Развитие музыкально-творческих способностей учащихся детской школы искусств | Наниз Лариса Рамазановна. Работа №351733
Аннотация. Развитие музыкально-творческих способностей учащихся детской школы искусств — это важнейшая задача преподавателя хорового пения. Применение различных методов, направленных на формирование у детей не только технических навыков, но и эстетического восприятия, позволяет раскрыть их творческий потенциал. В статье рассматриваются ключевые подходы и практические рекомендации, направленные на развитие музыкального слуха, интонации, эмоционального восприятия музыки, а также важность коллективной работы в хоре для формирования музыкальных способностей детей.
Ключевые слова: музыкально-творческие способности, детская школа искусств, хоровое пение, методика обучения, музыкальный слух, интонация, коллективное исполнение.
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ
Наниз Лариса Рамазановна, преподаватель хорового пения
ГБО ДО РА "ДШИ а.Понежукай"
Аннотация. Развитие музыкально-творческих способностей учащихся детской школы искусств — это важнейшая задача преподавателя хорового пения. Применение различных методов, направленных на формирование у детей не только технических навыков, но и эстетического восприятия, позволяет раскрыть их творческий потенциал. В статье рассматриваются ключевые подходы и практические рекомендации, направленные на развитие музыкального слуха, интонации, эмоционального восприятия музыки, а также важность коллективной работы в хоре для формирования музыкальных способностей детей.
Ключевые слова: музыкально-творческие способности, детская школа искусств, хоровое пение, методика обучения, музыкальный слух, интонация, коллективное исполнение.
Музыкальное образование в детской школе искусств — это не просто процесс овладения техническими навыками исполнения на инструменте или пения. Это более глубокая задача, направленная на развитие у детей их музыкально-творческих способностей, которые лежат в основе личностного роста, эстетического восприятия мира и формирования гармоничной личности. Одним из важнейших направлений в обучении является хоровое пение, которое объединяет коллектив, способствует эмоциональному и музыкальному развитию каждого ребенка, а также развивает его умение работать в команде.
Педагог в области хорового пения должен не только передавать технические знания, но и создавать такие условия для занятия, которые будут способствовать раскрытию творческого потенциала учащихся. Важным аспектом является понимание того, что музыкально-творческие способности не являются чем-то врожденным, а формируются и развиваются в процессе длительной и систематической работы. Одним из главных факторов, способствующих этому процессу, является работа преподавателя над музыкальным слухом и интонацией каждого ученика.
Для эффективного обучения хоровому пению преподаватель должен уделить внимание развитию музыкального слуха у учащихся. Именно от умения различать и воспроизводить ноты, интервал и гармонию во многом зависит качество исполнения хора. На первых этапах обучения педагог должен заниматься с детьми звуковыми упражнениями, направленными на развитие умения различать высоту звука и воспроизводить его. Примером может служить простая игра «Поймай тон», когда педагог поет или играет на инструменте один или несколько звуков, а ученики должны повторить их. Эти упражнения помогают детям лучше чувствовать тональность и интонацию произведений, которые они исполняют.
Важным элементом развития музыкально-творческих способностей является интонация. Без точной интонации не может быть качественного хорового исполнения. Работая с детьми, педагог должен обращать внимание на четкость и правильность интонации, а также на выразительность звучания. Часто дети, особенно на начальных этапах обучения, могут петь в неправильной интонации из-за недостатка внимания к слуховым ощущениям или из-за плохой работы с дыханием. Регулярные интонированные упражнения, в которых ребенок учится точно попадать в нужную ноту, имеют ключевое значение.
Однако хоровое пение — это не только технический аспект. Важным элементом развития творческих способностей является эмоциональное восприятие музыки. Дети должны учиться не только воспроизводить музыкальные произведения, но и вкладывать в них свои эмоции и чувства. Для этого педагог должен прививать детям навыки музыкальной интерпретации, учить их передавать настроения и образы произведений. Например, при исполнении радостной, бодрой песни дети должны чувствовать легкость и веселье, в то время как в медленных, лирических произведениях важна глубина и искренность звучания.
Кроме того, хоровое пение является коллективной деятельностью, что играет важную роль в развитии музыкально-творческих способностей учащихся. Работа в хоре помогает детям развивать слуховое внимание, способность слушать и слышать других, что невозможно при индивидуальном исполнении. В коллективе каждый ребенок учится не только правильно петь, но и учитывать особенности других голосов, работать в едином ритме и гармонии. Это способствует развитию у детей коммуникативных навыков, умения работать в коллективе, что, в свою очередь, развивает их личностные качества.
Примером эффективной коллективной работы в хоровом пении может быть репетиция, в ходе которой педагог помогает ученикам научиться синхронности и слаженности. Например, разделение на группы (сопрано, альты, теноры, басы) требует от детей способности слушать друг друга и учитывать различные темпы и акценты исполнения. Педагог может предложить им выполнить упражнение, в котором каждая группа поет свою партию, а затем все части сливаются в единый гармоничный аккорд. Это помогает детям понять, как их индивидуальные усилия становятся частью общего звучания.
Развитие творческих способностей невозможно без непосредственного взаимодействия с произведением музыки. Преподаватель должен правильно подобрать репертуар, который соответствует возрасту и возможностям учащихся, но также вызывает у них интерес и желание творить. Важно, чтобы произведения были не только технически доступными, но и эмоционально насыщенными. Для младших классов часто используют народные песни, простые по структуре, но богатые мелодическим и ритмическим материалом. Для старших учеников можно подобрать более сложные композиции, где будет важно не только правильно исполнять музыку, но и передать всю сложность и многогранность музыкальных образов.
Кроме того, педагог должен активно использовать элементы импровизации, чтобы развить у детей способность к музыкальному самовыражению. Можно организовывать занятия, на которых дети сами пробуют придумать свои мелодии, гармонии, а затем адаптировать их для исполнения хором. Такая практика способствует развитию творческого мышления и позволяет детям почувствовать себя не только исполнителями, но и создателями музыки.
Не менее важным аспектом является использование разнообразных методов и подходов в обучении. Каждому ученику нужно находить индивидуальный подход, учитывая его способности и особенности восприятия музыки. Для этого преподаватель должен быть внимателен к каждому ребенку, готов учитывать его личные предпочтения и музыкальные интересы, стимулируя его к дальнейшему развитию.
Таким образом, развитие музыкально-творческих способностей учащихся в детской школе искусств — это многогранный и сложный процесс. Хоровое пение как форма музыкальной деятельности помогает не только развить технические навыки, но и учит детей работать в коллективе, передавать эмоции и погружаться в мир музыки. Тщательная работа педагога, использование разнообразных методов и подходов позволяет раскрыть творческий потенциал каждого ученика и способствует гармоничному развитию личности в целом.
Список литературы
Ершов Д.А. Развитие творческих способностей у учащихся педкласса:
Автореф.дис.канд
.пед.наук
Волгоград:Волгогр.гос.пед.университет. --20
2
1.-19с.
Иванова О.Н. Формирование опыта творческой деятельности учащихся: (На материале деятельности учреждений доп. образования): Автореф.дис. на
соиск.учён
.степ.канд.пед.наук.-Саратов.-20
2
3 .-24с.