«Развитие мотивации у обучающихся к занятиям физической культуры» | Мой кабинет. Работа №353980
Нa сегoдняшний день достаточно остро стоит прoблема низкoй мoтивaции старшеклаccников к регулярным зaнятиям физическoй культурoй. К выпускному классу многие обучающиеся начинают недооценивать значимость предмета физическая культура, а также начинают уделять меньше внимания самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Это связано со многими причинами, начиная от «стереотипного» отношения к предмету в семье, заканчивая повышенной учебной нагрузкой и подготовкой к сдаче единого государственного экзамена. Этот факт совпадает со сложившейся coциально-экoнoмичеcкая oбстaновкoй в стране, которая кардинально изменила цели, задачи, содержание в системе физкультурного образования, привела к необходимости совершенствования учебного процесса физичеcкогo вocпитания обучающихся [10].
Учебный процесс по физической культуре в общеобразовательной школе, согласно теории физического воспитания, является обязательной формой физкультурного образования обучающихся, цель которой обеспечение всестороннего и гармоничного развития личности [11, 18]. Современные исследования показали, что традиционные уроки физической культурой в достаточной мере не повышают уровень физической подготовленности, физического развития и состояния здоровья обучающихся [7, 32].
Исследователи делают акцент на том, что для воспитания устойчивого интереса и формирования положительной мотивации к занятиям физической культурой, необходимо применять активные методы обучения, вводить в практику такие вопросы и задания, которые будут требовать от обучающихся активной поисковой деятельности. Если стремление обучающихся к самостоятельности, активности, творчеству будут удовлетворяться на уроке физической культуры, то это вызовет у обучающихся большую заинтересованность в посещении. Поэтому, возникает необходимость найти ряд эффективных методов, форм и средств, способствующих повышению мотивации обучающихся старшего школьного возраста к занятиям физическими упражнениями.
Проблемами формирования положительной мотивации к занятиям физической культурой занимались А.В. Попов, Уманский Д.С., Широков К.Р. и др. По их мнению занятия физической культурой и спортом будут более эффективными, если будут учитываться личные физкультурно-спортивные интересы обучающихся, их потребности, вызванные внутренними побуждениями.
С введением третьего часа физической культуры, возрождением норм ГТО, новым требованиям к урокам в рамках ФГОС перед учителем стоит сложная задача мотивации обучающихся к регулярным занятиям физической культурой.
Таким образом, всё вышесказанное подчеркивает актуальность выбранной нами темы исследования.
Цель нашего исследования: изучить особенности формирования мотивации к занятиям физической культурой (на примере старшего школьного возраста).
Объект исследования: мотивационная сфера обучающихся старших классов.
Предмет исследования: мотивация обучающихся к предмету физическая культура, отношение к здоровому образу жизни.
Гипотезой исследования выступило предположение о том, что положительная мотивация к занятиям физической культурой у старшеклассников формируется при условии новизны, практической значимости нового материала, духа соперничества, индивидуального подхода к каждому, учете личного интереса при составлении программ уроков физического воспитания.
Для достижения цели и проверки выдвинутой гипотезы нами выделены следующие задачи:
1) на основе анализа психолого-педагогической литературы определить основные подходы к проблеме формирования мотивации к занятиям физической культурой.
2) изучить особенности формирования мотивации в старшем школьном возрасте;
3) определить этапы, методы и методики эмпирического исследования особенностей формирования мотивации к занятиям физической культуры;
4) осуществить эмпирическое исследование особенностей формирования мотивации к занятиям физической культурой;
5) изучить проблему развития мотивации в психолого-педагогической литературе;
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Российский государственный университет физической культуры, спорта,
молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)
Доклад
на тему:
Развитие инклюзии в России. Проблемы внедрения инклюзии в систему образования в России.
Выполнила:
Глазова Валерия Игоревна
Группа :С1з-09-21
Москва –2024 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Введение
2.Инклюзивное образование
3.Инклюзивное образование за рубежом
4. Развитие инклюзии в России.
