Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Развитие мотивации к занятиям музыкальной деятельностью в условиях ДШИ» | Шмидт Ирина Дмитриевна. Работа №292577

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Шмидт Ирина Дмитриевна
 

 

 

Задача педагога детской музыкальной школы состоит в том, чтобы суметь заинтересовать ребенка процессом овладения инструментом, чтобы необходимый для этого труд постепенно стал потребностью. Добиться этого у начинающих заниматься на фортепиано сложнее, чем в других отраслях искусства, например в рисовании, танцах, где ребенку легче проявить творческое начало и где он раньше видит конкретные результаты своей работы. Важно помочь учащимся выявить меру своего таланта и сделать выбор. Ведь далеко не всегда масштаб талантливости и желание сделать музыку профессией обнаруживаются в первые годы обучения.

А. Дистерверг

 

 

 

 

 

Реферат

 

«Развитие мотивации к занятиям музыкальной деятельностью детей разного возраста в условиях детской школы искусств»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Шмидт И.Д.

 

 

 

 

 

 

2017

Введение

«Вопрос о мотивации учения есть вопрос

о процессе самого учения»

П. Я. Гальперин

Актуальность темы

Анализ практической деятельности учителя музыкальной школы свидетельствует, что часто педагог строит свою работу с учетом только внешней, формальной характеристики поведения учащегося, не раскрывая его внутреннего содержания. Добившись от учащегося форм поведения, внешне, результативно отвечающих моральным нормам, определенным правилам поведения, он, не зная мотивов, по которым в данной ситуации эти правила выполняются учащимся, ничего не знает о самом ребенке. Не зная о подлинных личностных мотивах деятельности учащегося, педагог не может рассчитывать на то, чтобы верно определить его дальнейшее жизненное поведение, а следовательно, и его поведение в музыкальном обучении. Не умея проникнуть во внутреннее содержание действий и поступков ребенка, в мотивы его действий и внутреннее отношение к задачам, которые перед ним ставятся, педагог работает «вслепую». Ему неизвестны ни ученик, на которого он должен воздействовать, ни результаты его собственного воздействия.

Задача педагога детской музыкальной школы состоит в том, чтобы суметь заинтересовать ребенка процессом овладения инструментом, чтобы необходимый для этого труд постепенно стал потребностью. Добиться этого у начинающих заниматься на фортепиано сложнее, чем в других отраслях искусства, например в рисовании, танцах, где ребенку легче проявить творческое начало и где он раньше видит конкретные результаты своей работы. Важно помочь учащимся выявить меру своего таланта и сделать выбор.

Вместе с тем в практике обучения учащихся в музыкальной школе по формированию мотивации имеются существенные противоречия. Занятия ученика в музыкальной школе, как правило, имеют профессиональную направленность. Однако известно, что не все выпускники музыкальных школ становятся профессиональными музыкантами. Так как стать профессиональным музыкантом хотят не многие, а других преимуществ музыкального образования родители, определяющие своих детей в класс фортепиано, не знают, возникает вопрос: для чего приобретать инструмент, вкладывать в обучение ребенка много времени, сил и средств? На современном этапе развития музыкального образования важно:

создать условия, способствующие гармоничному развитию личности ребенка,

обеспечить преподавателя арсеналом педагогических средств, обеспечивающих успешность развития у младших школьников мотивации к обучению музыке.

2 Теоретическая часть.

Вопросы мотивации - о целях, причинах и формах активной деятельности — занимали ученых уже в те далекие времена, когда о специализации наук не было и речи. Ее изучение имеет давнюю историю. Изложение вопросов мотивации встречается у Спинозы, Гоббса, Декарта в XVII в.

В советской педагогике и психологии исследователи выделяют познавательные и широкие социальные мотивы поведения, изучают их возрастную динамику, связь с некоторыми сторонами личности школьников - самооценкой, уровнем притязаний (работы Л.И. Божович, Н.Г. Морозовой, Л.С. Славиной, П.М. Якобсона и др.). В.И. Петрушин исследовал мотивацию в обучении школьников, занимающихся музыкой. Д.К. Кирнарская отмечала важную роль мотивации обучения в достижении успеха музыканта.

Характеризуя степень разработанности исследуемой проблематики применительно к процессу начального музыкального образования, следует констатировать дефицит педагогических исследований, посвященных систематической разработке проблем специфики, динамики, условий и методов формирования мотивации обучения младших школьников в классе фортепиано.

Деятельность при обучении протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у ребёнка имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Учебной деятельность идет более успешно, если у ученика сформировано положительное отношение к обучению, воспитано чувство долга, ответственности, есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков и другие мотивы. Но, к сожалению, на сегодняшний день отсутствие этого интереса к учебе и является одной из проблем, заслуживающей особого внимания. В нынешней педагогике накопился ряд противоречий, препятствующих формированию мотивации обучения школьников в классе фортепиано.

Дети XXI века значительно отличаются от предыдущих поколений. Они больше информированы, круг их интересов шире. А учат детей порой по-старому, бесконечно эксплуатируя в основном их память. Поэтому учение становится обременительным для ребенка.

