Развитие музыкальных способностей детей в дошкольных организациях | Егорова Юлия Александровна. Работа №340529. Номер работы: №340529
Развитие музыкальных способоностей,их формирование - одна из интересных проблем,привлекающая внимание исследователей,на протяжении многих лет. Изучение этой проблемы актуально в связи с тем,что развитие музыкальных способностей,музыкального вкуса,эмоциональной отзывчивости, в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека в будущем.
Развитие музыкальных способностей детей в дошкольных организациях
Непосредственное влияние музыки на эмоциональную сферу ребенка способствует возникновению первоначальных ответных действий, в которых можно видеть предпосылки к формированию в дальнейшем основных музыкальных способностей.
Современными исследователями доказано, что формировать музыкальные способности нужно начинать как можно раньше. Чем раньше дети приобщаются к миру музыки, тем более музыкальными они впоследствии становятся, и тем радостнее и желаннее будут для них новые встречи с музыкой. Бедность музыкальных впечатлений детства, их отсутствие вряд ли можно будет восполнить позднее, будучи взрослым. Может поэтому, многие специалисты утверждают, что дошкольный возраст самый благоприятный период для формирования музыкальных способностей.
Термин "способности", несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, определяется в литературе неоднозначно. Распространенным является определение: способности - это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес ученый Б.М. Теплов. В понятие "способности" по его мысли, заключено три идеи. Во-первых, под способностями разумеется индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека. Способности, считает Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития.
Развитие музыкальных способностей, их формирование одна из интереснейших проблем, привлекающая внимание исследователей на протяжении многих лет. Изучение этой проблемы актуально в связи с тем, что развитие музыкальных способностей, музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека в будущем.
Последние десятилетия характеризуются значительным ростом внимания к развитию музыкальных способностей подрастающего поколения. Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания.
Специалисты-музыканты выделяют три вида музыкальных способностей:
1) ладовое чувство - проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, прочувствованное восприятие;
2) музыкально-слуховое представление, включает в себя память и воображение, эта способность, проявляющая в воспроизведении по слуху мелодии;
3) чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке - это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Одним из важнейших средств развития музыкальных способностей детей являются музыкально-дидактические игры. В игровой форме музыкальные способности у детей развиваются намного интереснее и эффективнее.
Музыкально-дидактические игры всегда интересны детям, всегда вызывают желания участвовать в них. Это универсальный метод в музыкальном воспитании, который позволяет в доступной форме привить детям интерес и любовь к музыке, дать им понятия основ музыкальной грамоты. Музыкально-дидактические игры развивают у детей чувство ритма, координацию движений, творческих способностей, а также является хорошим средством для раскрепощения стеснительных детей.
Многие педагогические технологии направлены на развитие творчества детей при помощи именно синтеза искусств в полисенсорном режиме преподавания и могут применяться не только на занятиях по музыке в детском саду, но и в школах искусств, в дополнительном образовании. В этом универсальность программы.
Главным направлением, стратегией содержания воспитательного процесса является достижение цели-результата: воспитание целостной, гармоничной, талантливой, креативной личности ребенка. Это достигается благодаря используемому принципу правостороннего обучения, где главное: интуиция, эмоционально-образное преподнесение довольно сложных понятий, учебной информации в легкой, развлекательной, фантазийной форме игры-путешествия: образование + развлечение + увлечение. Не передачей готовой информации в голову ребенка должен заниматься педагог, а учить добывать ее самим, открывать ее, устанавливая при этом обратную связь - один из важных принципов современных образовательных программ.
Музыкально-эстетическое воспитание осуществляется в процессе активной преобразующей продуктивной деятельности.
Художественная деятельность предполагает восприятие и создание предметов искусства.
Поэтому различаются: деятельность восприятия, исполнительство и творчество.
Деятельность эстетического восприятия - это сложное социальное явление, характеризующееся единством эмоционального и интеллектуального. Она предполагает целостное и целенаправленное видение прекрасного, его оценку, включающую в себя индивидуальность проявлений и эмоциональность переживаний. Одним из основных видов музыкальной деятельности является слушание-восприятие музыки. Основной он потому, что присутствует и во всех других видах музыкальной деятельности. Слушание музыки как вид деятельности имеет свои задачи: знакомить детей с музыкальными произведениями современной, классической, народной музыки, доступными их восприятию; развивать способность эмоционально-оценочно откликаться на музыкальные произведения, воспитывая тем самым музыкальный вкус; дать первоначальные сведения о музыке, познакомить с простейшими средствами музыкальной выразительности; подводить к запоминанию музыкальных произведений, формируя тем самым «музыкальный багаж».
Исполнительская деятельность - это воспроизведение усвоенной системы действий в определенных условиях. Основные виды исполнительской деятельности в дошкольном возрасте - это пение, музыкально-ритмические движения и игра на детских музыкальных инструментах.
Пение имеет в жизни ребенка огромное значение. Голос - это первый универсальный музыкальный инструмент, которым овладевает ребенок. Пение - наиболее доступный исполнительский вид деятельности и вместе с тем, пение - сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации и слухового мышечного ощущения. Процесс совершенствования слуха и интонирования начинается с 2-3 лет с простейшего «подравнивания» вокальной интонации к образцу и зависим от развития и созревания голосового аппарата ребенка. О степени сформированности навыка точного интонирования говорит способность ребенка точно воспроизводить голосом мелодию после первого ее прослушивания. Пение как вид деятельности в детском саду ставит следующие задачи: формировать у детей певческие умения и навыки (правильное звукообразование и интонирование, дикция, правильная организация дыхания), способствующие выразительному исполнению песен как с помощью взрослого, так и самостоятельно, с аккомпанементом и без него; развивать музыкально-сенсорные способности, умение слышать и контролировать себя в сольном и хоровом пении.