5. Внедрение Инклюзии
6. Проблемы внедрения инклюзии в систему образования в России
Введение
Инклюзия (от inclusion – включение) – процесс равноправного участия людей в культурно-образовательной и социальной жизнедеятельности, возможность каждого человека реализовать свой потенциал в академической и общественной жизни в соответствии со своими потребностями. Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой социального взаимодействия людей, в первую очередь для имеющих трудности в физическом развитии (ограниченные возможности здоровья – ОВЗ), но не только их, а также лиц с различными социальными условиями, географическим положением и т. д, а вместе с тем и здоровых детей. Инклюзия подразумевает расширение доступа к образованию (widening participation). В настоящее время идея расширения образовательного пространства, включения в него всех детей, вне зависимости от их способностей, возможностей, культурного и социального положения, становится актуальной и востребованной. Инклюзия базируется на многообразии, она не предусматривает разделение на группы, а напротив, принимает индивидуальность людей как норму. В практической деятельности инклюзивное образование организуется и развивается для обеспечения равных возможностей в получении образования обучающихся с разными образовательными потребностями: одаренных и талантливых детей; детей с нарушениями поведения; девиантным поведением; детей, представляющих национальные меньшинства и семьи мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев; детей, находящихся в социально опасном положении; детей с ограниченными возможностями здоровья и др.
Инклюзи́вное образова́ние
Инклюзи́вное образова́ние (англ. inclusion — включенное, совместное обучение) — форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, социальных, эмоциональных, ментальных, языковых, интеллектуальных и других особенностей, предоставляется возможность учиться совместно в общеобразовательных учреждениях. Понятие инклюзивное образование сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создает основу для более справедливого общества. Все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств или проблемы. Основной целью инклюзивного образования является создание свободной, безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с особыми потребностями. Таким образом, инклюзивное образование – это включение детей с особенностями развития в систему общего образования. Инклюзивное образование – наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов. В этом образовательном пространстве ученики и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным обучением всех без исключения детей.
Инклюзивное образование зарубежом
– понятие инклюзивного образования в зарубежной педагогике определяется как право любого лица на доступ к образованию независимо от способностей, расы, пола, национальности или какого-либо другого фактора, и следовательно, предоставление возможности быть включенным в целостный процесс обучения, воспитания, развития и социализации, что позволяет стать равноправным членом общества и снижает риски принудительной изоляции; – это возможность вовлечь в процесс больше заинтересованных лиц; главный смысл процесса инклюзии можно обозначить так: "Всем здесь рады!"; при инклюзии все заинтересованные стороны должны принимать активное участие для получения желаемого результата; Инклюзивное образование зарубежом
Специальная система образования детей с ОВЗ в зарубежных странах демонстрирует свои определенные особенности и концепции. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов: расширение доступа к образованию (widening participation), мэйнстриминг (mainstreaming), интеграция (integration), инклюзия, т.е. включение (inclusion). Мейстриминг предполагает процесс общения учащихся с ограниченными возможностями в различных досуговых программах. А также предполагает частичное включение учащихся с различными как физическими, так и психическими отклонениями в развитии в группы детей, не имеющих ограниченные возможности в здоровье с целью повышения коммуникативной мотивации и развития толерантности.
Развитие инклюзии в России.
Развитие инклюзии в России — это многогранный процесс, который охватывает различные аспекты жизни общества, включая образование, трудоустройство, социальные услуги и общественное восприятие людей с ограниченными возможностями.
В сфере образования принципы интеграции и инклюзии объясняются
следующим образом: инклюзия – последовательное продолжение интеграции Но если интеграция подразумевает принятие ребенка в существующую
систему без кардинальных изменений этой системы, то инклюзия исходит из того, что право всех детей на совместное образование и воспитание нужно
реализовывать, предварительно проведя ряд реформ. Например, все школы и
детские сады должны быть оснащены таким образом, чтобы посещать и
учиться в них мог каждый ребенок.
1. Образование: В последние годы в России наблюдается тенденция к внедрению инклюзивного образования. Это означает, что дети с ограниченными возможностями могут обучаться в обычных школах вместе с другими детьми. Создаются специальные программы и ресурсы для поддержки таких учеников, однако на практике реализация инклюзии сталкивается с различными трудностями, включая недостаток квалифицированных специалистов и адаптированных учебных материалов.
2. Трудоустройство: Проблема трудоустройства людей с ограниченными возможностями также остается актуальной. В России существуют программы и инициативы, направленные на создание рабочих мест для таких людей, однако уровень их занятости по-прежнему низок. Многие работодатели не готовы принимать на работу людей с инвалидностью из-за предвзятости или недостатка информации о том, как организовать рабочее место.