Часто учащиеся класса фортепиано осваивают минимальный учебно-педагогический репертуар. Исходя из требований устаревших типовых программ ДШИ, некоторые преподаватели видят основную задачу обучения в тщательном выучивании учениками небольшого количества пьес и этюдов за определенный отрезок времени (учебная четверть, полугодие) для показа на академическом концерте, техническом зачете, экзамене. В этом случае неминуемо возникают ситуации, когда в повседневной учебной практике учащиеся имеют дело с весьма ограниченным числом пьес, разучиваемых на протяжении довольно длительных отрезков времени, и подолгу не обращаются к изучению нового материала. Данное обстоятельство негативно сказывается на мотивационном аспекте обучения учащихся и темпе их развития. « Не может быть полноценного развития, когда «молодые музыканты учат… подолгу и понемногу - немногое» -говорит Цыпин Г.М.

Очень большое внимание на уроках уделяется работе над развитием исполнительской техники учащихся. Нередко это происходит в ущерб пополнению фонда знаний теоретического и обобщенного характера, формированию рационально-логических компонентов мышления учеников. Познавательная сторона обучения отстает от практического освоения учащихся инструмента. На занятиях, главной целью которых является формирование всевозможных игровых навыков, просто не остается времени на общее музыкальное воспитание, просвещение, на решение художественно-поисковых задач, что также отрицательно сказывается на развитии ребенка. Нередко после достаточно длительного обучения юные музыканты способны лишь сыграть несколько пьес, выученных под руководством педагога.

К сожалению, крайне недостаточно времени и внимания на занятиях уделяется обучению учащихся творческим видам музицирования (подбору по слуху, импровизация), которые активируют развитие практически всех музыкальных способностей начинающих пианистов.

2. Виды мотивов и мотивации учебной деятельности

Тема мотива и мотивации очень хорошо разработана в педагогической психологии, и это, как ни странно, создаёт определённые трудности в овладении этой темой, поскольку часто по одному и тому же вопросу у психологов существует несколько разных мнений, а и следовательно, отличающихся методик для выявления какого-либо факта. Для лучшего понимания проблемы целесообразно условиться об однозначности определений терминов «мотив» и «мотивация», хотя в психологии встречаются различные определения этих понятий.

Итак: что такое «мотив»?

Мотив - это то, что побуждает деятельность (является формой проявления потребности).

Что такое «мотивация»?

Мотивация - процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей.

Классификация мотивов по Т.¬ А. ¬Ильиной

Мотивы, непосредственно побуждающие:

зависят от личности и деятельности учителя, отобранного материала, методов.

опираются на непроизвольное внимание, основаны на положительных эмоциях.

Мотивы, перспективно побуждающие:

связаны с предметной целеустремлённостью самого ученика, нацеленностью его деятельности на будущее.

это интерес к предмету, к определенной деятельности, к которой есть склонность; желание заслужить одобрение товарищей.

мотивы часто могут быть связаны с отрицательными эмоциями – страх перед учителем, родителями.

опираются на произвольное внимание, связанное с сознательно поставленной целью.

Мотивы интеллектуального побуждения:

интерес к процессу умственной деятельности;

стремление найти самостоятельный ответ на вопрос, чувство удовлетворения от успешного решения, чувство удовлетворения от самого процесса мыслительной работы;

пробуждение и поддержание подобных интересов зависит от учителя, т.е. необходимо обучение учащихся приёмам умственной деятельности, овладения общеучебными умениями.

Это разделение очень условное, мотивы переплетаются друг с другом, переходят один в другой, объединяются; кроме того, соотношение мотивов меняется в зависимости от возраста; так в младших классах – преобладают непосредственно побуждающие мотивы; в старших – перспективно-побуждающие и социальные.

Классификации мотивов учения по Т.¬ А.¬ Ильиной

(опирается на две тенденции: к достижению успеха и избеганию неудачи)

Задача учителя при этом – развивать у учеников стремление к успеху, поощрять даже маленькие достижения, не акцентировать внимание на неудачах.

Выводы по мотивам деятельности ученика

Ведущими мотивами ученической деятельности могут быть и внешние, и внутренние мотивы. Разумеется, все мы хотим, чтобы деятельность наших учеников направлялась внутренними мотивами, но и внешняя мотивация может привести к постановке цели деятельности, если это только не отрицательный (боязнь плохой отметки), а положительный мотив (желание получить хорошую отметку).

Крайне важно знать динамику развития мотивов, и следить за тем, чтобы внешние положительные мотивы не перешли во внешние отрицательные. При правильно поставленном обучении происходит наоборот, интерес к учителю перерастает в интерес к предмету и позже – к науке, которую он представляет.

Реально каждый ученик побуждается несколькими мотивами, т.к. учебная деятельность всегда полимотивирована.

Для понимания специфики мотива необходимо их соотнесение с возрастом. Возрастные особенности детей оказывают влияние на мотивацию. Например, готовность школьников подчиняться требованиям взрослых резко снижается от 4-го к 7-му классу, что свидетельствует о снижении роли внешней и увеличении внутренней мотивации. К сожалению, этот факт редко принимается во внимание как родителями, так и учителями.

Теперь же интересно будет посмотреть, как мотивируется учебная деятельность школьника по возрастам. Ниже я привожу таблицу, где показан возраст и соответствующий возрасту мотив (таблица составлена обзорно, и мотивы сознательно упрощены, а некоторые даже и не включены, т.к. главное назначение этой таблицы – показать другой принцип классификации, а также показать взаимосвязь возраста и мотива).

Таблица «Мотивы учебной деятельности»

Возраст/Группа Мотив

Первоклассники (дошкольники)

интерес к учению вообще

стремление к взрослости

Младшие школьники

беспрекословное выполнение требований учителя (т.е. у большинства – социальная мотивация);

получаемые отметки;

престижный мотив;

познавательный мотив (очень редко).

