Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие мотивационного интереса на уроках истории | Федосова Оксана Павловна. Работа №344447

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье исследуются стратегии, направленные на развитие мотивационного интереса к изучению истории. Обсуждаются способы создания увлекательной учебной среды, включая элементы геймфикации и проектной деятельности. Исследуются факторы, способствующие формированию устойчивой мотивации учеников к изучению исторического материала. 

Ключевые слова: мотивация, историческое обучение, геймфикация, проектная деятельность, увлекательная среда, интерес к предмету, устойчивый интерес.

Развитие мотивационного интереса на уроках истории

 

Федосова Оксана Павловна, учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №1 рабочего посёлка Переяславка муниципального района им. Лазо Хабаровского края

 

Аннотация. В статье исследуются стратегии, направленные на развитие мотивационного интереса к изучению истории. Обсуждаются способы создания увлекательной учебной среды, включая элементы геймфикации и проектной деятельности. Исследуются факторы, способствующие формированию устойчивой мотивации учеников к изучению исторического материала. 

Ключевые слова: мотивация, историческое обучение, геймфикация, проектная деятельность, увлекательная среда, интерес к предмету, устойчивый интерес.

 

Мотивационный интерес играет ключевую роль в учебном процессе, всех предметах, но особенно в таком наполненном фактическим материалом, как история. Эффективность усвоения учебного материала, уровень вовлеченности учащихся и результаты их обучения напрямую зависят от того, насколько интересен и актуален материал для учеников. Уроки истории могут быть забавными и информативными, когда они вызывают у учащихся эмоциональную связь с темами, с которыми они соприкасаются. Когда исторические события становятся не просто набором фактов, а оживают в сознании учеников, уровень мотивации стремительно возрастает и, как следствие, происходит более глубокое осознание и понимание изучаемого материала.

Одним из основных способов повышения мотивационного интереса является создание контекста. Учителя могут популяризировать исторические события, связывая их с современными реалиями. Например, обсуждение актуальных конфликтов и проблем через призму истории может предоставить учащимся понимание на долгосрочных последствиях, что сделает изучение темы более значимым. Идея о том, что история не является чем-то удаленным и абстрактным, а жизненным и близким, помогает формировать эмоциональную окраску уроков. Показательный пример: изучение Великой Отечественной войны может быть связано с современными ценностями, такими как патриотизм и геройство, что делает историю актуальной и заманчивой для поколения, которое, возможно, не имеет прямого отношения к этим событиям.

Формирование интереса также достигается через вовлеченность учащихся в процесс. Это можно сделать путем использования активных методов обучения: ролевых игр, дебатов, проектной работы. Проведение ролевых игр, в которых ученики берут на себя роли исторических личностей, позволяет им погрузиться в определенные исторические события и обсуждать их с позиции этих персонажей. Эта активизация учебного процесса делает его не просто механическим запоминанием фактов, а живым взаимодействием с историей. Дебаты о различных исторических интерпретациях также развивают критическое мышление и позволяют учащимся осознать, что история во многом является мнением, основанным на фактах, эксплуатации контекста и сторонних интерпретациях. Вовлеченность в подобные активности становится мощным катализатором интереса и широкого обсуждения исторических тем.

Другим эффективным методом является использование мультимедийных материалов. Видео, документальные фильмы и animated presentations помогают разнообразить уроки и сделать их более интересными. Визуальные эффекты, интерактивные презентации и другие мультимедийные ресурсы эффективно захватывают внимание учащихся и делают информацию более доступной. К тому же, создание коллаборационных проектов на основе изученного материала также увеличивает мотивацию к исследованию и познанию. Учащиеся могут организовывать тематические выставки, создавать видео или презентации о различных аспектах истории, предоставляя возможность выбора и творчества.

Также важна работа с эмоциями учащихся. Исследования показывают, что эмоциональные переживания значительно влияют на эффективность обучения. Исторические факты, преподнесенные с личной точкой зрения и через рассказ о судьбах людей, могут создать более глубокую эмоциональную связь. Например, обсуждение писем военных моряков или дневников участников военных действий помогает увидеть людей за историческими событиями, что делает исторические личности более реальными и живыми.

Не менее важным является формирование учебной среды, способствующей открытому обмену взаимодействия. Учащиеся должны чувствовать себя комфортно в выразительных обсуждениях и высказывании своих мнений. Создание атмосферы доверия, уважения и поддержки позволяет учащимся более активно участвовать в обсуждениях и не бояться высказывать своё мнение, что, в свою очередь, увеличивает мотивацию к учебе. Учитель, создающий такую среду, становится не только преподавателем, но и модератором, который заинтересован в ведении открытого диалога с учениками.

Чтобы повысить мотивационный интерес, стоит также учитывать индивидуальные предпочтения учащихся. Каждый ученик уникален и имеет собственные интересы и увлечения, которые можно интегрировать в процесс обучения. Постепенно внедряя отобранные темы, соответствующие интересам учащихся, учитель может создать более увлекательный процесс и придать ему индивидуальный характер. К примеру, тематика о Великой Отечественной войне может быть связана с современными культурными трендами, например, с кинофильмами, книгами или играми, которые затрагивают эту тему. Это создаст дополнительный стимул для учащихся, что будет способствовать лучшему усвоению информации.

В итоге, для того чтобы повысить мотивационный интерес на уроках истории, учителю следует продумать каждый аспект учебного процесса. Связность между изучаемым материалом и современной жизнью, активные методы обучения, использование мультимедийных технологий и создание доверительной атмосферы — все это способствует формированию интереса. Работая над развитием мотивации, мы не только углубляем знания учащихся о прошлом, но и формируем у них навыки критического мышления, исследовательские умы и эмоциональную эмпатию, что открывает перед ними горизонты не только в учебе, но и в жизни.

 

Список литературы

Жданкин Н.А. Инновации для повышения мотивации // Вестник высшей школы. – 2014. -№7. –с.37-44.  

Иванова Д.С. Проблема учебной мотивации обучающихся среднего школьного возраста на уроках истории и приемы ее повышения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием. Том Часть 1. Ульяновск, 2021.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×