3. Социальные услуги: В последние годы наблюдается рост числа социальных услуг и программ, направленных на поддержку людей с ограниченными возможностями. Однако доступность этих услуг и качество их предоставления варьируются в зависимости от региона.
4. Общественное восприятие: Важным аспектом инклюзии является изменение общественного мнения о людях с ограниченными возможностями. В России проводятся различные кампании и мероприятия, направленные на повышение осведомленности и снижение стигмы. Однако предвзятость и стереотипы все еще существуют.
5. Законодательство: В России существуют законы, направленные на защиту прав людей с ограниченными возможностями, такие как Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Тем не менее, их реализация часто оказывается недостаточной.
В целом, процесс развития инклюзии в России продолжается, и важно продолжать работу в этом направлении, чтобы обеспечить равные возможности для всех членов общества.
Внедрение Инклюзии
Внедрение инклюзии – задача не из легких. Перейти от интеграции к
инклюзии можно только постепенно, на это потребуется немало времени.
Важно в принципе изменить общественное сознание и политику самого образования, и тогда это приведет к радикальным переменам в системе поддержки людей с ограниченными возможностями. Каждый из нас может внести
свой вклад в то, чтобы сфера образования и наше мышление стали инклюзивными, и тогда в будущем ни один ребенок не будет обделен из-за своего
происхождения, родного языка, ограниченности, пола или возраста. Мы все
должны научиться принимать как данность особенности каждого ребенка и
тем самым обеспечить ему равные возможности в воспитании, образовании и
обслуживании. Разнообразие форм помощи и открытость сотрудников педагогического коллектива могут значительно облегчить процесс перехода от
интеграции к инклюзии. В будущем, скорее всего, возникнут новые формы,
такие как детские и семейные центры и соседская помощь, которые еще
больше облегчат процесс объединения детей и будут способствовать созданию единого общества.
Проблемы внедрения инклюзии в систему образования в России.
Внедрение инклюзии в систему образования в России сталкивается с рядом серьезных проблем, которые препятствуют созданию полноценной и эффективной образовательной среды для всех детей, включая детей с ограниченными возможностями. Вот некоторые из ключевых проблем:
1. Недостаток подготовки педагогов: Множество учителей не имеют достаточной подготовки и знаний для работы с детьми с особыми потребностями. Профессиональные курсы и программы повышения квалификации по инклюзивному обучению часто отсутствуют или не охватывают все необходимые аспекты.
2. Отсутствие ресурсов: Школы часто не располагают необходимыми материальными и техническими ресурсами для организации инклюзивного обучения. Это включает в себя недостаток специализированных учебных материалов, адаптированных учебных планов и оборудования.
3. Нехватка специалистов: В образовательных учреждениях недостаточно психологов, логопедов и других специалистов, которые могли бы оказывать поддержку детям с ограниченными возможностями и помогать учителям в их работе.
4. Стереотипы и предвзятость: Общественное восприятие детей с ограниченными возможностями может быть негативным. Стереотипы о том, что такие дети не могут учиться наравне с другими, могут влиять как на родителей, так и на педагогов, что затрудняет интеграцию.
5. Недостаточная поддержка со стороны государства: Хотя существуют законы и программы, направленные на поддержку инклюзии, их реализация на местах часто оказывается недостаточной. Региональные различия в финансировании и доступности программ также играют значительную роль.
6. Неполное понимание концепции инклюзии: Часто инклюзия воспринимается как физическое присутствие ребенка с ограниченными возможностями в классе, а не как создание условий для его полноценного участия в учебном процессе. Это приводит к тому, что такие дети могут оставаться изолированными от своих сверстников.
7. Недостаток взаимодействия между учреждениями: Часто отсутствует координация между образовательными учреждениями, социальными службами и медицинскими организациями, что затрудняет комплексный подход к обучению и поддержке детей с особыми потребностями.
8. Проблемы с адаптацией учебных планов: Учебные планы часто не адаптированы под нужды детей с ограниченными возможностями, что делает обучение для них сложным и неэффективным.
Для успешного внедрения инклюзии в систему образования в России необходимо комплексное решение этих проблем, включая подготовку кадров, улучшение материально-технической базы, изменение общественного мнения и активное участие государства в поддержке инклюзивного образования.