Средние классы

стойкий интерес к определённому предмету на фоне снижения общей мотивации к учению;

мотив посещения уроков – «не потому, что хочется, а потому, что надо»;

требуется постоянное подкрепление мотива учения со стороны в виде поощрения, наказания, отметок;

потребность в познании и оценке свойств своей личности;

главный мотив – стремление найти своё место среди товарищей (желаемое место в коллективе сверстников);

особенность мотивации – наличие подростковых установок.

Старшие классы

основной мотив – подготовка к поступлению.

Как видно из этой таблицы – мотив с возрастом меняется, и меняется потому, что меняются потребности.

Проблема мотивации и мотивов поведения — одна из стержневых в педагогике и психологии. Откуда берутся и как возникают мотивы? Что они собой представляют?

При выполнения внешне одних и тех же действий, достижения одних и тех же целей у учеников бывают разные мотивы.

Рассмотрим виды мотивов поподробнее.

Познавательные мотивы:

связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;

ориентируют школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками;

определяются глубиной интереса к знаниям;

отражают стремление школьников к самообразованию;

Социальные мотивы:

связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми:

стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу;

желание выполнить свой долг;

понимание необходимости учиться;

чувство ответственности;

Позиционные мотивы:

выражаются в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет.

проявляются в попытках самоутверждения — в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе и т.д.

Мотивы социального сотрудничества:

состоят в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми;

стремится осознавать, анализировать способы и формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем, товарищами по классу

С. Л Рубинштейн отмечал: «для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им», т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося, и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

Мотив учения может быть внутренним — при самостоятельной познавательной работе или внешним — при оказании помощи взрослым.

Внутренние мотивы таковы:

интерес к процессу деятельности;

интерес к результату деятельности;

стремление к саморазвитию;

развитию каких-либо своих качеств, способностей;

Внешние мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления родных, учителя и др.. Если ученик решает задачу, то внешними мотивами этого действия могут быть: желание получить хорошую отметку, показать своим товарищам свое умение решать задачи, добиться похвалы учителя и т.д.

Внутренними мотивами в данном случае являются: интерес к процессу решения задачи, к поиску способа решения, результату и т.д. Необходимо учитывать, что мотив всегда является, с одной стороны, внутренней характеристикой сознания ученика, побуждением его к деятельности. С другой стороны, такое побуждение может исходить извне, от другого человека. Если без контроля и напоминания взрослого мотив не актуализируется, то, следовательно, он является внешним для ученика. В ходе обучения учителю необходимо стремиться к тому, чтобы у учащихся формировались, прежде всего,

Школьники, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели. Деятельность (обучение) вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания. Мотивированные на успех учащиеся часто выбирают для себя профессии, соответствующие их знаниям, умениям, навыкам, способностям.

Школьники, мотивированные на недопущение неудачи, ведут себя иначе. Их цель заключается в том, чтобы избежать неудачи. Мотив недопущения неудачи связан с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в возможность успеха. Любые сложности вызывают отрицательные эмоции. Такие ученики характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения, причем они игнорируют объективную информацию о своих способностях и возможностях.

Учащиеся, у которых преобладает стремление к успеху, свои победы и неудачи объясняют объемом приложенных усилий, силой своего старания, что свидетельствует о внутреннем контролирующем факторе. Ученики, у кого преобладает стремление к недопущению неудач, собственный неуспех объясняют отсутствием способностей или невезением, а успехи — везением или легкостью задания. В результате развивается так называемая «выученная беспомощность». Поскольку ученик не может повлиять ни на сложность задания, ни на везение, ни на отсутствующие способности, то, следовательно, и пытаться что-то делать дальше кажется ему бессмысленным. Такие школьники впоследствии отказываются от выполнения даже самых простых заданий.

По-разному влияют на результативность деятельности позитивные и негативные мотивы. Понятно, что наиболее эффективны позитивные. Однозначно позитивной является мотивация достижения успеха. Учащиеся с такой мотивацией активны, отличаются настойчивостью в достижении цели. Привлекательность задачи для них возрастает пропорционально ее сложности (чем сложнее, тем интереснее). Свои неудачи способны переоценивать в свете достигнутых успехов. Интересно, что в условиях дефицита времени результативность деятельности, как правило, улучшается. Такому ученику можно дать задание за короткий срок выучить достаточно сложную пьесу. Наградой за интенсивный труд станет удовлетворение потребности в самоутверждении. А вот мотивация избегания (боязни) неудачи относится к негативной сфере. При данном типе мотивации ученик, прежде всего, стремится избежать срыва, неудачи, наказания. Еще ничего не сделав, он уже боится возможного провала и думает, как его предотвратить, а не о том, как достичь успеха. Такие дети избегают ответственных заданий, изыскивают причины отказа от них, плохо оценивают свои возможности. В условиях дефицита времени результативность деятельности таких учащихся ухудшается.

Отметка, изобретенная как измеритель результата, тоже участвует в создании устойчивых мотивов к познанию, но не вся пятибалльная шкала, а только «2» и «5». При этом работают два психологических механизма: страх перед «неудом» и вдохновение от полученной « пятерки». Исторически двойка и пятерка заменили собой похвалу и розги, которыми оценивали в 15 – 17 веках. Причем страх оказывается сильнее вдохновения потому, что страх наступает перед познавательным актом (выступлением), а вдохновение – после. Психология определяет это как приоритет мотива «избегания неудач» перед «мотивом достижения». Негативную или отрицательную мотивацию формирует и воздействие на ученика такими понятиями как «должен» или «необходимо», в результате которого возникает ситуация «оказания давления». Ученик испытывает чувство удрученности, неудовлетворенности, высокое психоэмоциональное напряжение. И как итог – устойчивая и сильная тенденция к уклонению от учебы. Еще Павлов показал, что когда информация подается вне интереса, в коре головного мозга формируется центр ее активного отторжения.