Музыкально-ритмические движения как вид деятельности также играют большую роль не только в музыкальном, но и в общем развитии ребенка. Овладевая навыками ритмичного, выразительного движения ребенок учится владеть своим телом, у него формируется правильная осанка, выразительная легкая походка. Говоря о развитии музыкальных способностей в музыкально-ритмической деятельности имеют ввиду прежде всего способность ощущать ритмическое своеобразие в музыке и передавать это в своих движениях. Поэтому перед педагогом стоит задача учить воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать с ними свои движения. Работа педагога по развитию музыкальных способностей ребенка в музыкально-ритмической деятельности строится по двум направлениям - развитие музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения. Музыкально-ритмические навыки осваиваются детьми в процессе разучивания танцев, народных плясок и хороводов, упражнений, музыкальных игр, требования же в работе над этими навыками последовательно усложняются. Навыки выразительного движения - это определенный запас движений, которые заимствованы из физической культуры (гимнастические упражнения, различные виды ходьбы, бега, перестроений), из области сюжетной драматизации (изображение птиц, зверей; человек и его деятельность), из области танца (элементы народных плясок, бальных танцев), а также движения детской пляски, существующие, пожалуй, только в детском саду.
Игра на детских музыкальных инструментах - также исполнительский вид деятельности, ставящий перед собой задачи развития у детей восприятия музыкальных произведений, исполняемых на различных музыкальных инструментах и обучения игре на детских музыкальных инструментах.
Овладение перечисленными видами музыкальной деятельности позволяет ребенку встать на следующую ступень - ступень к овладению творческой деятельностью.
Задачи музыкального воспитания детей реализуются в условиях специально-организованного учебно-образовательного процесса, который осуществляется в разнообразных формах. Как известно, основной формой музыкального обучения дошкольников в детском саду является музыкальное занятие.
Музыкальные занятия имеют свою специфику. Они отличаются от других занятий прежде всего своей структурой. В нее входят сразу несколько видов музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, ознакомление с элементами музыкальной грамоты.
Музыкальные занятия содействуют воспитанию многих положительных качеств личности ребенка. Они объединяют детей общими эстетическими переживаниями, совместными действиями, учат культуре поведения, способствуют формированию основ музыкальной культуры.
Структура музыкального занятия зависит от содержания музыкального материала. Последовательность видов деятельности в занятии может быть различной. Т.е. структура музыкального занятия должна быть вариативной.
Ее эффективность зависит от:
а) содержания учебного материала;
б) учебных целей и задач;
в) методов обучения;
г) возрастных и индивидуальных особенностей детей;
д) от активности педагога и его профессиональных качеств и, в первую очередь, умения наладить контакт с детьми.
В зависимости от количества детей, объединяющихся на занятии, выделяются фронтальные занятия (объединяющие одну возрастную группу), занятия с подгруппами детей (по 4-7 чел.), индивидуальные.
В зависимости от содержания занятий и тех учебных и воспитательных задач, которые на них решаются, музыкальные занятия подразделяются на: традиционные, доминантные, тематические, комплексные. На каждом из этих типов занятий могут решаться как общие задачи музыкального развития, так и специфические.
Доминантные, тематические и комплексные занятия стали широко внедряться в практику лишь в последние годы. До этого основная часть педагогов-практиков ограничивалась применением лишь так называемого традиционного занятия, хотя и с учетом вариативности его структуры. Это вело к формализации процесса обучения. Традиционные методы проведения занятий не всегда отвечали меняющимся потребностям и условиям организации музыкального обучения. В сегодняшние дни педагоги-музыканты используют современные системы музыкально-эстетического воспитания дошкольников, максимально эффективно применяют средства технического обучения, современные фонотеки, а также музыкально-дидактические игры и пособия нового поколения.
Содержание музыкального воспитания предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на нее, приобщение их к разнообразным видам музыкальной деятельности, что позволяет развивать общую музыкальность ребенка, его творческие способности.
Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.
Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны. Среди них и музыкальная. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры и пособия. Это еще одна из целей которой, служат эти игры и пособия.
Основное назначение музыкально-дидактических игр и пособий - формирование у детей музыкальный способностей; в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте; развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Музыкально-дидактические игры и пособия обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.
В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности.
В играх дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений и в области слушания музыки. Игры, которые проводятся на занятиях, выступают как отдельный вид музыкальной деятельности и имеют обучающий характер. Использование музыкально-дидактических игр и пособий в процессе пения Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального воспитания детей в детских садах.
Песня звучит на утренниках и развлечениях, музыкальных вечерах и спектаклях кукольного театра, она сопровождает многие игры, танцы, хороводы. Играя, ребенок напевает свою незамысловатую мелодию.
Музыкально-дидактические игры, проводимые в процессе пения, помогают научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. Например, для чистого интонирования очень часто используют игру «музыкальный телефон», которая может помочь детям выразительно исполнять ту или иную песню.
Для закрепления знакомых песен можно использовать игру «Волшебный волчок»: дети определяют песню по вступлению, припеву, которые исполняются на фортепиано, по музыкальной фразе, спетой всеми или индивидуально, сыгранной на детских музыкальных инструментах. При исполнении любой песни детей учат правильно передавать динамические оттенки, которые помогают почувствовать красоту звучания мелодии. В свободное время также можно провести музыкально-дидактические игры, связанные с пением, например, «Музыкальный магазин». Свои представления о той или иной песне дети передают в рисунках. Содержание их составляют понравившиеся песни, музыкальные произведения, инструменты. Немаловажную роль в развитии у детей слуха, ритма играют распевки и попевки. Их можно проводить даже в качестве музыкально-дидактических игр. Они представляют собой несложные музыкальные фразы из знакомых детям песен.
Музыкально- образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а также специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима.