Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста | Леонтьева Татьяна Брониславовна. Работа №350582

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация.   Развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста является важным аспектом музыкального воспитания, который оказывает влияние не только на восприятие музыки, но и на общие когнитивные, речевые и эмоциональные способности ребенка. В статье рассматривается роль музыкального слуха в общей системе развития дошкольников, методы и подходы, используемые музыкальными руководителями для его формирования. Приводятся примеры музыкальных упражнений и игр, которые способствуют развитию слухового восприятия у детей, а также описание того, как развитие музыкального слуха влияет на другие области их развития.

Ключевые слова: музыкальный слух, дошкольный возраст, музыкальное воспитание, музыкальные упражнения, слуховое восприятие, развитие детей.

Развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста

 

Леонтьева Татьяна Брониславовна, музыкальный руководитель

МБДОУ детский сад № 3 г. Советская Гавань

 

 

Аннотация.   Развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста является важным аспектом музыкального воспитания, который оказывает влияние не только на восприятие музыки, но и на общие когнитивные, речевые и эмоциональные способности ребенка. В статье рассматривается роль музыкального слуха в общей системе развития дошкольников, методы и подходы, используемые музыкальными руководителями для его формирования. Приводятся примеры музыкальных упражнений и игр, которые способствуют развитию слухового восприятия у детей, а также описание того, как развитие музыкального слуха влияет на другие области их развития.

Ключевые слова: музыкальный слух, дошкольный возраст, музыкальное воспитание, музыкальные упражнения, слуховое восприятие, развитие детей.

 

Развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста является неотъемлемой частью их общего музыкального воспитания. Музыкальный слух — это способность воспринимать и различать звуки по их высоте, громкости, тембру, длительности и ритму, а также способность воспроизводить эти звуки. На первый взгляд, может показаться, что музыкальный слух — это врожденное качество, которое не поддается коррекции. Однако практика показывает, что у детей дошкольного возраста музыкальный слух можно и нужно развивать, и это не только способствует их музыкальному воспитанию, но и помогает в общем развитии личности.

В дошкольном возрасте слуховые восприятия детей очень чувствительны и поддаются корректировке. Это время, когда закладываются основы всех навыков восприятия окружающего мира, в том числе и музыкальных. Музыкальный слух играет важную роль в не только музыкальном, но и общем развитии ребенка, поскольку способствует улучшению речевых навыков, развитию памяти, внимания, концентрации, а также помогает ребенку лучше понимать и чувствовать окружающий мир.

Музыкальный слух у детей — это не только способность различать мелодии, гармонии, ритмы и тембры, но и важная составляющая общей гармонии развития. Это понятие включает в себя как восприятие музыки, так и способность ребенка выражать свои эмоции через музыкальные средства. Хорошо развитый музыкальный слух способствует быстрому освоению навыков пения, игры на музыкальных инструментах, а также помогает детям воспринимать и понимать другие виды искусства, такие как танцы, театр и изобразительное искусство. Музыкальный слух связан с умением различать звуки и ритмы речи, что, в свою очередь, способствует улучшению речевых навыков ребенка.

Кроме того, музыкальный слух развивает внимание, концентрацию, память и когнитивные способности, что в конечном итоге способствует общей успешности ребенка в учебной деятельности в более позднем возрасте. Через занятия музыкой дети учат фокусировать внимание на звуках, различать их, следить за музыкальными паттернами и передавать свои чувства через музыку. Музыкальный слух в раннем возрасте также помогает детям развивать чувство времени и пространства, а это влияет на их пространственное и временное восприятие окружающего мира.

Музыкальный слух не является чем-то фиксированным, он может и должен развиваться в процессе музыкального воспитания. Существует множество методов и приемов, которые могут помочь музыкальному руководителю и воспитателю в развитии слуха у дошкольников. Одним из самых эффективных методов является использование музыкальных упражнений, направленных на развитие слухового восприятия, а также использование музыкальных игр, которые превращают обучение в увлекательное и динамичное занятие.

Для развития слухового восприятия важно, чтобы дети активно включались в процесс занятия, слушали различные звуки, пытались их воспроизводить и различать. Одним из популярных упражнений является работа с тембрами. Например, детям можно предложить слушать звуки разных музыкальных инструментов, а затем попросить их определить, какой инструмент звучал. В процессе таких упражнений дети учат различать тембры, высоту звука, а также начинают осознавать, как каждый инструмент имеет свой характерный звук.

Другим важным аспектом развития музыкального слуха является работа с ритмом. Для этого можно использовать игры, где дети повторяют за музыкальным руководителем ритмичные движения или хлопки. Сначала такие упражнения просты, например, дети повторяют два-три удара в такт музыке, но со временем задача усложняется, и дети учат более сложные ритмические структуры. Важно, чтобы музыкальные упражнения были динамичными, интересными и соответствовали возрастным особенностям детей.

Развитие мелодического слуха также является важной частью работы музыкального руководителя. Один из методов — это пение. В начале дети могут петь простые песенки, имитируя звуки, потом постепенно переходить к более сложным мелодиям. Для этого важно, чтобы музыкальный руководитель предлагал детям такие песни, которые соответствуют их возрасту и уровню слухового восприятия. Например, дети могут петь знакомые простые мелодии, а затем пробовать повторить мелодию, воспроизведенную музыкальным руководителем, или придумать свою.

Примером такого упражнения может быть игра «Музыкальные шаги», в которой музыкальный руководитель начинает исполнять на фортепиано простую мелодию, а дети должны, шаг за шагом, повторять за ним движения, следуя темпу и ритму. Такое упражнение развивает слуховую память, внимание и музыкальную интуицию.

Кроме того, можно использовать музыкальные игры с элементами драматизации, где дети изображают животных или природу под музыку. Это помогает не только развить слух, но и творческое воображение детей, помогает им ассоциировать музыку с окружающим миром.

Музыкальные игры — это важный инструмент для развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. Игровая форма обучения позволяет детям воспринимать сложные музыкальные задачи с удовольствием и интересом. Например, игра «Звуки животных» помогает детям научиться различать различные звуки и ассоциировать их с изображениями животных. Музыкальный руководитель может воспроизвести звук, например, рыка льва или шелеста листьев, и попросить детей угадать, что это за звук. Затем дети могут повторить эти звуки, создавая их с помощью музыкальных инструментов или голосом. Эта игра развивает не только музыкальный слух, но и внимание, воображение, креативность.

Другим примером является игра «Мелодические шаги», где детям предлагается повторить за педагогом не только ритм, но и мелодию, сочетая пение и движения. Дети могут петь простую мелодию или даже подбирать звуки с помощью инструментов, создавая свои собственные мелодии. Такие игры помогают детям не только развивать слух, но и учат их работать в команде, следить за групповой динамикой и понимать, как каждый элемент музыки соединяется в одно целое.

Развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста имеет огромное значение для их общего гармоничного развития. Музыкальный слух помогает детям не только воспринимать и создавать музыку, но и развивает их речевые, когнитивные и социальные навыки. Музыкальный руководитель играет ключевую роль в этом процессе, используя различные методы и подходы для развития слухового восприятия у детей. Важно, чтобы занятия были разнообразными и увлекательными, чтобы дети могли с удовольствием развивать свои музыкальные способности. Таким образом, музыкальный слух в раннем возрасте становится основой для дальнейшего развития не только в музыке, но и в других сферах жизни ребенка.

 

Список литературы

 

1. Виноградова Н.Н. Цикл статей о музыкальном воспитании дошкольников: Методы музыкального воспитания / Виноградова Н.Н. - [Электронный ресурс]. – 2012.

2. Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. СПб.: Детство – Пресс, 2018. – 650 с

3. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду Текст: программа и методические рекомендации / М.Б. Зацепина. – М.: Мозаика-синтез, 2012. – 88 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×