Большинство учеников в наше время мало занимаются, ленятся, у них отсутствует инициатива. Причины этого широко распространенного явления различны, но важность и значимость такого фактора, как мотивация занятий музыкой, трудно переоценить. Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно привести ребенка в школу, однако без пробуждения интереса к учению освоение знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Процесс обучения необходимо выстраивать таким образом, чтобы ученик постоянно ощущал «компенсацию» за свою тяжелую работу. Такой «компенсацией» и будет удовлетворение определенных потребностей, что является одновременно и результатом деятельности ребенка, и стимулом к дальнейшей работе.

Поэтому необходимо обеспечить такое формирование мотивации, которое поддержало бы эффективную и плодотворную учебную работу каждого ученика, и было бы основой для его самообучения и самосовершенствования в будущем.

Каковы педагогические принципы для успешной реализации проблемы мотивации обучения?

принцип активизации учебно-познавательной деятельности школьников;

принцип диалогической направленности во взаимоотношениях преподавателя и учащегося;

принцип безотметочного оценивания.

Так что же такое принцип?

Принцип – это раскрытие как основного, исходного положения какой-либо теории, учения, руководящей идеи, основного правила деятельности. Это система теоретических обобщений, призванных организовать содержание и процесс обучения таким образом, чтобы оно осуществлялось наиболее плодотворно.

Интерес — это лучшее побуждение. Если у ребенка возник интерес к фортепиано, он делает большие успехи в короткое время, иногда превосходя всякие ожидания преподавателя. Вызвать интерес ребенка к предмету обучения — это и есть лучший педагогический прием в решении задач данного исследования. Чем больше определились интересы ученика, чем они более устойчивы и сильны, чем больше он уверен в своих возможностях и силах, тем более он настойчив в своих действиях, тем выше уровень его притязаний и выше его активность.

Необходимым условием для создания у учеников интереса к обучению и к учебной деятельности считают возможность ребёнка проявить в обучении инициативность и самостоятельность. Кроме того, практика показала, что для того, чтобы заинтересовать детей необходимо применять активные методы обучения, включать учащихся в активную поисковую деятельность.

Если ребенок «не идет навстречу» тем знаниям, которые взрослый хочет ему передать, они не будут усвоены учеником, как бы к этому ни стремился учитель, соответственно не будут формироваться ни интересы, ни активность, ни тем более мотивация к обучению школьника в классе фортепиано.

Познавательная активность.

Познавательная активность может рассматриваться как деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. Быть активным — значит, находиться в состоянии действия. Можно ли развить у ребенка ловкость и координацию движений рук, нужных, например, для формирования навыков фортепианного исполнительства, не упражняя его в этих действиях? Конечно, нет. Нельзя добиться развития у ребенка хорошего музыкального слуха, навыков музицирования, если не направить активность детей на непосредственное развитие всех этих навыков.

Регулярно и постепенно повышая требования к детям соответственно их продвижению, педагог мобилизует активность каждого ученика, побуждая его к усилию, необходимому для решения более трудной задачи сравнительно с теми, которыми ему удавалось решить вчера. Младшие школьники охотно подражают действиям взрослых людей. В классе фортепиано это хорошо проявляется в так называемом «Донотном периоде», где дети повторяют «с рук» легкие пьесы, упражнения, незнакомые слова, попевки и даже мимику учителя. Воспроизводя такие действия, дети упражняют свои сенсорно-моторные механизмы, свою наблюдательность, речь, восприятие.

Чрезвычайно важна для развития ребенка исполнительская активность. Он ждет указаний взрослого, при этом не только о том, что он должен делать, но и как, каким образом, в каком порядке надо выполнять ряд действий. Именно благодаря исполнительной активности, дети овладевают нужными уже отработанными взрослыми наиболее экономными и результативными способами и приемами действий. Многократное повторение таких действий ведет к образованию у школьника соответствующих навыков: чтение с листа, грамотный разбор нотного текста и т.

3. Педагогические принципы формирования мотивации обучения школьников в классе фортепиано.

Независимо от того, какие у учащегося способности, важным фактором, повышающим мотивацию, является достижение результата в работе. Иногда ученик, особенно начинающий, не может сориентироваться в малозаметном продвижении. Педагог должен оценить его усилия, объяснить - в чем именно наметился прогресс, а над чем необходимо еще поработать Оценкой результатов труда учащегося может стать поощрение, похвала и даже критика. Так, ученика со средними способностями, но старающегося, надо отметить и поддержать даже за незначительные сдвиги вперед. Если ученик организован, целеустремлен, показывает хорошие результаты, то поощрение лучше применять в случаях явно выраженных достижений. Сильного в волевом отношении и музыкально способного ученика, но ленивого, может стимулировать скорее критика, чем похвала. Придать ученику уверенность в своих силах может возвращение к пройденной пьесе по прошествии некоторого времени. Несомненно, ребенок исполнит ее на более высоком уровне, что станет подтверждением совершенствования его игры. А это является удовлетворением 2 потребностей: в положительной самооценке и в совершенствовании.

