Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие мотивации к трудовой деятельности через занятия сельскохозяйственным трудом у учащихся с ОВЗ | Котоманова Ирина Андреевна. Работа №349853

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья рассматривает подходы к развитию мотивации к трудовой деятельности у учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) через занятия сельскохозяйственным трудом. Анализируется значимость сельскохозяйственной деятельности как элемента адаптированных образовательных программ, направленных на развитие устойчивого интереса к труду и привитие базовых трудовых навыков. Рассматривается роль педагогов в создании условий для успешной реализации сельскохозяйственных проектов и формировании у учащихся ответственного отношения к труду.

Ключевые слова: трудовая деятельность, мотивация к труду, сельскохозяйственный труд, учащиеся с ОВЗ, адаптированное образование, практическая деятельность, жизненные компетенции.

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ ТРУДОМ У УЧАЩИХСЯ С ОВЗ

 

Котоманова Ирина Андреевна, учитель

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Большееланская средняя общеобразовательная школа",с. Большая Елань

 

Аннотация. Статья рассматривает подходы к развитию мотивации к трудовой деятельности у учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) через занятия сельскохозяйственным трудом. Анализируется значимость сельскохозяйственной деятельности как элемента адаптированных образовательных программ, направленных на развитие устойчивого интереса к труду и привитие базовых трудовых навыков. Рассматривается роль педагогов в создании условий для успешной реализации сельскохозяйственных проектов и формировании у учащихся ответственного отношения к труду.

Ключевые слова: трудовая деятельность, мотивация к труду, сельскохозяйственный труд, учащиеся с ОВЗ, адаптированное образование, практическая деятельность, жизненные компетенции.

 

Мотивация к трудовой деятельности является важным элементом личностного развития учащихся, особенно в случае детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Формирование трудовых навыков, а также осознанного и позитивного отношения к труду позволяет детям с ОВЗ успешно адаптироваться в социуме, преодолевать трудности и уверенно строить своё будущее. В этом процессе особое место занимает сельскохозяйственный труд, который в адаптированных образовательных программах для детей с ОВЗ выполняет важную развивающую и воспитательную функцию. Работая с растениями и животными, дети получают возможность взаимодействовать с природой, учатся планировать свои действия, видеть результаты своего труда, что существенно укрепляет их уверенность в собственных силах.

Сельскохозяйственный труд — это многофункциональная и универсальная деятельность, позволяющая педагогам создать условия для многогранного развития учащихся. В ходе занятий дети получают знания о природных процессах, приобретают практические навыки в выращивании растений и уходе за ними, что способствует развитию их физических и когнитивных способностей. Одной из ключевых целей занятий сельскохозяйственным трудом является формирование у учащихся устойчивого интереса к деятельности и, как следствие, позитивного отношения к труду. Благодаря возможности наблюдать за результатами своих усилий дети начинают осознавать значимость приложенных усилий и важность каждого этапа работы.

Основой мотивации к трудовой деятельности для учащихся с ОВЗ является понимание ценности и пользы выполняемой работы, а также восприятие её как части учебного процесса, ориентированного на будущее. Педагогам важно строить занятия так, чтобы дети понимали практическую значимость своего труда, видели, как вырастает растение или как плоды их работы приносят пользу. Например, выращенные овощи могут быть использованы в школьной столовой, а цветы — для украшения учебных помещений, что делает результат труда осязаемым и значимым для каждого учащегося.

Для успешного формирования мотивации к труду среди учащихся с ОВЗ важно учитывать их индивидуальные особенности. Сельскохозяйственная деятельность хорошо адаптируется под физические возможности и уровень подготовки каждого учащегося, позволяя каждому найти своё место в процессе. Одни дети могут заниматься посадкой растений, другие — их поливом, третьи — уходом за грядками и сбором урожая. Такой подход позволяет каждому учащемуся почувствовать себя полезным и значимым, что позитивно влияет на формирование самооценки и уверенности в себе. Занятия сельскохозяйственным трудом также способствуют развитию таких качеств, как ответственность, усидчивость, терпение, что, в свою очередь, укрепляет внутреннюю мотивацию и интерес к трудовой деятельности.

Педагогическая поддержка и наставничество являются неотъемлемыми компонентами занятий сельскохозяйственным трудом. Педагоги создают комфортные и безопасные условия для работы, обучают детей основным приёмам и техникам, необходимым для выполнения поставленных задач. Особое внимание уделяется поощрению успехов учащихся и поддержке в случае трудностей, что помогает им почувствовать уверенность в своих силах и стремление достигать новых результатов. При этом педагоги могут сочетать индивидуальный подход с работой в малых группах, что развивает у детей навыки коммуникации, учит работать в команде и принимать участие в коллективной деятельности.

Сельскохозяйственный труд также предоставляет уникальные возможности для реализации междисциплинарного подхода, что позволяет интегрировать элементы других предметов, таких как математика, природоведение и основы безопасной жизнедеятельности. Например, при посеве семян учащиеся могут решать задачи на распределение количества семян, планировать количество полива или распределение удобрений, что развивает навыки счёта и планирования. Занятия на природе помогают детям изучать окружающий мир и при этом воспринимать знания как практические и применимые, что повышает интерес к учебной деятельности в целом.

Педагогический эффект сельскохозяйственного труда заключается не только в освоении конкретных трудовых навыков, но и в развитии жизненных компетенций, необходимых для успешной адаптации в обществе. Работа с растениями, животными и природными материалами требует от учащихся терпения, внимательности и аккуратности, что способствует укреплению их ответственности и самостоятельности. Эти навыки особенно важны для детей с ОВЗ, так как помогают им преодолевать страхи, неуверенность и стеснительность, которые часто встречаются у учащихся с особенностями в развитии. Наблюдая результаты своего труда и получая положительную оценку со стороны педагогов и сверстников, дети начинают лучше осознавать свои возможности, становятся более активными и инициативными.

Не менее важным аспектом сельскохозяйственного труда является воспитание экологического сознания и формирование уважительного отношения к окружающей среде. Учащиеся узнают о важности защиты природы, знакомятся с принципами экологичного ведения хозяйства и правилами заботы о растениях и животных.

Таким образом, сельскохозяйственный труд является эффективным средством формирования мотивации к трудовой деятельности у учащихся с ОВЗ. Данная форма работы позволяет педагогам создавать условия для многогранного личностного и социального развития детей, формировать у них позитивное отношение к учебной и трудовой деятельности. Благодаря сельскохозяйственному труду учащиеся не только осваивают практические навыки, но и развивают уверенность в себе, учатся взаимодействовать с окружающим миром и обществом. Этот комплексный подход к обучению позволяет педагогам достигать целей адаптированного образования и помогает детям с ОВЗ успешнее интегрироваться в социальную среду.

 

Список литературы

1. Петропавлова Г. В. Развитие познавательных особенностей у обучающихся с ОВЗ / Г. В. Петропавлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 18 (98). — С. 491-493.

2. Титова Я. Б. Уроки трудового обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт работы / Я. Б. Титова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2019. — № 3 (16). — С. 8-11.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×