениях в вычислениях.
Достичь более осознанного и прочного формирования вычислительных навыков счета можно при более эффективном и полном функционировании в учебном процессе всех условий успешного формирования навыков, особенно важнейших из них - условий контроля и самоконтроля.
Развитие мотивации к самоконтролю у младших школьников на уроках математики
Учитель начальных классов – Мамсирова И.Н.
Введение
1. Понятие о самоконтроле у младшего школьного возраста
2. Самоконтроль как деятельность учащихся способствующая их развитию
3. Формирование самоконтроля в учебной деятельности
4. Формирование самоконтроля на уроках математики
Вывод
Литература
Введение
На законодательном уровне, исходя из концепции ФГОС начального образования, образовательный процесс направлен на гармоничное развитие личности младших школьников, основу которого составляет умение самостоятельно учиться, т.е. познавать мир через освоение и преобразование его в конструктивном сотрудничестве с другими. Это означает, что результатом образования являются универсальные учебные действия. Термин «универсальные учебные действия» означает совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют четыре блока: личностный; регулятивный; познавательный; коммуникативный.
Особое место занимает регулятивный блок, имеющий специфические функции: они направлены на организацию и становление ученика в роли субъекта учебной деятельности, что невозможно без овладения им действиями самоконтроля и самооценки.
Поэтому именно сейчас становится наиболее актуальным старое дидактическое правило «Учить детей учиться». Самоконтроль является одним из компонентов учебной деятельности и именно с него должно начинаться ее формирование, т.к. учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте. Самоконтроль и контроль связаны организацией внимания. Известный психолог П.Я.Гальперин доказал, что «всякое внимание есть контроль». А потому «чтобы сформировать внимание. Мы должны, наряду с основной деятельностью, дать задание проверить ее, указать для этого критерий и приемы, общий путь и последовательность».
Большинство школьников считают проверку знаний исключительно обязанностью учителя в школе, а дома – родителей и не привыкают проверять себя, не умеют или не хотят это делать. Это значительно снижает результаты успеваемости учеников.
Самоконтроль применяется на всех уроках, на различных этапах урока и во время разнообразных видов деятельности и, конечно же, на уроках математики. На основе разных публикаций и литературы я постаралась проанализировать способы организации самоконтроля на уроках математики в начальной школе.
1. Понятие о самоконтроле у младшего школьного возраста
На сегодняшний день формирование самоконтроля у обучающихся младших классов является одним из необходимых условий достижения результатов, предъявляемых в соответствии с ФГОС НОО второго поколения к «портрету выпускника начальной школы». Действие самоконтроля, представляет собой своеобразный инструмент самостоятельного перевода младшим школьником поставленных целей в реальные и эффективные результаты учебной деятельности, что в свою очередь является одним из показателей проявления субъектной позиции обучающегося.
Одной из проблем, с которой сталкиваются учителя начальной школы, это формирование у детей осознанного, самоконтролируемого поведения с целью поднятия уровня знаний. У детей младшего школьного возраста происходит процесс адаптации к новым социальным условиям, изменяется режим дня, увеличивается необходимость выполнения определенных требований и соблюдения определенных правил, появляются новые отношения в коллективе сверстников. В этом возрасте закладываются основные стереотипы поведения и формируется умение учиться.
Учеными (Д.Б. Элькониным, П.Я.Гальпериным, Н.И. Кувшиновым) проведен ряд исследований, в которых отражены различные взгляды на сущность понятия «самоконтроль» в обучении и предложены подходы к решению задач формирования данного компонента учения у школьников. В частности, П.Я. Гальперин представил психологические основы теории и практики самоконтроля Осницким А.К. предоставлена общая характеристика самоконтроля как составляющей умения учиться. Описаны самоконтроль как фактор развития позиции субъекта учения в школьника. В целом, проблема самоконтроля в обучении представлена широким кругом вопросов. Однако, важность внедрения компетентностного образования в общеобразовательных учебных заведениях актуализирует исследования и дальнейшее комплексное изучение сути самоконтроля в дидактическом аспекте и целостный процесс его формирования у школьников.
2. Самоконтроль как деятельность учащихся способствующая их развитию
Потребность в самоконтроле и критической самооценке вызывает познавательную активность ученика, заставляет его активно и самостоятельно мыслить. Ученик будет анализировать свои действия не только после или в ходе непосредственного её совершения, но и заранее до её совершения. Прежде чем выполнить, он рассмотрит каждое свое действие с разных точек зрения, выдвинет различные гипотезы, рассмотрит различные возможности её решения и постарается выбрать наиболее оптимальный вариант. Возникшее в ходе рассуждения противоречия будут толчком к самостоятельному пересмотру своих действий, а если это необходимо, то и к её корректировке, к выявлению причин своих ошибок и неудач.
Считаю, что потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий, постоянно развиваясь в ученике, превращается в его личностное качество, которое ему будет необходимо в любой другой деятельности. Сформировавшись, она становится неотъемлемой чертой его характера, которая в свою очередь будет способствовать дальнейшему развитию мыслительных способностей учащегося. И конечно же, предметом, наиболее способствующим выработке потребности в критической самооценке и самоконтроле своих действий и, вместе с ним, развитию мыслительных способностей учащихся является математика. Потребность в самоконтроле и тщательной проверке результатов своих действий, умение критически относится к собственной деятельности – являются важнейшими навыками, которые должны вынести учащиеся из прохождения курса математики.