Особенности учебной мотивации младших школьников

Мотивация младших школьников тесно связана с их возрастными особенностями. Однако мотивы определяет не возраст как определенная, физиологическая стадия созревания, а именно характер деятельности ребенка, система его взаимодействий с окружающими людьми в этом конкретном возрастном периоде влияют на особенности мотивации.

Начальный период школьной жизни – это возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет. Он обусловлен важным внешним обстоятельством в жизни ребенка — поступлением в музыкальную школу.

К моменту поступления в школу у ребенка складывается достаточно сильная мотивация к обучению, в первую очередь она состоит в огромном желании посещать школу и учиться. Большинство детей в младшем школьном возрасте отличаются особой непосредственностью, открытостью, доверчивостью, верой в непререкаемый авторитет учителя. Они стремятся соответствовать новой социальной роли ученика, желают быть взрослыми, занять определенное место в коллективе сверстников. Эти особенности являются благоприятными условиями для формирования и упрочнения различных учебных мотивов.

Учебная деятельность предполагает ответственное отношение и высокий уровень самоконтроля и самооценки детей. В связи с этим очень важно сформировать у них умения организовать свою учебную деятельность и контролировать ее выполнение.

По данным исследований JI.И. Божович, внутренние мотивы учебной деятельности детей младшего школьного возраста — познавательные, связанные с самой учебной деятельностью, практически отсутствуют. В мотивационной сфере детей развиты мотивы, ориентированные на результат. Поэтому именно отметка занимает доминирующее место в его учебной мотивации. Отметка не только выражает оценку знаний, но и общественное мнение о нем. Как следствие дети стремятся к ней не собственно ради знаний, а ради сохранения и повышения своего престижа.

Мотивация младших школьников имеет и ряд негативных характеристик, препятствующих учению. Интересы младших школьников недостаточно действенны, неустойчивы и мало осознаны. Учебный материал и задания нередко быстро надоедает, за редким исключением ученик может объяснить, почему ему нравится урок. Желание работать на отметку приводит к тому, что в начальной школе часто не складывается интерес к преодолению трудностей в учебной работе.

У ребенка к моменту поступления в школу еще сохранилась потребность принимать цели взрослых за свои, следовательно, умение самостоятельно ставить их перед собой развиты плохо. На уроках в начальных классах важно ставить небольшие цели, так для младших школьников побудительная сила цели более эффективна при небольших объемах учебной работы. Слабые стороны процессов целеобразования также проявляются в неумении подчинить себя цели взрослого на достаточно длительное время, что выражается, например, в отсутствии внимания. Так же младший школьник не всегда умеет соизмерять намечаемые им цели со своими возможностями, путает причину и следствие. Все эти особенности могут приводить к неуспеху в учебной деятельности и снижению мотивации учения. В этом случае учителю важно соотносить свои требования к каждому ученику с реальными возможностями его произвольного внимания, а также последовательно и систематически помогать ученикам в их стремлении подчинить свое поведение нужным целям. В целом же умение подчинить свое поведение целям и задачам учителя от класса к классу возрастает.

По мнению З.П. Морозова, важное мотивационное значение в учении младших школьников имеют также эмоции. Действительно, ученики этого возраста отличаются впечатлительностью, непосредственностью проявлений эмоций, легко переключаются от одной эмоции к другой и т.д. В процессе овладения различными знаниями, понимания соответствия своего поведения требованиям школы у детей возрастают положительные эмоции. В процессе развития познавательных мотивов эмоции младших школьников становятся более содержательными и устойчивыми. Уже к концу обучения в начальной школе дети умеют контролировать свои эмоциональные проявления.

По результатам исследований ученых к концу 2-3-го класса можно увидеть тенденцию к понижению положительного отношения к учению. Также в качестве причин снижения интереса к учению в начальных классах В.А. Сухомлинский называл «злоупотребление учителя плохой отметкой, снижающее стремление ребенка учиться и его уверенность в своих возможностях» .

В целом понижение учебной мотивации можно расценивать как закономерность. Ребенок привыкает к школе и пребывание в ней теряет для него эмоциональную привлекательность. Поэтому некоторое общее снижение мотивации учения говорит лишь о том, что положительное отношение ребенка к школе удовлетворено.

Важно помнить, что именно младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Это период накопления знаний, он определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Учитель должен суметь создать такие условия обучения, чтобы к концу младшего школьного возраста ребенок хотел учиться, умел учиться и верил в свои силы.

Особенности мотивации школьников подросткового возраста

Отечественные психологи считают, что одно из центральных новообразований этого периода — чувство взрослости, которое выражается в стремлении к независимости, самостоятельности, в утверждении своего личного достоинства. Сравнивая себя с взрослым, подросток не видит никакой разницы между собой и взрослым. Он (подросток) отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Это переживание очень важно для развития личности в подростковом возрасте. Оно стимулирует активность подростка, направленную на усвоение ценностей, установок, норм, которые, с его точки зрения, подтверждают представление о нем как о взрослом. Чувство взрослости определяет стремление подростков приобрести умения и качества, характеризующие, по их мнению, взрослого человека и воплощенные в существующих у них образцах «настоящего мужчины» и «идеальной женщины». Они хотят участвовать в делах, которые впервые оказываются им доступны и где они могут проявить свои новые возможности.

