Развитие моторики и координации движений у дошкольников через игровые и спортивные занятия | Варава Надежда Сергеевна. Работа №344953
Аннотация: Статья посвящена вопросам развития моторики и координации движений у детей дошкольного возраста посредством игровых и спортивных занятий. Автор рассматривает особенности психофизического развития дошкольников, важность работы над мелкой и крупной моторикой, а также роль координационных упражнений в формировании здоровой и активной личности. Особое внимание уделено игровым методам обучения, которые способствуют эффективному освоению двигательных навыков и поддержанию интереса детей к физическим занятиям.
Ключевые слова: моторика, координация движений, дошкольники, игровые занятия, спортивные упражнения, физическое развитие, мелкая моторика, крупная моторика.
РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРОВЫЕ И СПОРТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Варава Надежда Сергеевна, инструктор по физической культуре
МБДОУ детский сад комбинированного вида №7 "Сказка" поселка Мостовского муниципального образования Мостовский район
Аннотация: Статья посвящена вопросам развития моторики и координации движений у детей дошкольного возраста посредством игровых и спортивных занятий. Автор рассматривает особенности психофизического развития дошкольников, важность работы над мелкой и крупной моторикой, а также роль координационных упражнений в формировании здоровой и активной личности. Особое внимание уделено игровым методам обучения, которые способствуют эффективному освоению двигательных навыков и поддержанию интереса детей к физическим занятиям.
Ключевые слова: моторика, координация движений, дошкольники, игровые занятия, спортивные упражнения, физическое развитие, мелкая моторика, крупная моторика.
Развитие моторики и координации движений у дошкольников — важный аспект их общего психофизического развития. В этот период происходит интенсивное формирование опорно-двигательного аппарата и нервной системы, что делает физическое воспитание неотъемлемой частью образовательного процесса. В данной статье будет рассмотрено, как игровые и спортивные занятия могут способствовать эффективному развитию моторики и координации у детей дошкольного возраста.
Моторика делится на два основных вида: крупная и мелкая. Крупная моторика отвечает за общие движения тела, такие как бег, прыжки, лазание, в то время как мелкая моторика включает движения мелких мышц кистей и пальцев. Оба этих аспекта крайне важны для успешного развития ребенка. Недостаточное внимание к развитию этих навыков может привести к задержкам в психомоторном развитии, трудностям с координацией и концентрацией.
Игровая форма занятий является одним из наиболее эффективных методов работы с детьми дошкольного возраста. Игры позволяют создать благоприятную и увлекательную среду для обучения, где дети не просто выполняют физические упражнения, а вовлечены в процесс, что значительно повышает их мотивацию и интерес к занятиям. Одной из ключевых особенностей игровой деятельности является ее естественная способность развивать как крупную, так и мелкую моторику. К примеру, игры с мячом развивают ловкость и координацию движений, а игры, требующие мелких манипуляций (например, собирание мелких предметов), улучшают мелкую моторику и глазомер.
Спортивные занятия в дошкольном возрасте также играют важную роль в развитии двигательных навыков. Важно помнить, что на данном этапе развития дети часто не готовы к строгим спортивным тренировкам, и важнее всего сделать занятия не только полезными, но и интересными. В этом отношении игровые упражнения могут служить отличной базой для развития координации и физической активности. Примером могут служить такие игры, как "догонялки", "прятки", эстафеты, которые развивают у детей быстроту реакции, ориентирование в пространстве и способность к координации различных частей тела.
Кроме того, важно учитывать возрастные особенности дошкольников при разработке программ физического воспитания. Например, у детей в возрасте от 3 до 4 лет начинают активно развиваться базовые навыки крупной моторики, такие как бег и прыжки. В этот период можно вводить игры на ловкость и равновесие, такие как бег по заданной траектории, прыжки через препятствия или балансировка на брусьях. Важно следить за тем, чтобы нагрузки соответствовали уровню физического развития ребенка и не вызывали чрезмерного утомления или травм.
От 5 до 7 лет координационные навыки начинают развиваться активнее, что позволяет усложнять задачи. Здесь могут быть полезны игры с мячом, упражнения на метание и ловлю, а также упражнения на точность движений. Например, броски мяча в цель способствуют развитию координации рук и глаз, а также умению рассчитывать силу и направление движения. Также рекомендуется включать элементы спортивных игр, таких как футбол, баскетбол, волейбол, в адаптированном для дошкольников виде. Эти игры развивают чувство команды, коммуникационные навыки, а также помогают ребенку учиться контролировать свое тело и двигательные действия в условиях командной игры.
Также важно отметить социальный аспект игровых и спортивных занятий. В процессе игры дети учатся взаимодействовать с окружающими, договариваться, решать конфликты, что развивает их социальные навыки. Занятия в группе помогают ребенку почувствовать себя частью коллектива, учат следовать правилам и соблюдать дисциплину, что особенно важно для подготовки к школе.
Для достижения наилучших результатов необходимо, чтобы занятия по развитию моторики и координации носили систематический и планомерный характер. Регулярные упражнения помогают детям не только развивать физические навыки, но и укреплять здоровье в целом. Важно сочетать разнообразные упражнения, направленные на развитие как крупной, так и мелкой моторики, чтобы обеспечить гармоничное физическое развитие ребенка.
В заключение можно сказать, что игровые и спортивные занятия являются ключевым элементом в развитии моторики и координации движений у детей дошкольного возраста. Они позволяют создать условия для гармоничного психофизического развития, а также способствуют укреплению здоровья и развитию социальных навыков. Задача инструктора по физической культуре — не только научить детей двигаться, но и привить им любовь к активному и здоровому образу жизни, а игровая форма занятий является одним из наиболее эффективных инструментов для достижения этой цели.
Список литературы
Иовва
О.А., Скитская Л.В., Щербаков Ю.И. Спортивные игры как стимул всестороннего физического развития ребёнка дошкольного возраста // МНКО. 2019. №5 (78). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sportivnye-igry-kak-stimul-vsestoronnego-fizicheskogo-razvitiya-rebyonka-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 25.09.2024).
Кусяпова
Г.А.,
Зюськова
Д.В., Шейко Г.А. Особенности физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практика современной науки. 2024. №4 (106). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-fizicheskogo-vospitaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 25.09.2024).
Тарасова И.В. Применение спортивных игр в развитии двигательных качеств у детей дошкольного возраста // Наука-2020. 2019. №5 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-sportivnyh-igr-v-razvitii-dvigatelnyh-kachestv-u-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 25.09.2024).