Опыт показывает, что часто из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребёнка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик самоосвобождается от необходимости контролировать и оценивать. В связи с этим учебная работа ребёнка постепенно лишается собственно контролирующего и оценивающего компонентов и, следовательно, внутренней мотивирующей и направляющей основы. И как результат – пробелы в знаниях. Именно поэтому все усилия я направляю на организацию собственных контрольно-оценочных действий обучающихся.
3.Формирование самоконтроля в учебной деятельности
Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля:
1 этап: ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.
Для этого учитель должен:
показать учащимся, что любое обучение - органическое единство двух процессов: передача
обучаемому
в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала.
ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;
сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля;
выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценки;
2 этап: Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.
взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля - ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль).
3 этап :обучающийся должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию.
От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности со стороны учителя.
В результате этой работы:
во-первых, учащиеся организуют свою деятельность в цикличной форме, периодически проверяя и оценивая её, тогда самоконтроль и самооценка выполняют функцию рефлексивного замыкания некоторого этапа этой работы;
во-вторых, в процессе самоконтроля и самооценки ученик, как субъект деятельности, выполняет обобщения и сопоставления, осмысливает критерии анализа своей деятельности.
4.Формирование самоконтроля на уроках математики
Для формирования действия самоконтроля у младших школьников на уроках математики можно использовать следующие приёмы:
Фронтальная проверка
. Коллективный разбор заданий, которые ученики выполняли дома или на уроке. Эта форма используется на начальном этапе формирования самоконтроля.
Индивидуальный контроль
. Ученик выполняет задания самостоятельно. Эта форма достаточно сложная, с ней могут справиться только те ученики, у которых уже в какой-то степени сформирован самоконтроль.
Взаимный контроль
. Его можно использовать при проверке письменных и устных ответов. Взаимный контроль позволяет углубить знания учеников, влияет на развитие внимания и ответственности перед выполняемой работой.
Также на уроках математики при решении задач можно использовать такие приёмы на развитие самоконтроля, как:
обратные задачи;
создание «цепной» задачи по схеме;
придумывание вопросов к условиям задач;
решение задач с неполными или излишними данными;
создание задач для одноклассников с неполными или излишними данными.
Кроме того, учителю нужно объяснить ученикам, что в решении какого-либо задания нужно проверять не только окончательный результат, но и промежуточный.
Например, при выполнении сложения чисел столбиком, учащиеся проверяют примером на вычитание. При проверке знания таблицы сложения (вычитания, умножения, деления) проводим математический диктант.
1 вариант. Учащиеся показывают ответы с помощью веера или блокнота, затем говорим вслух ответ. Во время диктанта учащиеся осуществляют самоконтроль, а в конце диктанта подводят итог – как знают таблицу.
2 вариант. Учащиеся записывают ответы в тетрадь (на листок). Далее проводится самопроверка или взаимопроверка. По окончании диктанта - зачитываются ответы, ошибки исправляются. Этот же приём используем при проверке умения решать задачи.
Иногда используем такой приём. Учащиеся самостоятельно решают примеры на сложение (вычитание). Выполнили верно, если ответ равен, например 245. Можно проверить работу, сверив её с эталоном.
При изучении темы «Деление пополам и половина», учащиеся самостоятельно делили прямоугольник пополам. Когда была выполнена работа, на доске были продемонстрированы 3 способа деления пополам. Учащиеся сравнивали, определяли, как выполнили они и узнали о разных способах.
Таким образом, я предполагаю, что такая работа должна привести:
во-первых, к формированию у учащихся устойчивой потребности в самоконтроле и критической самооценке себя и каждого шага своего действия;
во-вторых, к развитию мыслительных и творческих умений ученика, чему будет способствовать выполняемые в ходе такой деятельности специфические мыслительные операции.
в-третьих, к пробуждению внутренней инициативы, активизации внутренних сил самого ученика, к самоуправлению и
саморегуляции
своей
деятельностью со стороны самих учащихся, и к управляемости процессом обучения и развития учеников со стороны учителя.
Вывод:
Самоконтроль является важным умением для осуществления управления процессом учения, психолого-педагогическая сущность которого состоит в умении соотнести полученный результат с поставленной целью. Младший школьный возраст - очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желания и умение учиться, уверенность в своих силах. У учеников должна быть заложена привычка контролировать свои действия с самых первых шагов обучения.
Развитие самоконтроля в учебной деятельности у младших школьников подчиняется определенным закономерностям. В начале обучения в школе овладение самоконтролем выступает для детей как самостоятельная форма деятельности, внешняя по отношению к основной задаче. Постепенно, благодаря многократным и постоянным упражнениям в его осуществлении, самоконтроль превращается в необходимый элемент учебной деятельности, включенный в процесс его выполнения. Только во втором-третьем классе, самоконтроль начинает все более заметно проявляется как «составная часть» учебной деятельности. Именно с этого момента можно говорить о том, что самоконтроль вошел в привычку и даже превратился в черту характера.
Главное в обучении учащихся элементам самоконтроля - научить их контролировать себя в процессе выполнения самостоятельной работы, мысленно несколько опережая практические вычислительные действия и каждый раз обращаясь к ним при малейших затруднениях в вычислениях.
Достичь более осознанного и прочного формирования вычислительных навыков счета можно при более эффективном и полном функционировании в учебном процессе всех условий успешного формирования навыков, особенно важнейших из них - условий контроля и самоконтроля.