Но в этот период снижается мотивация учения, что объясняется увеличением интереса к окружающему миру, а также увлеченностью общением со сверстниками. Но и формируются зрелые формы учебной мотивации, происходит переход к новой, более высокой форме учебной деятельности, в которой для учащихся раскрывается ее смысл как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию, переход к иному отношению к учению, приобретающему именно в этот период личностный смысл.

В подростковый период ценности, привитые ребенку в детстве, проверяются на прочность. Идет процесс осознания личностной значимости взаимодействия с музыкой. Только в подростковом возрасте дети начинают осознавать свои потребности, которые привели их в музыкальную школу. И если на начальном этапе обучения уровень тревожности компенсируется либо особым вниманием педагогов, либо особой организацией учебного процесса, то в подростковом возрасте этот компенсаторный характер не работает, возможно, в силу того, что обучение идет по стереотипу. Возникает необходимость:

• в психологической поддержке как самих подростков, так и их родителей;

• в методическом плане — нужно искать новые формы работы, которые бы повышали мотивацию подростков в процессе обучения музыке.

Поэтому необходимо перестраивать организацию учебного процесса с подростками. Более тщательно подходить к составлению личностно-ориентированных программ музыкального развития, включая в репертуарный список произведения современных авторов, вызывающие наибольший интерес ребенка. На занятиях использовать многообразные творческие формы, например, игра на синтезаторе – это и освоение нового современного инструмента, и расширение слуховых границ, особенно это важно в полифонических произведениях, которые можно сыграть и на органе, и на клавесине. Также привлечение детей к активной концертной деятельности, где удовлетворяется потребность в признании, особенно значимая в подростковом возрасте. Все эти виды работы направлены на повышение мотивации и интереса к занятиям музыкой.

Для подростка интереснее то, что посложнее. Интересны творческие задачки, где можно проявить личную инициативу, показать на что я способен.

Итак, основное условие успешного обучения – мотивация учения.

Для повышения, поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к школе учителям и родителям нужно воздействовать на те составляющие, от которых в большей степени зависит мотивация к учению:

• интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности;

• уверенность в себе;

• направленность на достижение успеха и вера в возможность положительного результата своей деятельности;

• интерес к людям, организующим процесс обучения;

• потребность и возможность самовыражения;

• принятие и одобрение значимыми людьми;

• потребность в социальном признании;

• наличие положительного опыта и отсутствие тревожности и страха;

• осознание ценности образования.

В арсенале приемов деятельности педагога должны быть:

• создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;

• эмоциональная речь учителя;

• нестандартная форма проведения уроков;

• учет возрастных особенностей школьников;

• создание ситуаций успеха;

• формирование адекватной самооценки учащихся;

• выбор действия в соответствии с возможностями ученика;

• актуализация творческой позиции;

• осознание значимости происходящего для себя и для других;

• использование проблемных ситуаций и дискуссий;

• использование познавательных и дидактических материалов, игровых технологий.

Формирование мотивации к обучению в музыкальной школе носит специфический характер и предполагает соблюдение педагогом следующих принципов:

• отход от только репертуарного обучения с увеличением работы по подбору на слух с фактурным аккомпанементом, транспонированию, по освоению композиционных навыков;

• оптимизация педагогического общения;

• общность классной и внеурочной работы;

• формирование самостоятельности;

• формирование особой эстетической среды, создающей атмосферу творческого поиска.

4. Методы и приемы формирования мотивации учащихся в классе фортепиано путем расширения репертуара.

Педагогический репертуар формируется постепенно. Поначалу молодой преподаватель, недавно окончивший собственную учебу, склонен давать своим ученикам то, что у него, как говорится, «в пальцах». Отсюда — завышение трудности ученических программ. Еще одной ошибкой является скудость и однообразие учебного репертуара, когда педагог даёт ученикам одни и те же «фирменные» пьесы. Между тем постоянное обновление педагогического репертуара — верный признак высокого профессионального уровня преподавателя.

Педагогическое общение.

В процессе обучения педагог передает своему ученику частицу самого себя, а во многих случаях – и всего себя. Часто именно через любовь ученика к учителю приходит и любовь к тому предмету, который он преподает. Любимый учитель, как правило, передает учащемуся и содержание своего отношения к самому себе, к другим людям, к окружающему миру в целом.

Учитель занимает в процессе обучения как бы промежуточное место между учеником и изучаемым предметом.

Дидактические способности учителя заключаются в умении передавать учащимся знания о предмете. Особенностью талантливых педагогов, добивающихся больших результатов в обучении своих учеников, является то, что они умеют одно и то же знание предлагать учащимся по-разному в зависимости от уровня их подготовки, психологических особенностей, содержания других предметов обучения. Хороший педагог в разработке методов преподавания учитывает не только индивидуальные особенности учащихся, но и свои собственные сильные и слабые стороны. Другой его важной чертой является умение увидеть изучаемое явление не только со своей собственной позиции, но и со стороны учащегося, понимая, что очевидно для него самого, может быть совершенно непонятно его ученику.

Мощным средством воздействия на ученика является СЛОВО.

Речь должна быть грамотной, лаконичной. Бессмысленно говорить ученику: «Последи за партией правой руки с точки зрения недодерживания и передерживания длительностей, в частности басов».

Столь же неуместны на уроке с детьми и прозаизмы. Если, прослушав игру ученика, деловито заметить: «Нет, это меня не устраивает», вряд ли ребёнок поймёт, что от него хотят.

