«Развитие музыкально-слуховых способностей в самостоятельной работе пианиста» | Балашова Вера Алексеевна. Работа №336123
Основным направлением в процессе обучения игре на фортепиано будущих музыкантов становиться воспитание любви к музыке, внимательное отношение к звукам и линиям развития мелодии ,получению знаний, развитию музыкального слуха, воспитание в себе самостоятельности и творческой инициативы. Целью данных методических рекомендаций является оказание методики в приобретении знаний, развитие музыкальности, слуха и способы работы над художественно-выразительной стороной исполнения.
Процесс музыкального обучения должен строиться так, чтобы ученик получал знания, развивал музыкальный слух, овладевал пианистическими навыками, воспитывал в себе самостоятельность мышления и творческую инициативу.
МБУДО «Детская школа искусств г. Зеленодольска РТ»
«Развитие музыкально-слуховых способностей в самостоятельной работе ученика-пианиста»
Методическая рекомендации
Выполнила:
Балашова В.А., преподаватель ДШИ
2024 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………..….2
Глава 1. Воспитание навыков самостоятельной работы………...……..2 Глава 2. Художественно-исполнительское воспитание , применение методов пропевания, ассоциаций в работе над произведением. …………………….….4
Заключение……………………………………………………………………......6
Список литературы……………………………………………………………….7
Введение
Основным направлением в процессе обучения игре на фортепиано будущих музыкантов становиться воспитание любви к музыке, внимательное отношение к звукам и линиям развития мелодии ,получению знаний, развитию музыкального слуха, воспитание в себе самостоятельности и творческой инициативы. Целью данных методических рекомендаций является оказание методики в приобретении знаний, развитие музыкальности, слуха и способы работы над художественно-выразительной стороной исполнения.
Глава 1. Воспитание навыков самостоятельной работы
Процесс музыкального обучения должен строиться так, чтобы ученик получал знания, развивал музыкальный слух, овладевал пианистическими навыками, воспитывал в себе самостоятельность мышления и творческую инициативу.
Воспитание навыков самостоятельной работы – основная цель обучения. Такие навыки дают возможность хорошо организовать учебный процесс: от успеха их освоения в младших классах во многом зависит продвижение занятий в старших. В процессе обучения ученик должен одновременно осваивать методы их познания. Объем самостоятельной работы возрастает по мере развития ученика, возрастает и требовательность к нему педагога. Педагог ответственен за музыкальное его развитие, знания и умения. Освоение навыков самостоятельной работы воспитывает в человеке само – контроль и уверенность в своих силах. В развитии ученика-исполнителя главное место принадлежит воспитанию слуховых способностей этого фундамента музыкального мышления. Оно осуществляется на основе опыта слушания музыки и тщательной работы по воспитанию слуха пианиста.
В самостоятельном изучении произведения к ознакомительному этому следует отнестись с особым вниманием и ответственностью. Если на занятиях с педагогом первоначальный образ создается в основном с помощью преподавателя – который знакомит ученика с произведением, проигрывает его на инструменте, рассказывает о нем и т.д. - то в самостоятельной работе проходится рассчитывать только на свои силы. Прежде всего необходимо охватить произведение в целом, от первой до последней ноты. Надо научиться использовать для этого все имеющиеся возможности. Ведущую роль при ознакомлении с произведением играют навыки быстрой реакции в нотном тексте, умение читать с листа. При чтении допускается значительное упрощение фактуры, пропуск технически сложных элементов. В трудных местах можно оставить лишь мелодическую линию – главного смыслообразующего элемента музыкальной ткани или внимательным просмотром нотного текста без инструмента. Недостаток умений чтения с листа можно и даже нужно дополнить активной работой слухового воображения- мысленным воспроизведением музыкального материала, проигрыванием трудных мест «в уме», за счет воссоздающего воображения. Умение слушать и слышать свое исполнение и своевременно корректировать художественно-звуковую и техническую стороны игры – способность, которую надо развивать с первых же шагов обучения. Влияние на эту способность с раннего детства оказывает организованное слушание музыки в совершенном исполнении с целью обогащения музыкальных впечатлений.
«Натаскивание» практикуемое в младших классах, исключает возможность самостоятельной работы, а при дальнейшем усложнении репертуара ставит ученика и педагога в трудное положение. В работе с учеником необходимо поощрять его инициативу. Это относиться и к и к изучению элементов музыкальной грамоты, и к освоению репертуара, и к воспитанию слуха, и к техническому развитию, и особенно к творческим заданиям. Но методика самостоятельной работы индивидуальна для каждого вида работы и для разного возраста. В младших классах происходит накопление знаний освоение начальных пианистических навыков, развитие слуха. Каждое домашнее задание должно быть хорошо подготовлено на уроке. Но только убедившись в том, что ученик освоил учебный материал, свободно в нем ориентироваться и готов выполнить задание. Педагог может поручить ему самостоятельное выполнение его дома. В противном случае задание будет выполнено плохо или совсем не выполнено. А невыполнение заданий ведет к отсутствию дисциплины. Ученикам, которым дома помогают родители, можно поручать большой объем работы.