Всем педагогам необходимо следить за правильностью своей речи. Часто можно услышать совет «хорошо проучить пассаж». Но пассаж проучить нельзя, его можно поучить и – выучить. Это также относится и к оборотам «играть отдельными руками», вместо «каждой рукой отдельно» или «пропевать мелодию» (в смысле «играть певуче»).

Слово педагога несёт рациональную и эмоциональную нагрузку. Педагог должен делать деловые указания с применением профессиональных терминов: «сыграй это не третьим, а вторым пальцем» вместо «указательным и средним; «здесь бекар, а не диез» вместо «белая и чёрная клавиша»; «играй crescendo» вместо «играй громче» и т.д. Не стоит говорить: «выучи этот кусок», если ученик уже знает, что это первое или второе предложение, главная или побочная партия сонатного аллегро или рефрен и эпизод рондо.

Но урок – это не монолог педагога. Если ответом будет молчание ученика, то речь педагога не принесёт желаемой пользы, Урок должен быть диалогом.

Организация самостоятельной работы учащихся.

Самостоятельная работа – вид деятельности школьников, при котором в условиях систематического уменьшения прямой помощи учителя выполняются учебные задания.

Самостоятельная работа способствует сознательному и прочному усвоению:

• знаний;

• умений;

• навыков формирования познавательной деятельности.

Воспитание самостоятельности должно стать неустанной заботой педагога, начиная с первого урока и вплоть до выпускного экзамена. Творчеству нельзя научить, но можно научить творчески работать. Для этого необходимо воспитать в учениках характер, волю, настойчивость в усвоении знаний, любовь к труду. Чтобы научить обучающегося творчески подходить к занятиям, педагог должен стремиться не преподносить все в открытом виде, а всегда давать «пищу» для размышления в домашней работе..

Все чаще последнее время встает вопрос о том, что мы должны обучать общую массу обучающихся, а не только способных. Для этого надо организовывать обучение таким образом, чтобы ученики получали не готовые знания, а в результате правильно организованной деятельности учителем, могли сами участвовать в процессе «открытия».

Все теоретические знания, пианистические навыки, приобретаемые и вырабатываемые на уроке, ребенок должен учиться «переносить» в домашнюю работу. Но часто обучающиеся не вникают в прочитанное задание, прочитали и забыли. Поэтому, желательно постоянно спрашивать, что задано конкретно.

На 1-м году обучения, играя неверно ритмически, чаще всего ребенок правильно рассказывает про длительности, но применить это знание умеет не всегда, т.е. нет внутреннего контроля, внимания, но при педагогической настойчивости постепенно навык самоконтроля приобретается. Считать вслух так же следует обязательно уже при первом разборе. Очень важным навыком является привычка начинать счет вслух за один или два такта до начала игры. М.Лонг счет связывала с самоконтролем: «Нервный прилив и напряжение распределяются при счете между пальцами и губами, к ученику возвращается внутреннее равновесие, одновременно исчезают судороги рук и горла».

К сожалению, есть такая категория обучающихся, с которыми работа сводится только к работе над текстом. Но, если достигнут результат самостоятельности и ребенок в итоге сам провел эту работу, значит время потрачено не зря, независимо от потери художественности.

Но тренировка на уроке ни в коем случае не должна подменять домашнюю работу ленивого, неаккуратного, невнимательного, небрежного ученика; через это он делается еще ленивее, еще невнимательнее. Если ученик не умеет работать, нужно сделать его прежде всего работоспособным, а для этого – заставлять полусамостоятельно работать в своем присутствии.

Выступления немотивированных обучающихся надо обязательно включать в общие классные концерты. Это придает им уверенность в своих силах и побуждает к работе над более сложными произведениями. Таким ученикам надо точно и четко объяснить их достоинства и недостатки. Достоинства следует всячески развивать и поощрять каждую, даже самую маленькую удачу. А недостатки тщательно анализировать и планомерно стремиться от них избавиться.

У немотивированных обучающихся существует своеобразная «боязнь» плохой оценки. Если они получают «тройку», тот настроение у них падает, заниматься начинают с неохотой. Необходимо объяснить ребенку, что даже «хорошую», «крепкую» тройку заработать можно только упорным трудом. Оценку следует использовать как обратную связь, необходимую для ученика, информацию об эффективности его работы, а не как средство жесткого контроля, давления. Стимулами к самостоятельности являются поощрение и хорошая оценка за минимум сделанного. Но иногда и отрицательная оценка толкает к самостоятельности.

Мотивация – это создание и поддержание у обучающегося интереса к изучаемому материалу. Чтобы учение было сознательным и успешным, ученик должен понимать, зачем ему нужен изучаемый материал. Необходимый тип мотивации определяется как возрастом ребенка, так и содержанием самого материала.

Методы преподавания, стимулирующие инициативу и самостоятельность обучающихся (поищи, подумай, попробуй…), и методы «авторитарной» педагогики (запомни то-то, сделай так-то…) должны быть сбалансированы в работе учителя.

Как научить работать:

1. Воспитывать отношение к игре на фортепиано как к серьезному делу. Это не только удовольствие, но и обязанность. Регулярность занятий, которые не должны зависеть от вдохновения и настроения.

2.Воспитание внимания:

а) к звуку, к слышанию конкретного звучания;

б) достижение цели в каждый данный момент.

3. Воспитание отношения к тексту.

Как и всякая форма учебно-воспитательного процесса, самостоятельная работа призвана выполнять несколько функций:

• Образовательную (систематизация и закрепление знаний обучающихся);

• Развивающую (развитие познавательных качеств обучающихся – их внимания, памяти, мышления, речи);

• Воспитательную (воспитание устойчивой мотивации к учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда ведущих качеств личности – честности, трудолюбия, требовательности к себе, самостоятельности и др.).

4.4 Вовлечение в процесс обучения родителей ученика.

Для более эффективной работы весьма желательно поддерживать заинтересованность родителей в обучении ребёнка и по возможности создать прочные партнерские отношения в команде «учитель-родитель-ученик».

Одним из первых шагов к установлению таких отношений может считаться помощь в поиске и выборе приобретаемого инструмента, которую способен оказать учитель родителям ученика.

Родителям учащихся 6-8-летнего возраста, а иногда и родителям более взрослых детей, целесообразно предлагать присутствовать на уроках. Взрослый человек запоминает материал урока лучше ребёнка и в случае необходимости может помочь учащемуся при выполнении домашних заданий. Видя результат и относясь с пониманием к процессу становления музыканта, родители, как правило, больше заинтересовываются обучением ребёнка и побуждают юного музыканта заниматься усерднее.

Родителям важно объяснить, что необходимо искать все возможности музыкальной практики для ребёнка (например, на семейных праздниках или классных мероприятиях в общеобразовательной школе).

На родительских собраниях следует освещать вопросы, касающиеся того, как повысить эффективность и ускорить процесс обучения (например, объяснить родителям, насколько необходимо чтение с листа).

Среди родителей возможно распространить распечатанные материалы, представляющие собой советы, направленные на оптимизацию процесса обучения.

Помимо этого, важно привить как ученикам, так и их родителям любовь к инструменту, убедить их в красоте его звучания, а также в его востребованности.

5.Заключение.

Формирование мотивации является одной из важнейших задач современной системы дополнительного музыкального образования. Мотивация оказывает большое влияние на успешность учебного процесса и играет важную роль в воспитании многих личностных качеств учащихся, формировании их познавательных интересов и творческой активности. «Ребенок – росток человеческий – в своем музыкальном становлении должен пройти тот же путь, который прошло человечество, «взрастившее» музыку (это для ребенка более органично, нежели получить готовый итог многовекового развития музыкальной культуры в виде концентрата, который ему трудно «переварить»). И если создано единство «ребенок–музыка–учебный процесс» и происходит совместное слияние творческих устремлений учителя и ученика, то занятия музыкой способны в огромной степени повлиять на нравственное и духовное развитие ребенка. Только шаг за шагом, ведя учеников от первых еще поверхностных музыкальных впечатлений к глубокому и серьезному постижению музыки, когда искусство из приятного препровождения времени превращается в жизненную потребность человека, педагог – музыкант сумеет приобщать своих учеников к миру музыкального искусства.

Формирование мотивации к занятиям фортепиано - задача комплексная: педагогическое и методическое оснащение преподаваемого предмета; тесная работа с администрацией, преподавателями других предметов и родителей. И самое главное — творческая активность и огромное желание самого преподавателя!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Как учителям повышать учебную мотивацию школьников

1. Предоставление частичной свободы выбора .

2. Интерес и радость должны быть основными переживаниями школьнику в процессе обучения

3. При обучении необходимо учитывать запросы, интересы и устремления детей.

4. Самой мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить разбираться ребенка в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать. Если, ребенок в каком то виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти.

5. Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.

6. Отмечайте достижения ребенка. Оценка его достижений поможет продолжить обучение. Например, список успехов может способствовать тому, чтобы он стал самостоятельным.

7. Не наказывать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страх и напряжённость затрудняет процесс обучения. Неудачи снижают мотивацию.

8. Для школьников важна сама личность учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается).

9. Правильно преподносить содержание учебного материала, чтобы это было интересно.

10. Изменять методы и приемы обучения.

11. По возможности стараться на уроке чаще обратиться к каждому ученику, осуществляя постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое.

12. Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла.

13. Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя – не только научить, а и развить мышление ребенка средствами своего предмета.

14. Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.

15. Всеми возможными способами пробуждать в учениках интерес к учебе – быть самим интересным, сделать интересными методы преподнесения информации и сделать интересной свою дисциплину.

16. Игра является мощным стимулом интереса к окружающей жизни. Казалось бы, игра — дело лишь маленьких детей. Но практика показывает, что это не так. Наибольшую эффективность игровая мотивация показывает в среднем школьном возрасте. Младшие более управляемы, старшие — взрослее и целеустремленнее. Средний же возраст как раз и надо цеплять чем-то азартным и вдохновенным. Различные возрасты диктуют совершенно различные игры. Связано это с теми новообразованиями, которые формируются в психике человека по мере взросления. Игры младшего возраста более линейны, младшего среднего — командные, старшего среднего — подразумевают яркую реализацию в личных поступках, в старших классах становится важным отыгрыш и реконструкция незнакомых образов, интересные и необычные модели действительности. Каждый возраст находит в игре свое, и в целом игровая деятельность оказывает огромный эффект в деле формирования личности человека, его знаний и мышления.

17. Создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания.

18. Положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя.

19. Рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т.д.).

20. Занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.

21. Включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу.

22. Необычная форма преподнесения материала.

23. Сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование.

24. Стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.

25. Выяснить, что является причиной низкой мотивации учеников: неумение учиться или ошибки воспитательного характера. После этого поработать с проблемными сторонами.

26. В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера.

27. Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.

28. Применяйте новые информационные технологии.

29. Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра, а именно, ролевая игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса.

30. Уважайте личность каждого ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×