Глава 2. Художественно-исполнительское воспитание , применение методов пропевания, ассоциаций в работе над произведением
Разберем несколько видов самостоятельных работ. Приступая к разбору произведения, полезно сыграть его ученику, проанализировать форму, тональный план. На дом для освоения текста дается небольшой законченный отрывок, доступный ученику. В зависимости от его подготовленности можно задавать разбор произведения отдельно каждой рукой или двумя руками вместе. Дальше учить произведение надо постепенно, небольшими частями, чтобы нотный текст «отстаивался» в памяти, и все нотные указания выполнялись осмысленно. Учитывая на уроке ошибки, нужно работать над ними: объяснить их значение и смысл, способы исправления, предложить ему рассказать, как он будет работать над ними дома. Только убедившись, что ученик на правильном пути, можно поручить ему дальнейший разбор произведения. После того, как произведение разобрано по нотам, начинается техническое его освоение и подготовка к исполнению. Поощряя попытки самостоятельной работы над текстом, над техническими трудностями, педагог тем самым поможет ученику приобрести уверенность в своих силах.
Особым этапом является подготовка произведения к исполнению на сцене. На первой репетиции за роялем надо дать освоиться за инструментом, со сценой и не прерывать его; предложить сыграть весь репертуар 2-3 раза от начала до конца. После этого надо проанализировать все удачи и недостатки. После выступления так же подробно оговорить все, что было хорошо, а что не так удачно получилось. Цифровая оценка должна стать результатом такого разбора. С первых шагов на простых мелодиях детских песенок (знакомых мелодий) надо давать подбор от разных звуков. Убедившись в том, что ученик хорошо ориентируется на клавиатуре и может самостоятельно подбирать мелодии, следует давать на дом подбор от двух-трех звуков, используя и белые, и черные клавиши. Затем надо переходить к развитию ладового восприятия мелодий. Выразительность, эмоциональная яркость исполнения зависит во многом от исполнения мелодической линии, т.к. именно мелодия является главным носителем смысла в музыкальном произведении. Большую пользу в работе над мелодией приносит метод пропевания.
Обращение к пению как к эталону музыкального интонирования, «поиски в инструментах выразительности и эмоционального тепла, свойственных человеческому голосу» играет важную роль в формировании навыков выразительного произнесения мелодии, умении «петь на фортепиано». Еще Ф.Э. Бах советовал «…для правильного исполнения фразы пропеть ее самому». Пропевание мелодии дает возможность непосредственно почувствовать «вокальвесомость» инструментальной интонации, ее родство с человеческим голосом. Собственное пение поможет выявить правильную логическую фразировку, естественное членение мелодии на фразы и мотивы, почувстсвовать необходимость музыкального «дыхания». В целях углубления эстетического переживания музыки могут использоваться следующие методы работы:
- эмоцианально-смысловой анализ;
- метод ассоциаций, сравнений и сопоставлений;
- метод пропевания;
- вслушивание в гармонию;
- дирижирование и воспроизведение метро-ритм в движениях.
Дальше идет формирование целостного музыкально-исполнительского образа и его реальное воплощение в исполнении. Должна быть сформировано эмоциональная программа исполнения. Для этого необходим контроль со стороны сознания, умения держать себя в руках, регулировать свое эмоциональное состояние. Эти навыки-исполнительская воля и выдержка формируются в условиях ответственного исполнения. Поэтому полезно поиграть перед друзьями, родителями и т.д.
При частых повторениях может возникнуть явление привыкания, в таких случаях полезно возвратиться к игре в медленном темпе. Отметим важные моменты самостоятельной работы:
- пробные проигрывания в надлежащем темпе и настроении;
- формирование эмоциональной культуры;
- тренировка исполнительской воли и выдержки.
При работе над самостоятельными заданиями следует учитывать индивидуальные особенности ученика и его подготовку. Каждый ученик требует особого подхода, темпы освоения работ очень индивидуальны. Воспитывая в них терпение и требуя тщательного выполнения указаний, необходимо доводить работу до конца, поощряя при этом аккуратность и творческую инициативу.
Заключение
Предложенные рекомендации предполагают гибкий, творческий подход к ее применению. Цели и задачи зависят от сложности произведения, цели исполнения (выступление на концерте или показ в классе), и от уровня владения инструментом. Надо помнить, что художественное осмысление произведения должно сочетаться с его техническим освоением: от замысла до его реального воплощения – немалая дистанция, преодолеть которую можно при упорной и тщательной работы за инструментом.
Список литературы
1. Б. Милич «Воспитание ученика-пианиста» Киев 1977г.
2. Б.В. Асафьев «Музыкальная форма как процесс» 2-е изд.-л. 1979г.
3. Г.М. Коган «У врат мастерства. Работа пианиста» М.1969г.
4. А.Б. Гольденвейзер «О музыкальном исполнительстве» М., Л., 1966г.
5. Л.А. Баренбойм «Вопросы фортепианной педагогике и исполнительства» Л.,1969г.
6. Г.Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога» 3-е изд. М., 1967г.
7. А.Д. Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано» М., 1978 г.